(Действующий) Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1172 "Об...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
по свободным договорам купли-продажи мощности (свободным договорам купли-продажи электрической энергии и мощности);
по договорам, указанным в подпунктах 7, 8, 10 и 11 пункта 4 настоящих Правил;
по договорам о предоставлении мощности квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, заключенным по результатам конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, коммерческим представителем продавцов и покупателей мощности в их интересах;
по договорам купли-продажи (поставки) мощности, заключенным по результатам конкурентных отборов мощности коммерческим представителем продавцов и покупателей мощности в их интересах.
Объем мощности, покупаемой по регулируемым договорам, определяется в соответствии с разделом VI настоящих Правил.
Объем мощности, покупаемой по свободным договорам купли-продажи мощности (свободным договорам купли-продажи электрической энергии и мощности), определяется в соответствии с пунктом 117 настоящих Правил.
Объем мощности, покупаемой по договорам, указанным в подпунктах 7, 8, 10, 11 и 14 пункта 4 настоящих Правил, определяется в соответствии с пунктом 124 настоящих Правил.
Объем мощности, покупаемой по договорам купли-продажи (поставки) мощности, заключенным по результатам конкурентных отборов мощности, равен объему, на который определенные для покупателя в соответствии с пунктом 122 настоящих Правил обязательства по покупке мощности превышают объем мощности, покупаемый им на оптовом рынке по регулируемым договорам, по свободным договорам купли-продажи мощности (свободным договорам купли-продажи электрической энергии и мощности) и по договорам, указанным в подпунктах 7, 8, 10, 11 и 14 пункта 4 настоящих Правил. Обязательства покупателя по таким договорам формируются исходя из цен, определенных по результатам конкурентного отбора мощности для зоны свободного перетока, в которой расположено энергопотребляющее оборудование этого покупателя, с учетом ежегодной индексации этих цен, осуществляемой организацией коммерческой инфраструктуры, на условиях и в порядке, установленных настоящими Правилами, и умноженных на сезонный коэффициент. В случае несоответствия величин фактического пикового потребления покупателей в расчетном периоде и величин пикового потребления, указанных в пункте 124 настоящих Правил, исходя из которых формируются обязательства по покупке мощности по договорам, указанным в подпунктах 7, 8, 10, 11 и 14 пункта 4 настоящих Правил, обязательства покупателей изменяются в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
При формировании стоимости продажи (покупки) мощности по результатам конкурентного отбора мощности сумма превышения обязательств покупателей в ценовой зоне над требованиями поставщиков в ценовой зоне (требований поставщиков над обязательствами покупателей), рассчитанных исходя из цен на мощность, определенных в соответствии с настоящими Правилами, учитывается при определении итоговой стоимости мощности путем уменьшения или увеличения обязательств покупателей и требований поставщиков по договорам купли-продажи (поставки) мощности, заключенным по результатам конкурентных отборов мощности в соответствующем месяце в указанной ценовой зоне, в порядке, установленном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, с учетом особенностей, установленных для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью в пункте 164 настоящих Правил, а также с учетом обязательного распределения величины, рассчитанной в соответствии с пунктом 116 настоящих Правил, на стороны свободного договора, предполагающего поставку мощности от генерирующих объектов гидроэлектростанций, расположенных во второй ценовой зоне, и генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в ценовых заявках на конкурентный отбор мощности.
Коммерческий оператор в установленном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка порядке в течение 15 дней после получения от системного оператора результатов конкурентного отбора мощности на год поставки мощности рассчитывает прогнозную величину суммы превышения обязательств покупателей в ценовой зоне над требованиями поставщиков в ценовой зоне (требований поставщиков над обязательствами покупателей) на год поставки мощности.
124. Участники оптового рынка (за исключением организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью) покупают мощность, поставляемую на основании договоров, указанных в подпунктах 7, 8, 10, 11 и 14 пункта 4 настоящих Правил, в объемах, определенных в соответствии с настоящим пунктом.
