Утративший силу
За период с 2001 года по 2011 год объем инвестиций, направленных на развитие экономики и социальной сферы республики, составил 286,2 млрд руб., из них 189 млрд руб. (66 процентов) - бюджетные инвестиции. Объемы финансирования капитальных вложений из федерального бюджета на реализацию мероприятий Федеральной адресной инвестиционной программы и федеральных целевых программ, действующих на территории республики, за этот период выросли в 25 раз и составили 116,07 млрд руб.
Осуществлялось финансирование объектов здравоохранения и спорта, образования, культуры, инженерной инфраструктуры, дорожного хозяйства, берегоукрепительных сооружений. Всего 8 388 объектов и мероприятий.
В сфере образования введены в эксплуатацию 217 общеобразовательных школ на 33777 ученических мест, 171 детский сад на 1980 мест. Значительные объемы инвестиций были направлены на укрепление материально-технической базы высших учебных заведений.
Построены и реконструированы свыше 240 объектов здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта.
Введены в эксплуатацию инженерные коммуникации общей протяженностью 2,4 тыс. км, из них более 24 процентов газовые сети.
В дорожном комплексе республики реконструировано и введено в эксплуатацию 136,3 км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием и 3480,6 пог. метров искусственных сооружений.
Заключены соглашения с ОАО "АВТОВАЗ" о производстве на территории республики автомобилей, комплектующих изделий и автокомпонентов, на сборочном конвейере ОАО "Чеченавто" (г. Аргун) мощностью 50 тыс. автомобилей в год начата сборка автомобиля LADA PRIORA; с ООО "Ярославский завод сварочных материалов" о производстве в республике сварочных электродов, ремонте и сервисном обслуживании нефтепромыслового оборудования, электротехнической продукции для предприятий энергетики.
В 2005 году на базе Грозненского электромеханического завода Правительством Чеченской Республики по соглашению с греческой компанией "KLEEMANNgroup" создано совместное с ЗАО "Росэлектропром Холдинг" предприятие ООО "Электропульт-Грозный" по сбору пассажирских и грузовых лифтов.
В рамках реализации инвестиционного проекта Программы по созданию агропромышленного комплекса на территории Чеченской Республики между ОАО "Чеченагрохолдинг" и Внешэкономбанком заключен кредитный договор на сумму 2 250 млн руб., за счет которого осуществлено строительство двух животноводческих комплексов, птицефабрики, тепличного комплекса и мясокомбината.
Вопросы развития Чеченской Республики также решаются с участием естественных монополий ОАО "НК "Роснефть", ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "РЖД", ОАО "Холдинг МРСК" и других инвестиционных источников.
В 2011 году разработана и принята республиканская целевая программа "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Чеченской Республики на 2012-2014 годы"*(13), реализация которой позволит довести уровень внебюджетных инвестиций к 2015 году в расчете на душу населения до 26 тыс. руб.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2011 г. N 338 осуществляется работа по предоставлению государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, зарегистрированными и осуществляющими свою основную уставную деятельность на территории Чеченской Республики.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 299-р в составе проектов, включенных в перечень гарантий, представлено 2 проекта Чеченской Республики:
"Закладка многолетних насаждений (виноградарство) по интенсивной технологии на площади 500 га (принципал - ОАО "Чеченагрохолдинг", кредитор - ГК "Внешэкономбанк")", сумма гарантии - 914 900 тыс. руб.);
"Строительство всесезонного горнолыжного курорта "Ведучи" (Итум-Калинский район) (принципал - ОАО "Ведучи", кредитор - ГК "Внешэкономбанк", сумма гарантии - 7 140 000 тыс. руб.).
К началу 2012 года основные макроэкономические показатели Чеченской Республики характеризуются стабильным ростом.
Объем ВРП вырос в 2011 году относительно уровня 2007 года на 74,8 процента и составил 83,9 млрд руб., объем промышленного производства за аналогичный период снизился на 35,6 процента, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в действующих ценах вырос на 60,7 процента, объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий республики увеличился на 1,9 процента.
Вместе с тем, несмотря на эффективность принимаемых мер государственной поддержки и рост собственных доходов, уровень дотационности республики остается самым высоким в Российской Федерации и составляет 86,9 процента.
В связи с завершением в 2012 году федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы"*(5) на первый план выходят существующие ограничения и проблемы по достижению республикой среднероссийского уровня по всем отраслям экономики и социального развития.
Одним из критериев оценки качества жизни, здоровья населения и качества медицинской помощи является уровень детской (прежде всего младенческой) смертности. На высокий процент детской смертности также влияют неблагоприятные социально-экономические факторы, острый дефицит педиатрических кадров, недостаточный уровень оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе.
