Утративший силу
Осуществлялось финансирование объектов здравоохранения, спорта, образования, культуры, инженерной инфраструктуры, дорожного хозяйства, берегоукрепительных сооружений, объектов аэропорта "Владикавказ", а также объектов г. Беслана и Моздокского района.
В сфере образования введены в эксплуатацию 15 общеобразовательных школ на 5 641 место, 3 детских сада на 355 мест. Значительные объемы инвестиций были направлены на укрепление материально-технической базы высших учебных заведений.
Построены и реконструированы свыше 50 объектов здравоохранения, социальной защиты населения, физической культуры и спорта.
Введены в эксплуатацию инженерные коммуникации общей протяженностью 2 тыс. км, из них более 68 процента - газовые сети.
В дорожном комплексе Республики Северная Осетия - Алания реконструировано и введено в эксплуатацию 66,1 км автомобильных дорог федерального и республиканского значения и 1412 погонных метров искусственных сооружений.
В результате осетино-ингушского конфликта 1992 года в Пригородном районе Республики Северная Осетия - Алания были разрушены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. С 1994 года по 2005 год на территории зоны конфликта за счет капитальных вложений из федерального бюджета в объеме 388 млн руб. восстановлено 64 объекта социально-культурного и бытового назначения, 624 индивидуальных и 8 многоквартирных жилых домов, восстановлено 260,5 км сетей водо и газоснабжения, 224,7 км сетей электроснабжения и освещения, 21,9 км дорог. Однако последствия конфликта не ликвидированы в полной мере до настоящего времени. Кроме того, не обеспечены инженерной и социальной инфраструктурой землеотводы под строительство жилья для граждан, пострадавших в результате конфликта. Необходимость комплексного развития Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания указана в Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года.
В целях осуществления мер по стабилизации экономического и социального положения Моздокского района принято постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2001 г. N 650 "О первоочередных мерах социально-экономической поддержки г. Моздок и Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания", в соответствии с которым на развитие социальной сферы района в 2002-2004 годах выделено из федерального бюджета 293,6 млн руб. За счет указанных средств введены в эксплуатацию: школа на 1250 мест, гостиничный комплекс, районный узел почтовой связи в г. Моздоке, ряд объектов центральной районной больницы, оснащен оборудованием и средствами связи ретранслятор, что обеспечило устойчивый прием программ двух центральных телевизионных каналов.
Вместе с тем, недостаточное финансирование мероприятий, предусмотренных указанным постановлением, не позволило обеспечить их реализацию в полном объеме.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2004 г. N 1507-р по решению приоритетных задач социально-экономического развития г. Беслана на строительство объектов социального назначения и инженерной инфраструктуры в 2004-2010 годах за счет средств федерального бюджета выделены капитальные вложения в объеме 3 426,2 млн руб. Введены в эксплуатацию две общеобразовательные школы на 600 ученических мест каждая, детские дошкольные учреждения на 215 мест и 3 жилых дома общей площадью 10,3 тыс. кв. метров, многопрофильный медицинский центр, объекты инженерной коммунальной инфраструктуры, завершена разработка генерального плана развития г. Беслан. Вместе с тем, строительство и реконструкция некоторых объектов коммунальной инфраструктуры вследствие недостаточного финансирования не были завершены.
Повышению эффективности государственной политики в приоритетных направлениях социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания способствует реализация мероприятий федеральных целевых программ территориального развития.
В соответствии с федеральной целевой программой "Юг России (2002-2007 годы)"*(3) за счет всех источников финансирования выделено из федерального бюджета 1 423,8 млн руб., республиканского и местных бюджетов - 397,6 млн руб.
В рамках этой программы введены в эксплуатацию 53 объекта и пусковых комплекса: реконструкция главного корпуса санатория "Осетия", реконструкция инженерной инфраструктуры туркомплекса "Цей", в том числе строительство цифровой радиорелейной линии связи на участке Владикавказ -туристический комплекс "Цей", 4 общеобразовательные школы на 1472 ученических места, Центр олимпийской подготовки в г. Владикавказе, проведена реконструкция главного и операционного корпусов Республиканской клинической больницы, 136,6 км магистральных и распределительных газовых сетей, 82,5 км водопроводных сетей, установлено современное технологическое оборудование на Моздокском и Северо-Осетинском молочных заводах.