По договорам, предусмотренным подпунктами 8, 10 и 14 пункта 4 настоящих Правил, каждый участник оптового рынка покупает мощность в объеме, определяемом в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, соответствующем части объема мощности каждого генерирующего объекта в соответствующем месяце по указанным договорам в указанной ценовой зоне, пропорциональной разности пикового потребления и объема мощности, определенного для него в прогнозном балансе на соответствующий месяц для поставки населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей (либо суммарного объема мощности, определенного для покупателя в прогнозном балансе на указанный месяц, если это покупатель, функционирующий в отдельных частях ценовых зон). При этом из указанных объемов пикового потребления исключаются объемы пикового потребления производителей электрической энергии в пределах максимальных объемов потребления электрической энергии на собственные и (или) хозяйственные нужды, определяемых в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
По договорам, указанным в подпунктах 7 и 11 пункта 4 настоящих Правил, каждый участник оптового рынка покупает мощность в объеме, определяемом в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, соответствующем части продаваемого в соответствующей зоне свободного перетока объема мощности каждого генерирующего объекта в соответствующем месяце по указанным договорам, пропорционального объему разности пикового потребления и объема мощности, определенного для него в прогнозном балансе на соответствующий месяц для поставки населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей (либо суммарного объема мощности, определенного для покупателя в прогнозном балансе на указанный месяц, если это покупатель, функционирующий в отдельных частях ценовых зон). При этом из указанных объемов пикового потребления исключаются объемы пикового потребления производителей электрической энергии в пределах максимальных объемов потребления электрической энергии на собственные и (или) хозяйственные нужды.
В случае если генерирующий объект, мощность которого поставляется в вынужденном режиме, был отнесен к указанной категории с целью обеспечения теплоснабжения потребителей, необходимого для функционирования систем жизнеобеспечения, то производимая с использованием такого генерирующего объекта мощность продается по договорам, указанным в подпункте 11 пункта 4 настоящих Правил, покупателям, функционирующим в субъекте Российской Федерации, в котором расположен такой генерирующий объект. При этом каждый покупатель в соответствующем регионе покупает мощность в объеме, определяемом в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, равном части мощности, производимой с использованием такого генерирующего объекта и продаваемой в этой зоне свободного перетока, пропорциональной разности объема пикового потребления и объема мощности, определенного для него в прогнозном балансе на соответствующий месяц для поставки населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей (либо суммарного объема мощности, определенного для покупателя в прогнозном балансе на указанный месяц, если это покупатель, функционирующий в отдельных частях ценовых зон). При этом из указанных объемов пикового потребления исключаются объемы пикового потребления производителей электрической энергии в пределах максимальных объемов потребления электрической энергии на собственные и (или) хозяйственные нужды.
Часть объема мощности генерирующих объектов, мощность которых поставляется в вынужденном режиме, и генерирующих объектов, определенных по результатам конкурсов инвестиционных проектов на формирование перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии, которая не оплачивается покупателями, функционирующими в зоне свободного перетока, в которой расположены эти объекты, вследствие выполнения положений пункта 122 настоящих Правил об ограничении значения коэффициента фактического наличия мощности в каждой зоне свободного перетока, оплачивается по договорам, указанным в подпунктах 8 и 11 пункта 4 настоящих Правил, покупателями, функционирующими в остальных зонах свободного перетока соответствующей ценовой зоны. При этом указанная часть объема мощности распределяется по договорам с такими покупателями пропорционально разности объема пикового потребления покупателя и объема мощности, определенного для них в прогнозном балансе на соответствующий месяц для поставки населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей (либо суммарного объема мощности, определенного для покупателя в прогнозном балансе на указанный месяц, если это покупатели, функционирующие в отдельных частях ценовых зон), уменьшенного на объемы пикового потребления электрической энергии в пределах максимальных объемов потребления электрической энергии на собственные и (или) хозяйственные нужды.
