(Утративший силу) Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. N 2408-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу
*(43) Чистая приведенная стоимость - сумма всех текущих и будущих поступлений и расходов по инвестиционному проекту, приведенная к текущему моменту времени. Используется при анализе эффективности инвестиционных проектов и показывает величину денежных средств, которую инвестор ожидает получить от проекта, после того как денежные поступления от него окупят его первоначальные инвестиционные затраты и периодические расходы, связанные с осуществлением проекта.
*(44) Период окупаемости - период времени, необходимый для того, чтобы доходы, генерируемые инвестиционным проектом, покрыли первоначальные затраты на инвестиционный проект.
*(45) Состав основных мероприятий сформирован, исходя из задач по созданию туристического кластера, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 833 (ред. от 26.09.2012) "О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея".
При выделении дополнительного финансирования объемы средств федерального бюджета в подпрограмме будут ежегодно уточняться.
*(46) Данные ОАО "Курорты Северного Кавказа", 2012 г.
*(47) На основе данных ОАО "Курорты Северного Кавказа".
*(48) Ожидаемые результаты будут достигнуты в полном объеме в случае реализации полного состава мероприятий подпрограммы и принятия решений о строительстве объектов внешней инфраструктуры в соответствии с составом инфраструктуры, согласованным в рамках дополнительных соглашений о создании ОЭЗ.
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы будет уточняться с учетом соответствующих поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
При выделении дополнительного финансирования объемы средств федерального бюджета в подпрограмме будут ежегодно уточняться.
*(49) В соответствии с поручением, данным на совещании у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в СКФО А.Г. Хлопонина и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича (протокол от 17 октября 2012 г. N АХ-П16-18пр).

Подпрограмма 4
"Обеспечение устойчивого развития Республики Дагестан" государственной программы "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года

Подпрограмма разработана в целях оценки расходов государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года и других государственных программ Российской Федерации, реализация которых будет осуществляться на территории Северо-Кавказского федерального округа в разрезе субъектов Российской Федерации, а также в целях планирования деятельности в сфере социально-экономического развития.

Паспорт
подпрограммы 4 "Обеспечение устойчивого развития Республики Дагестан" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года