Решению важнейших проблем развития Республики Северная Осетия - Алания способствует реализация федеральной целевой программой "Юг России (2008-2013 годы)"*(4), в соответствии с которой ведется строительство и реконструкция объектов социальной и инженерной инфраструктуры, автодорог, в том числе: 4 школ, 4 учреждений здравоохранения, объектов электро-, газо-, водо- и теплоснабжения, инженерной инфраструктуры, необходимой для создания горно-рекреационного комплекса "Мамисон", двух автомобильных дорог к туристическим комплексам.
В соответствии с федеральными целевыми программами "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)"*(5) и "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)"*(6) осуществлялись мероприятия по развитию сети автомобильных дорог Республики Северная Осетия - Алания, на которые было направлено в 2006-2011 годах 5 387,3 млн руб. За счет этих средств велись работы по реконструкции участков автомобильной дороги "Кавказ", строительству тоннеля на автомобильной дороге Алагир - Нижний Зарамаг, обхода г. Беслан, реконструкции Рокского тоннеля, реконструкции сельских автомобильных дорог с твердым покрытием в горной зоне. В 2012 году продолжается работа на дорогах федерального значения. На эти цели предусмотрены средства в сумме 5,2 млрд руб.
В соответствии с федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2013 года"*(7) с 2003 года по 2011 год выделено из федерального бюджета 179,9 млн руб., за счет которых осуществляются мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе, мероприятия по развитию газификации и водоснабжения в сельских населенных пунктах.
В рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы*(8) по подпрограмме "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" выделено из федерального бюджета 1 791,2 млн руб. на строительство и реконструкцию объектов коммунального хозяйства и переселение граждан из аварийного жилья в населенных пунктах Республики Северная Осетия - Алания.
В соответствии с федеральной целевой программой "Культура России (2006-2011 годы)"*(9) в 2010-2011 годах из федерального бюджета на реконструкцию Национального музея Республики Северная Осетия - Алания и Национальной научной библиотеки выделено 220 млн руб.
В соответствии с федеральной целевой программой "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах"*(10) в 2012 году намечается реконструкция объектов водохозяйственного комплекса и берегоукрепительных работ на территории Республики Северная Осетия - Алания с общим объемом финансирования из федерального бюджета 144,5 млн руб.
В рамках федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы"*(11) в 2012 году осуществляется строительство спортивного комплекса в с. Карджин Кировского района Республики Северная Осетия - Алания, на эти цели из федерального и республиканского бюджетов выделяется 27,8 млн руб.
Основу экономики Республики Северная Осетия - Алания составляет промышленный комплекс. В структуре республиканского промышленного производства основными отраслями являются цветная металлургия, электроэнергетика, машиностроение, металлообработка, легкая и пищевая промышленность. Их удельный вес в объеме промышленного производства составляет 84,5 процента. В Республике Северная Осетия - Алания производится более 39 процентов общероссийского объема цинка, более 46 процентов свинца, более 37 процентов вольфрама, более 32 процентов кадмия.
Индустрия строительных материалов в Республике Северная Осетия - Алания располагает заводами по производству кирпича, бетона, извести, железобетонных изделий, песчано-гравийных смесей, металлических конструкций. За последние годы созданы производства металлочерепицы, армированного пенобетона, полистиролбетона (аналог пенобетона), декоративного стенового камня, высокохудожественных металлических изделий, несъемной пенополистирольной опалубки для монолитного домостроения.
Агропромышленный комплекс Республики Северная Осетия - Алания за последние годы характеризуется общим ростом объемов производимой продукции, интенсификацией сельскохозяйственного производства. Общая площадь сельскохозяйственных угодий в регионе составляет 35 процентов от общей площади территории Республики Северная Осетия - Алания, из которых более половины приходится на пашни. В структуре ВРП доля сельского хозяйства весьма значительна и составляет около 18 процентов. В то же время динамика производства сельскохозяйственной продукции нестабильна, что во многом объясняется слабой материально-технической базой сельскохозяйственных предприятий, недостаточным уровнем обеспеченности хозяйств сельскохозяйственной техникой.