Объем покупки мощности участника оптового рынка по договорам, указанным в подпунктах 7, 8, 10, 11 и 14 пункта 4 настоящих Правил, уменьшается на объем, произведенный данным участником с использованием генерирующих объектов, в отношении которых заключены соответствующие договоры, и приходящийся на покрытие потребления мощности в его группах точек поставки.
При изменении субъектного состава оптового рынка и (или) при определении новых или исключении существующих групп точек поставки, с использованием которых осуществляется покупка мощности на оптовом рынке, объемы подлежащей покупке мощности, поставляемой по договорам, указанным в подпунктах 7, 8, 10, 11 и 14 пункта 4 настоящих Правил, изменяются в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка без изменения при этом совокупного объема мощности, подлежащего покупке в соответствующей ценовой зоне оптового рынка (зоне свободного перетока для договоров, указанных в подпункте 8 пункта 4 настоящих Правил).
125. В отношении генерирующих объектов, отнесенных в установленном порядке к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме, при условии выполнения требований, установленных в абзацах девятом-одиннадцатом пункта 114 настоящих Правил, поставщики продают по ценам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, объемы мощности, фактически поставленные на оптовый рынок, определенные в соответствии с положениями раздела IV настоящих Правил и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, за исключением объемов мощности, поставленных по регулируемым договорам. Продажа электрической энергии, производимой на указанных генерирующих объектах, не проданной по регулируемым договорам, производится по свободным (нерегулируемым) ценам, а также по цене, установленной федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, в случаях, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Цена продажи мощности указанных генерирующих объектов определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов:
в 2011 году (для генерирующих объектов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2008 г.) - с учетом прогнозной прибыли от продажи электрической энергии и мощности, вырабатываемой на всех генерирующих объектах, отнесенных на 1 января 2011 г. к группам точек поставки, зарегистрированных за участником оптового рынка, в отношении которого зарегистрирована или была зарегистрирована на 1 января 2011 г. группа точек поставки указанного генерирующего оборудования. При этом цена продажи мощности не может быть меньше минимальной величины из цены мощности, определенной по итогам конкурентного отбора мощности для покупателей зоны свободного перетока мощности, к которой отнесено соответствующее генерирующее оборудование, и величины, определенной федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов исходя из условия компенсации затрат на производство электрической энергии и мощности;
в 2012 году - с учетом прогнозной прибыли от продажи электрической энергии и мощности, вырабатываемой в 2012 году на всех генерирующих объектах, отнесенных на 1 января 2011 г. к группам точек поставки, зарегистрированных за участником оптового рынка, и фактически полученной прибыли (убытков) от реализации электрической энергии за 2011 год, если в течение 2011 года мощность этого объекта поставлялась в вынужденном режиме. При этом цена продажи мощности не может быть меньше минимальной величины из цены мощности, определенной по итогам конкурентного отбора мощности для покупателей зоны свободного перетока мощности, к которой отнесено соответствующее генерирующее оборудование, и величины, определенной федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов исходя из условия компенсации затрат на производство электрической энергии и мощности;
в последующие годы - с учетом прогнозной прибыли от продажи электрической энергии, вырабатываемой с использованием соответствующего объекта.
В 2011 году, в случае если к группе точек поставки отнесено генерирующее оборудование, введенное в эксплуатацию после 31 декабря 2007 г., поставляющее мощность в вынужденном режиме, федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливается цена продажи мощности в отношении указанной группы точек, равная максимальной цене на мощность для проведения конкурентного отбора мощности, определенной Правилами определения максимальной и минимальной цены на мощность для проведения конкурентного отбора мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2010 г. N 238, а для зон свободного перетока, для которых указанная максимальная цена на мощность не применяется, - равная цене, определенной в соответствующей зоне свободного перетока для покупателей по итогам конкурентного отбора мощности.
