(Утративший силу) Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. N 2408-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Республика Дагестан - южный регион Российской Федерации, занимающий особое геостратегическое положение. На севере Республика Дагестан граничит с Республикой Калмыкия, на северо-западе - со Ставропольским краем, на западе - с Чеченской Республикой. По Водораздельному хребту Большого Кавказа Республика Дагестан граничит с Грузией, на юге - с Азербайджанской Республикой. На востоке территория Республики Дагестан на протяжении почти 540 км омывается водами Каспийского моря, по которому проходит морская граница с Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан, Туркменистаном и Исламской Республикой Иран.
Площадь Республики Дагестан составляет 50,3 тыс. кв. км (29,5 процента от площади Северо-Кавказского федерального округа), численность постоянного населения на 1 января 2012 г. составила 2 930,5 тыс. человек, в том числе в сельской местности проживают 1 607,6 тыс. человек.
Средняя плотность населения по республике составляет 58,3 чел./кв. км, а плотность сети населенных пунктов в горных районах самая высокая в России.
Сферой реализации подпрограммы "Обеспечение устойчивого развития Республики Дагестан" является обеспечение качества жизни в Республике Дагестан, включая достижение среднероссийского уровня по основным показателям жизнедеятельности человека, гармонизация и сбалансированное развитие экономики и социальной сферы.

1. Итоги реализации государственной политики в установленной сфере

В целях обеспечения приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Дагестан в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации осуществлялись меры государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
За период с 2001 года по 2011 год объем инвестиций, направленных на развитие экономики и социальной сферы Республики Дагестан, составил 615,5 млрд руб., из них 70 млрд руб. (11,4 процента) - бюджетные инвестиции. Объемы финансирования капитальных вложений из федерального бюджета на реализацию мероприятий Федеральной адресной инвестиционной программы и федеральных целевых программ, действующих на территории Республики Дагестан, за этот период выросли в 67 раз и составили в 2011 году 12,79 млрд руб. (в 2001 году - 0,19 млрд руб.).
Осуществлялось финансирование объектов жилищного строительства, здравоохранения и спорта, образования, культуры, инженерной инфраструктуры, дорожного хозяйства, берегоукрепительных сооружений, объектов Махачкалинского международного торгового порта.
В сфере образования введено в эксплуатацию 165 школ на 40981 ученическое место, 8 детских садов на 645 дошкольных мест. Значительные объемы инвестиций были направлены на укрепление материально-технической базы высших учебных заведений.
В сфере здравоохранения введено в эксплуатацию 64 объекта общей мощностью 1642 койки и 3711 посещений в смену, порядка 90 фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов.
В жилищном строительстве построено 4 жилых дома мощностью 9,891 тыс. кв. м жилья. В рамках мероприятий по переселению лакского населения Новолакского района на новое место жительства построено 174,034 тыс. кв. м жилья. В целом за период 2001-2011 годов ввод жилья по Республике Дагестан за счет всех источников финансирования составил 8603,5 тыс. кв. м, в том числе индивидуальное жилищное строительство - 7298,1 тыс. кв. м.
Введено в эксплуатацию 64 объекта культуры, физической культуры и спорта, в том числе 3 театра и универсальный спортивный комплекс на 5000 мест.
В коммунальном комплексе построено 791,36 км водопроводных и канализационных сетей, 1721,07 км газовых сетей. По группе "прочее строительство" введен в эксплуатацию 31 новый объект.
Несмотря на принимаемые меры по наращиванию положительных тенденций в социально-экономическом развитии, Республика Дагестан остается депрессивным и высокодотационным регионом России с низким уровнем жизни населения.
Резкая дестабилизация политической обстановки в стране в перестроечный период, разрыв хозяйственных связей оказали негативное влияние на Республику Дагестан. По уровню и качеству жизни Республика Дагестан отстает от среднероссийских показателей. Промышленность, ориентированная долгое время преимущественно на нужды обороны, остается незагруженной, сельское хозяйство носит примитивный, мелкотоварный характер и базируется в основном на ручном труде, туристско-рекреационные ресурсы в силу слаборазвитой инфраструктуры не задействованы.