Республика Северная Осетия - Алания обладает развитой, стратегически важной транспортно-инфраструктурной сетью. По территории Республики Северная Осетия - Алания проходит прямой путь в Закавказье через Главный Кавказский хребет посредством двух автомобильных дорог федерального значения: Военно-Грузинская от Владикавказа до российско-грузинской границы в Дарьяльском ущелье и Транскавказская автомагистраль, которая представляет собой кратчайший путь между европейским центром России и государствами Закавказья, Турцией и Ираном. Территорию Республики Северная Осетия - Алания пересекает участок Северо-Кавказской железной дороги Москва - Баку, длина железных дорог общего пользования в регионе составляет 144 км. Международный аэропорт "Владикавказ" соединяет Республику Северная Осетия - Алания с городами дальнего зарубежья и странами СНГ. По территории Республики Северная Осетия - Алания проходят газопроводы Владикавказ - Цхинвал и Тихорецк - Моздок - Махачкала, нефтепровод Махачкала - Моздок - Тихорецк - Новороссийск.
Туристско-рекреационный комплекс Республики Северная Осетия - Алания благодаря уникальным природно-климатическим условиям и богатому историко-культурному наследию на сегодняшний день является одним из наиболее привлекательных для освоения в Северо-Кавказском регионе.
В курортно-рекреационном комплексе Республики Северная Осетия - Алания выделяется 9 перспективных инвестиционных площадок, в том числе: Нарско-Заккская, Куртатинская, Восточно-Дигорская, Казбекская, Западно-Дигорская, Центрально-Дигорская, Цейская, Владикавказская, Кора-Урсдонская.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2011 г. N 338 проводится работа по предоставлению государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, зарегистрированными и осуществляющими свою основную уставную деятельность на территории Республики Северная Осетия - Алания.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 299-р в составе проектов, включенных в перечень гарантий, представлено 3 проекта Республики Северная Осетия - Алания:
"Разработка Алагирского месторождения валунно-песчано-гравийной смеси" (принципал - ООО "Прогресс", кредитор - ОАО "Московский индустриальный банк", сумма гарантий - 384 300 тыс. руб.);
Полное технологическое переоснащение и расширение производства ОАО "Кавдоломит" (принципал - ОАО "Кавдоломит", кредитор ОАО "Сбербанк", сумма гарантий - 726 960,50 тыс. руб.).
"Создание современного высокотехнологичного комплекса по добыче и глубокой переработке нефти на базе Коринского нефтяного месторождения" (принципал - ОАО "Алания-Ойл", кредитор - ОАО "Сбербанк", сумма гарантий - 816 627 тыс. руб.).
Приняты республиканские законы "Об инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия - Алания"*(12), "Об участии Республики Северная Осетия - Алания в проектах государственно-частного партнерства"*(13), "Об инновационной деятельности в Республике Северная Осетия - Алания"*(14), "О технопарках в Республике Северная Осетия - Алания"*(15).
Утверждено постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания "О порядке подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов на территории Республики Северная Осетия - Алания"*(16), определяющее порядок предоставления налоговых льгот по региональным налогам и иных форм государственной поддержки для приоритетных инвестиционных проектов Республики Северная Осетия - Алания.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания утверждена Республиканская программа "Развитие инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия - Алания на 2009-2013 годы"*(17), основной целью которой является создание благоприятного инвестиционного климата и обеспечение роста инвестиций в экономику Республики Северная Осетия - Алания. В настоящее время разрабатывается новая программа развития инвестиционной деятельности на период до 2016 года, принятие которой планируется в I квартале 2013 года.
3. Основные проблемы, тенденции и прогнозы социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания.
Социально-экономическая ситуация в Республике Северная Осетия - Алания за последнее десятилетие в целом характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей и, прежде всего, валового регионального продукта, промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, инвестиций в основной капитал.
Вместе с тем, по уровню и качеству жизни Республика Северная Осетия - Алания отстает от среднероссийских показателей. Социально-экономическое положение Республики Северная Осетия - Алания характеризуется уровнем доходов населения значительно ниже среднероссийского значения, высоким моральным и физическим износом основных производственных фондов в промышленности и сельском хозяйстве, а также сетях коммунальной инфраструктуры.