Особенности определения стоимости мощности, в том числе порядок применения цен, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, и сезонных коэффициентов, устанавливаются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
В период с 1 января до 1 апреля 2011 г. в отношении генерирующих объектов, отнесенных в установленном порядке к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме при условии выполнения требований, установленных в абзацах девятом-одиннадцатом пункта 114 настоящих Правил, поставщики продают по ценам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов исходя из условия компенсации затрат на производство электрической энергии и мощности, объемы мощности, фактически поставленные на оптовый рынок, определенные в соответствии с положениями раздела IV настоящих Правил и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, за исключением объемов мощности, поставленных по регулируемым договорам. В период с 1 января до 1 апреля 2011 г. в отношении указанных генерирующих объектов, расположенных в первой ценовой зоне, поставщики продают по ценам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов исходя из условия компенсации затрат на производство электрической энергии и мощности, объемы электрической энергии, определенные по итогам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед. При этом особенности участия поставщиков в отношении объемов электрической энергии, производимых на указанных генерирующих объектах, в конкурентных отборах ценовых заявок на сутки вперед и для балансирования системы (в том числе особенности определения объемов, цен и стоимости электрической энергии) устанавливаются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Участник оптового рынка в отношении генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме и введенных в эксплуатацию после 31 декабря 2007 г., вправе обратиться в Правительственную комиссию по вопросам развития электроэнергетики. В соответствии с предложениями этой Комиссии на основании решения Правительства Российской Федерации цена на мощность указанных генерирующих объектов определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов так же, как цена генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме и введенных в эксплуатацию до 1 января 2008 г. При этом цена на мощность, поставляемую в текущем периоде регулирования указанными участниками оптового рынка по регулируемым договорам в ценовых зонах оптового рынка, не пересматривается.
126. Для устранения или снижения технологических ограничений на максимально возможные перетоки электрической энергии между зонами свободного перетока в ценовых зонах оптового рынка результаты долгосрочных и корректировочных отборов мощности, сведения о размещении генерирующих объектов и их технических параметрах, а также сведения о генерирующих объектах, в отношении которых заключены договоры, предусмотренные подпунктом 10 пункта 4 настоящих Правил, и генерирующих объектах, вводимых в эксплуатацию в соответствии с порядком и условиями финансирования объектов по производству электрической энергии и мощности в целях формирования перспективного технологического резерва мощности, берутся за основу при формировании или внесении изменений в инвестиционные программы субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, в инвестиционные программы территориальных сетевых организаций и иных субъектов, отнесенных к числу субъектов электроэнергетики, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются уполномоченным федеральным органом власти, а также в инвестиционные программы газораспределительных (газотранспортных) организаций, в уставных капиталах которых участвует государство. Для этого системный оператор ежегодно, в срок, не превышающий 3 месяцев после проведения конкурентного отбора мощности, формирует и направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, предложения по строительству (модернизации) электросетевых объектов для их учета при формировании инвестиционных программ субъектов электроэнергетики или при внесении в них изменений, а также (по результатам рассмотрения указанных предложений) в срок, не превышающий 2 месяцев до опубликования информации для проведения очередного конкурентного отбора мощности, - предложения по объединению зон свободного перетока и (или) увеличению максимальных объемов поставки мощности между зонами свободного перетока.

IX. Основы организации торговли электрической энергией путем конкурентного отбора для балансирования системы, а также по свободным договорам купли-продажи отклонений

127. Конкурентный отбор для балансирования системы производится в форме расчета объемов производства электрической энергии на генерирующем оборудовании, установленная генерирующая мощность которого составляет не менее 5 МВт, и объемов потребления на энергопринимающих устройствах участников с регулируемым потреблением на час поставки электрической энергии, а также цен продажи (покупки) отклонений в указанный час.
Участник оптового рынка покупает электрическую энергию по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы в размере отклонения, соответствующего снижению объема производства (увеличению объема потребления).
Участник оптового рынка продает электрическую энергию по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы в размере отклонения, соответствующего увеличению объема производства (снижению объема потребления).