Эти проблемы возникли в 1990 году и связаны с сокращением оборонного заказа, обесцениванием оборотных средств предприятий, отсутствием инвестиций, неэффективной приватизацией. Они усугубились в результате транспортной блокады в связи с событиями в Чеченской Республике, ослабления роли государства в экономике и общественной жизни.
Важным шагом, направленным на обеспечение политической, экономической и социальной стабильности в Республике Дагестан, было принятие в 1998 году федеральной целевой программы социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2001 года*(3).
Несмотря на низкий уровень финансирования указанной программы за счет всех источников, за период ее реализации в экономике Республики Дагестан произошли положительные сдвиги. Объем валового регионального продукта увеличился в 1,4 раза, общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования вырос в 2,3 раза к уровню 1998 года.
В рамках реализации программы были введены в эксплуатацию 11,7 тыс. кв. метров жилья, 6 больниц на 280 коек, поликлиника на 100 посещений, два ФАП на 9 коек/мест, 33 школы на 5682 ученических места, детский сад на 50 мест, три спортивных зала площадью 1026 кв. метров, 424,3 км газопроводных сетей, 343,9 км водопроводно-канализационных сетей, 12,2 км линий электропередач, 12 артезианских скважин, 13 км автомобильных дорог, 94 погонных метра мостов, магистральный газопровод протяженностью 11 км.
Существенное влияние на развитие Республики Дагестан оказало принятие в 2001 году федеральной целевой программы "Юг России" (2002-2007 годы)*(4), основной целью которой являлось создание социально-экономических условий для устойчивого развития юга России, снижения социальной напряженности, сокращения безработицы и роста доходов населения на основе использования уникального геостратегического положения и природно-климатических особенностей региона.
На реализацию мероприятий данной программы на территории Республики Дагестан за период 2002-2007 годов было выделено и освоено 11 420,736 млн руб., в том числе: 4 725,989 млн руб. из федерального бюджета, 2 684,439 млн руб. за счет средств бюджета Республики Дагестан и 4 010,308 млн руб. за счет внебюджетных источников.
За период ее реализации было построено 56 школ на 10746 ученических мест, 21 медицинское учреждение на 701 койко-место и 185 посещений в смену, 61 водопровод общей протяженностью 311,8 км, 6 артезианских скважин, 202,3 км газопроводов, 24 спортивных зала общей площадью 8248 кв. м, введены в эксплуатацию АТС на 1720 номеров, культурно-спортивный комплекс на 500 мест.
В настоящее время вопросы комплексного развития Республики Дагестан рассматриваются в рамках федеральной целевой программы "Юг России (2008-2013 годы)"*(5). Общий объем финансирования мероприятий программы на 2008-2013 годы составляет 44 666,138 млн руб. (в ценах соответствующих лет), в том числе 17 514,850 млн руб. из федерального бюджета, средства республиканского бюджета - 3 462,286 млн руб., внебюджетные источники - 23 689,002 млн руб.
С начала реализации указанной программы введено в эксплуатацию 10 школ на 3320 ученических мест, студенческое общежитие на 650 мест, больница на 50 мест, поликлиника на 100 посещений в смену, 105,21 тыс. кв. м жилья по программе переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства. Кроме того, в 2012 году запланирован ввод в эксплуатацию 5 школ на 1751 ученическое место, родильного отделения на 50 мест в г. Дербенте, отделения дома-интерната для умственно отсталых детей на 200 мест, водопровода общей протяженностью 22,36 км, очистных сооружений канализации мощностью 17 тыс. куб. м в сутки и 21,34 тыс. кв. м жилья для переселенцев.
Республика Дагестан участвует в реализации других федеральных целевых программ, наиболее значимыми из которых являются следующие.
Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)"*(6), в рамках которой осуществляется строительство участков федеральных дорог М-29 "Кавказ", М-4 "Дон", а также автомобильных дорог регионального и местного значения. В рамках программы в 2012 году введен в эксплуатацию Гимринский автодорожный тоннель протяженностью 4,69 км, имеющий важное значение для социально-экономического развития горной части Дагестана. В составе программы также планируется реконструкция и развитие аэропорта в г. Махачкале.
В рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы"*(7) ведется строительство двух крупных объектов коммунального хозяйства, принимаются меры по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
В рамках Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года"*(8) осуществляется строительство объектов водоснабжения, газификации, образования, здравоохранения в сельских населенных пунктах Республики Дагестан, а также реализуются мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.

2. Потенциал развития Республики Дагестан

Агропромышленный комплекс является ключевым сектором экономики Республики Дагестан. Прежде всего это обусловлено наличием благоприятных агроклиматических условий.
По ряду показателей агропромышленный комплекс Республики Дагестан занимает лидирующие позиции в Российской Федерации. Среди субъектов Российской Федерации Республика Дагестан выделяется по производству следующих видов продукции (удельный вес в общем объеме по Российской Федерации): хлеб и хлебопродукты - 2,9 процента, молоко - 2 процента, скот и птица на убой (в живом весе) - 1,6 процента, шерсть - 24,9 процента, коньяк - 14,5 процента, вина игристые и газированные - 12 процентов, а также по валовым сборам продукции растениеводства: овощи - 6,8 процента, плоды - 4,5 процента, виноград - 39,3 процента. Кроме того, удельный вес поголовья скота (в общем объеме по России) составил: крупного рогатого скота - 4,5 процента, овец и коз - 20,3 процента.
Среди отраслей агропромышленного комплекса наиболее высокорентабельными и бюджетообразующими секторами экономики являются виноградарство и виноделие.
Развитие промышленного комплекса имеет значительный потенциал для формирования мощной индустриальной экономики в Республике Дагестан, а в дальнейшем станет основой постиндустриального этапа развития.
Базовые секторы промышленного комплекса представлены предприятиями машиностроения (производство оборудования для транспортных средств, сельского хозяйства, судостроения, авиастроения), лесной промышленности, легкой промышленности, химического и нефтехимического производства. Данные секторы обладают потенциалом для дальнейшего развития, как через загрузку действующих производств, так и через проведение технологической модернизации существующих мощностей.
Стратегическое значение для Республики Дагестан имеет транспортно-логистический комплекс. Республика Дагестан располагает прямым выходом к международным транспортным потокам (в том числе морским) и обеспечивает экономические связи России с Закавказьем, Средней Азией, Казахстаном, Турцией и Ираном, а также обладает большим потенциалом для транзита международных потоков между Средней и Юго-Восточной Азией, Ближним Востоком и Европой. Составными частями транспортного комплекса являются: Махачкалинский морской торговый порт, Махачкалинский международный аэропорт, железнодорожные, автомобильные и трубопроводные магистрали.
Добыча полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических) в настоящее время не вносит ощутимого вклада в экономику Республики Дагестан. Однако имеет значительный потенциал развития промышленность строительных материалов. Обеспеченность месторождений на территории Республики Дагестан по разведанным запасам при существующих уровнях добычи составляет: глины и суглинки для кирпича и черепицы, глины для керамзита, песка стекольного для силикатных изделий, песчано-гравийной смеси, камня облицовочного, карбонатной породы для строительной извести - более 100 лет, песка строительного - более 90 лет, камня строительного (бутового) - более 50 лет.
Топливно-энергетический комплекс является одной из важнейших отраслей экономики Республики Дагестан. Развитие многоотраслевой промышленности региона во многом предопределяется состоянием и перспективами развития топливно-энергетического комплекса и, в первую очередь, энергетики.