Республика Северная Осетия - Алания испытывает острый дефицит электроэнергии и электрической мощности. Экономически обоснованный гидроэнергетический потенциал республики составляет 5,2 млрд в год. Объем собственного производства электроэнергии, производимой семью малыми гидроэлектростанциями, составляет 400 млн или не более 20 процентов от необходимого потребления. Для покрытия дефицита электроэнергии программой развития электроэнергетической базы Республики Северная Осетия - Алания предусматривается строительство каскада Зарамагских ГЭС на реке Ардон, а также малых ГЭС на реке Фиагдон и в бассейне реки Урух.
Производственный потенциал Республики Северная Осетия - Алания, накопленный к периоду рыночных преобразований, в силу объективных причин не может быть реализован без кардинального обновления и структурных, технологических и инновационных изменений. Значительной остается доля убыточных предприятий - 39 процентов в 2011 году. Предприятия с традиционно высокой рентабельностью (энергетика, легкая промышленность, туризм) занимают малую долю в экономике.
В сельском хозяйстве изношенность сельскохозяйственной техники составляет 67,2 процента. Количественно машинно-тракторный парк Республики Северная Осетия - Алания по сравнению с показателем 2001 года сократился наполовину. Значительно снизилась техническая надежность оросительной сети и гидротехнических сооружений.
В сфере жилищно-коммунального комплекса основные проблемы обусловлены высокой долей аварийного жилищного фонда, а также высокой степенью изношенности основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве. В коммерческих организациях (без субъектов малого предпринимательства) вида экономической деятельности "сбор, очистка и распределение воды" степень износа сооружений на конец 2011 года составила 20,6 процента, по виду экономической деятельности "производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды" степень износа сооружений на конец 2011 года составила 24,9 процента, по виду экономической деятельности "сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность" степень износа сооружений на конец 2011 года составила 2,1 процента.
В сфере здравоохранения основными проблемами являются износ зданий и сооружений медицинских учреждений и недостаточный уровень их материально-технического оснащения; большое количество незавершенных строительством объектов здравоохранения; слабая оснащенность высокотехнологичным медицинским оборудованием. Материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений Республики Северная Осетия - Алания не отвечает современным требованиям и нуждается в коренной реконструкции. Степень износа зданий и сооружений некоммерческих организаций в сфере здравоохранения на конец 2011 года составила 23,3 процента и 26,2 процента соответственно.
Основными проблемами рекреационного и туристического комплекса Республики Северная Осетия - Алания являются низкий уровень развития гостиничного хозяйства туристического комплекса, высокая степень износа автомобильных дорог в горной зоне, не соответствующая требованиям современной организации туризма инженерная инфраструктура, острая нехватка квалифицированных кадров среднего и нижнего звена для работы в сфере обслуживания.
Сложившаяся в Республике Северная Осетия - Алания рекреационная система не имеет достаточного развития и не играет существенной роли в региональной экономике. Численность работников рекреационного комплекса составляет менее одного процента от общего числа занятых на территории республики. При наличии благоприятных природных условий возможности туристско-рекреационного комплекса Республики Северная Осетия - Алания используются крайне неэффективно. Въездной и внутренний туризм развиты слабо. Материальная база средств размещения, включая гостиницы, пансионаты, дома и базы отдыха, а также санаторно-курортные учреждения, характеризуется высокой степенью морального и физического износа. Многие туристические объекты: музеи, историко-архитектурные памятники - требуют срочной реставрации.
Экономический рост, реализация инвестиционных проектов, строительство объектов образования и здравоохранения, жилья, требуют соответствующего развития инфраструктуры коммунального хозяйства.
В сложившихся условиях роль федерального центра для обеспечения устойчивого развития Республики Северная Осетия - Алания является ключевой.
Основным прогнозируемым результатом в сфере обеспечения качества жизни населения Республики Северная Осетия - Алания и ее сбалансированного развития станет повышение качества и доступности услуг образования, здравоохранения, систем жизнеобеспечения, и, как следствие, удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти и снижением социальной напряженности в регионе.
Реализация мероприятий по диверсификации и модернизации экономики, стимулированию инвестиционной и инновационной деятельности позволит создать условия для устойчивого сбалансированного развития Республики Северная Осетия - Алания.