128. Стоимость отклонений определяется в соответствии с настоящим разделом в отношении каждого участника оптового рынка за расчетный период исходя из:
а) цен на электрическую энергию, определяемых в результате конкурентного отбора заявок для балансирования системы для каждого часа и применяемых в зависимости от направления изменения объемов и причины его возникновения (по собственной инициативе участника оптового рынка или по причине, не зависящей от участника оптового рынка и вызванной действиями иных участников оптового рынка, владельцев объектов электросетевого хозяйства, организации коммерческой инфраструктуры или системного оператора (далее - внешняя инициатива));
б) размеров отклонений по собственной инициативе участника оптового рынка и по внешней инициативе.
129. Участники оптового рынка, функционирующие в неценовых зонах оптового рынка, оплачивают отклонения, в том числе отклонения, соответствующие изменениям объемов перетоков электрической энергии по границе с ценовой зоной оптового рынка, в соответствии с разделом XIII настоящих Правил и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
130. Организации, осуществляющие экспортно-импортные операции, оплачивают отклонения по группам точек поставки, расположенным на линиях электропередачи, пересекающих государственную границу Российской Федерации, на границе ЕЭС России и иностранных энергосистем, с учетом подпункта 28 пункта 40 настоящих Правил.
131. Конкурентный отбор заявок для балансирования системы обеспечивает отдельно для каждой ценовой зоны формирование:
цен на электрическую энергию, применяемых в зависимости от направления изменения объемов (далее - цены для балансирования системы при увеличении (уменьшении) объемов);
объемов электрической энергии, запланированных для производства и потребления в группах точек поставки поставщиков и участников с регулируемым потреблением (далее - диспетчерские объемы электрической энергии), на основе которых определяются отклонения по внешней инициативе;
условной стоимости единицы электрической энергии, соответствующей диспетчерским объемам электрической энергии (далее - индикатор стоимости).
Конкурентный отбор заявок для балансирования системы осуществляется исходя из критерия минимизации (с учетом текущих условий функционирования ЕЭС России) стоимости диспетчерских объемов электрической энергии.
При конкурентном отборе заявок для балансирования системы диспетчерские объемы электрической энергии и соответствующие им цены рассчитываются с помощью расчетной модели, используемой для конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед. Значения параметров и ограничений, используемых для описания этой модели, а также предусмотренные пунктом 81 настоящих Правил сведения и прогнозные объемы потребления должны обновляться системным оператором при проведении конкурентного отбора заявок для балансирования системы с периодичностью, определенной договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
132. При конкурентном отборе для балансирования системы учитываются следующие типы заявок:
1) ценовые и ценопринимающие заявки поставщиков электрической энергии, поданные ими для участия в конкурентном отборе на сутки вперед на рассматриваемый час поставки;
2) ценовые и ценопринимающие заявки организаций, осуществляющих экспортно-импортные операции, поданные для участия в конкурентном отборе на сутки вперед на рассматриваемый час поставки, при условии, что договор между системным оператором и организацией, осуществляющей функции оперативно-диспетчерского управления в соответствующей энергосистеме, предусматривает участие иностранной стороны в почасовом формировании действующей (актуальной) расчетной модели и выполнение условий информационного обмена и других требований системного оператора, определенных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка;
3) ценовые и ценопринимающие заявки участников с регулируемым потреблением, подаваемые в срок и в порядке, которые определяются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
При этом в случае введения в установленном порядке в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка второго этапа государственного регулирования в электроэнергетике в каждой ценовой заявке на продажу электрической энергии, подаваемой участником с регулируемым потреблением с целью участия в конкурентном отборе для балансирования системы (за исключением ценопринимающих заявок), указываются цены на электрическую энергию, средневзвешенная величина которых не превышает индикативную цену на электрическую энергию для поставки населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, установленную федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов для субъекта Российской Федерации, к которому отнесена в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка группа точек поставки указанного участника;
4) ценопринимающие заявки на увеличение или уменьшение объемов производства (потребления) электрической энергии (далее - оперативные заявки), направляемые для корректировки заявок, поданных в соответствии с подпунктами 1 - 3 настоящего пункта. Оперативные заявки подаются системному оператору до начала конкурентного отбора заявок для балансирования системы в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.