В Чеченской Республике наблюдается один из самых высоких в Российской Федерации уровень смертности детей до 1 года - 17,7 на 1000 детей родившихся живыми, что по итогам 2011 года более чем в 2 раза выше среднероссийского показателя.
Чеченская Республика традиционно относится к числу регионов, характеризующихся высоким уровнем безработицы и низким уровнем жизни населения. В 2011 году уровень общей безработицы (36,7 процента) почти в 6 раз превышает среднероссийский показатель.
Основной социальной проблемой Чеченской Республики продолжает оставаться низкий уровень обеспеченности населения жильем: один из самых низких по Российской Федерации - 13,8 кв. м на человека, или 60 процентов от среднероссийского показателя.
К 2017 году с учетом естественного прироста населения (20-30 тыс. человек в год), а также миграционного притока вынужденных переселенцев и квалифицированных кадров для работы в различных отраслях экономики более 250 тыс. человек окажутся не обеспеченными жильем.
Удельный вес учащихся, обучающихся в первую смену в Чеченской Республике, значительно ниже аналогичного показателя не только по Российской Федерации (87,45 процента), но и по Северо-Кавказскому федеральному округу (72,44 процента) и составляет 60,8 процента. Дефицит мест в общеобразовательных учреждениях превышает 87 тыс. единиц и будет увеличиваться в связи с возвращением вынужденных переселенцев и демографического роста в регионе.
Уже сегодня во многих населенных пунктах Урус-Мартановского, Грозненского, Шалинского, Сунженского, Курчалоевского и Гудермесского муниципальных районов на 1 ученическое место приходится более двух учащихся, близка к критической ситуация в г. Аргуне и Шелковском, Надтеречном и Ачхой-Мартановском районах.
Существенное влияние на сохранение высокого уровня безработицы в республике оказывает низкая обеспеченность детскими дошкольными учреждениями, что ограничивает участие женского населения в трудовой деятельности республики.
По состоянию на 1 января 2012 г. число детей дошкольного возраста, проживающих в республике, составляет 249 559, из них лишь 23 227 детей (или 9,6 процента) имеют возможность пользоваться услугами дошкольного образования, что более чем в пять раз меньше среднероссийского уровня по охвату детей дошкольным образованием.
В среднесрочной перспективе при сохранении существующих темпов роста населения республики будет отмечаться нехватка медицинских учреждений.
Если в 2007 году в общем объеме преобладала доля добычи полезных ископаемых в основном за счет топливно-энергетических полезных ископаемых (нефть, попутный газ), то к концу 2011 года, благодаря крупномасштабным мероприятиям, проводимым в республике, существенно возросла доля обрабатывающих производств.
Вместе с тем ряд ключевых проблем, стоящих перед промышленностью республики, не позволяет в полной мере использовать имеющийся потенциал для дальнейшего развития отрасли. В числе этих проблем следующие:
отсутствие средств на модернизацию и реконструкцию воссозданных по старым технологическим схемам предприятий;
недостаток квалифицированных инженерных и рабочих кадров, необходимых для развития традиционных для республики отраслей промышленности.
Существовавшие собственные генерирующие мощности (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4) не восстановлены, в связи с чем энергетика Чеченской Республики находится в полной зависимости от внешних поставок, при этом из-за морального и физического износа подстанций и линий электропередач (80 процентов) до 40 процентов электроэнергии теряется при поставках, что приводит к значительным перегрузкам в электросетях.
В условиях непрерывно нарастающего дефицита электроэнергии, постоянного роста стоимости всех видов энергии исключительно актуальным становится создание и развитие в Чеченской Республике собственных генерирующих мощностей, за счет строительства малых ГЭС и развития альтернативной энергетики.
В республике создана необходимая нормативная правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность и функции малого и среднего бизнеса. Однако в рейтинге инвестиционной привлекательности республика занимает одно из последних мест, что связывается с общей ситуацией в Северо-Кавказском федеральном округе, недостаточной развитостью инженерной и социальной инфраструктуры, наличием административных барьеров, дефицитом квалифицированных кадров.
По причине отсутствия достаточных средств для обеспечения исполнения обязательств перед кредитными учреждениями предприниматели республики лишены возможности полноценно участвовать в программах государственных гарантий Российской Федерации. В этой связи с 2009 года остаются неиспользованными госгарантии Российской Федерации по инвестиционным проектам на территории Чеченской Республики, предусмотренные в федеральном бюджете.
Аналогичная ситуация и с участием в программе госгарантий на реализацию инвестиционных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа.
Действующие механизмы господдержки не срабатывают из-за многочисленных внутриведомственных и межведомственных барьеров, а принципалы не имеют достаточных активов, чтобы отвечать по своим обязательствам, как того требуют условия привлечения заемных средств.