Республика Дагестан - богатый водными ресурсами регион России, обладающий значительными запасами альтернативных видов энергоресурсов: геотермальных вод, гелиоэнергетики, ветроэнергетики. Энергетическая отрасль включает в себя все звенья технологической цепочки (производство, передача и распределение, сбыт электрической и тепловой энергии).
Туристско-рекреационный комплекс следует рассматривать как одно из перспективных и приоритетных направлений развития экономики Республики Дагестан. Туризм как одна из ключевых составляющих сферы услуг имеет потенциал роста, так как регион обладает уникальными рекреационными ресурсами.
Каспийское побережье характеризуется благоприятным сочетанием климатических и природных факторов. Число солнечных часов в году на дагестанском побережье составляет 2000 единиц. В Республике Дагестан расположены около 300 источников минеральных вод, более 40 вершин, высота которых превышает 4 000 м, покрытых вечными снегами и ледниками, большое количество бурных рек.
Совокупность рекреационных факторов позволяет сделать вывод о перспективе развития туристско-рекреационной сферы по следующим направлениям: пляжный туризм, научно-познавательный туризм, лечебно-оздоровительный туризм, горный туризм, морской туризм. Используя уникальные природно-климатические и историко-культурные возможности, в Республике Дагестан можно создать мощный комплекс объектов туристско-рекреационной сферы.
В Республике Дагестан принята нормативно-правовая база по государственному стимулированию инвестиционной деятельности, направленная на государственную поддержку приоритетных инвестиционных проектов, поддержку инновационной деятельности.
Приняты республиканские законы "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан"*(9), "О государственной поддержке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты в Республике Дагестан с привлечением денежных средств кредитных организаций"*(10), "О государственных гарантиях Республики Дагестан"*(11), "О залоговом фонде Республики Дагестан"*(12), "Об инвестиционном налоговом кредите"*(13), "Об инновационной деятельности и научном инновационном обеспечении развития экономики Республики Дагестан"*(14), "О технопарках в Республике Дагестан"*(15).
Разработаны долгосрочные стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития Республики Дагестан, закрепленные в Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года (утверждена Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 г. N 38), где подтверждена необходимость развития семи приоритетных комплексов: торгово-транспортно-логистического, промышленного, агропромышленного, строительного, топливно-энергетического, социально-инновационного и туристско-рекреационного.
Законом Республики Дагестан от 1 марта 2012 г. N 8 утверждена Республиканская целевая программа "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Дагестан на 2012-2016 годы", которой предусмотрена реализация 25 инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики. В рамках реализации этих инвестиционных проектов планируется осуществить инвестиции на сумму более 105 170,19 млн руб., ожидается поступление налоговых платежей в бюджеты всех уровней в объеме 23 175,62 млн руб., планируется создать 18348 рабочих мест.
При поддержке Инвестиционного фонда Российской Федерации реализуется региональный инвестиционный проект "Строительство стеклотарного завода "Анжи-Стекло". На строительство объектов транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры строящегося завода выделено 1 292,2 млн руб., в том числе из федерального бюджета - 1 024,7 млн руб., из республиканского бюджета Республики Дагестан - 267,5 млн руб.
Пять проектов Республики Дагестан на общую сумму государственных гарантий 11 443,3 млн руб. были отобраны Межведомственной инвестиционной комиссией по проведению отбора инвестиционных проектов, претендующих на получение в 2011 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, зарегистрированными и осуществляющими свою основную уставную деятельность на территории Северо-Кавказского федерального округа.
Созданию современных производств и приданию импульса развитию всей экономики Республики Дагестан будут способствовать мероприятия, предусмотренные в рамках подпрограммы "Развитие инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации".
В подпрограмму включены 70 инвестиционных проектов Республики Дагестан, из них: 1 проект, реализуемый с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации и бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, 12 проектов, реализуемых с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации, 3 проекта, реализуемых с предоставлением бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, 54 проекта, реализуемых с предоставлением субсидий на погашение части процентной ставки по кредитам, привлеченным для их реализации.