Ответственный исполнитель подпрограммыМинистерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России)*(1)
Соисполнители подпрограммыотсутствуют
Участники подпрограммыотсутствуют
Программно-целевые инструменты подпрограммыотсутствуют*(2)
Цели подпрограммыповышение качества жизни и благосостояния населения Республики Дагестан
Задачи подпрограммызадача 1. Привлечение капитала в экономику Республики Дагестан и стимулирование инвестиционной активности в регионе;задача 2. Модернизация объектов образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания населения Республики Дагестан;задача 3. Обеспечение доступности медицинской помощи для населения Республики Дагестан;задача 4. Создание условий для сокращения в Республике Дагестан дефицита мест в общеобразовательных учреждениях и увеличения охвата детей дошкольным воспитанием;задача 5. Модернизация систем водоснабжения Республики Дагестан и дорожной инфраструктуры;задача 6. Обеспечение условий для рационального использования финансовых ресурсов, формирующихся на территории Республики Дагестан;задача 7. Сокращение уровня безработицы в Республике Дагестан;задача 8. Увеличение продолжительности жизни в Республике Дагестан
Целевые индикаторы и показатели подпрограммыобъем валового регионального продукта на душу населения (руб.);объем инвестиций на душу населения (руб.);индекс промышленного производства в сравнении с предыдущим годом (процентов);уровень зарегистрированной безработицы (процентов);смертность населения трудоспособного возраста (число умерших на 100 тыс.человек трудоспособного возраста);дефицит мест в общеобразовательных учреждениях (мест);численность детей в дошкольных образовательных учреждениях на 100 мест (человек);количество коек в учреждениях здравоохранения в городской местности на 10 тыс. человек населения (единиц);количество коек в учреждениях здравоохранения в сельской местности на 10 тыс. человек населения (единиц);доля населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в общей численности населения (процентов);доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть (процентов);протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием регионального или межмуниципального значения (км)
Этапы и сроки реализации подпрограммыподпрограмма реализуется в три этапа:I этап (начальный) - 2013-2015 годы;II этап (основной) - 2016-2020 годы;III этап (прогнозный) - 2021-2025 годы
Объем бюджетных ассигнований подпрограммыбюджетные расходы на реализацию подпрограммы не предусмотрены, справочная оценка расходов федерального бюджета на реализацию государственной политики в Республике Дагестан составляет 33 078 250,78 тыс. руб., в том числе по годам реализации:2013 год - 2 370 460,78 тыс. руб.;2014 год - 2 518 850 тыс. руб.;2015 год - 2 400 670 тыс. руб.;2016 год - 3 262 190 тыс. руб.;2017 год - 4 973 730 тыс. руб.;2018 год - 5 448 050 тыс. руб.;2019 год - 5 850 900 тыс. руб.;2020 год - 6 253 400 тыс. руб.;2021 - 2025 годы - объемы бюджетных ассигнований федерального бюджетана реализацию мероприятий III этапа будут определены на II этапе реализации государственной программы
Ожидаемые результаты реализации подпрограммыв качественном выражении:достижение целевых показателей и индикаторов государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года;эффективное и целевое расходование бюджетных средств, направленных на социально-экономическое развитие Республики Дагестан;гармоничное социально-экономическое развитие Республики Дагестан; удовлетворенность населения деятельностью федеральных и региональных органов исполнительной власти;поступление в республиканский бюджет максимально возможных налоговых и неналоговых доходов, снижение дотационности бюджета;в количественном выражении:объем валового регионального продукта на душу населения вырастет с 98661,9 руб. (2011 год) до 789781,6 руб. (к 2020 году - 418521,7 руб.);объем инвестиций на душу населения вырастет с 46171 руб. (2011 год) до 387377,2 руб. (к 2020 году - 218188,5 руб.);уровень зарегистрированной безработицы снизится на 1,4 процента (к 2020 году - на 0,9 процента);дефицит мест в общеобразовательных учреждениях снизится с 112610 мест (2011 год) до 92241 места (к 2020 году - 98562 места);количество коек в учреждениях здравоохранения в городской местности на 10 тыс. человек населения вырастет с 101,4 единицы (2011 год) до 111,1 единицы (к 2020 году - 109,8 единицы);количество коек в учреждениях здравоохранения в сельской местности на 10 тыс. человек населения вырастет с 43,3 единицы (2011 год) до 48,5 единицы (к 2020 году - 47,8 единицы);доля населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в общей численностинаселения увеличится с 70,2 процента(2011 год) до 94,6 процента(к 2020 году - 85,9 процента);доля утечек и неучтенного расхода воды всуммарном объеме воды, поданной в сеть,снизится с 30,6 процента (2011 год)до 16 процентов (к 2020 году -21,2 процента);протяженность автомобильных дорогобщего пользования с твердым покрытиемрегионального или межмуниципальногозначения вырастет с 2467 км (2011 год)до 3444 км (к 2020 году - 3119 км)

Текстовая часть подпрограммы 4
"Обеспечение устойчивого развития Республики Дагестан" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Республика Дагестан - южный регион Российской Федерации, занимающий особое геостратегическое положение. На севере Республика Дагестан граничит с Республикой Калмыкия, на северо-западе - со Ставропольским краем, на западе - с Чеченской Республикой. По Водораздельному хребту Большого Кавказа Республика Дагестан граничит с Грузией, на юге - с Азербайджанской Республикой. На востоке территория Республики Дагестан на протяжении почти 540 км омывается водами Каспийского моря, по которому проходит морская граница с Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан, Туркменистаном и Исламской Республикой Иран.
Площадь Республики Дагестан составляет 50,3 тыс. кв. км (29,5 процента от площади Северо-Кавказского федерального округа), численность постоянного населения на 1 января 2012 г. составила 2 930,5 тыс. человек, в том числе в сельской местности проживают 1 607,6 тыс. человек.
Средняя плотность населения по республике составляет 58,3 чел./кв. км, а плотность сети населенных пунктов в горных районах самая высокая в России.
Сферой реализации подпрограммы "Обеспечение устойчивого развития Республики Дагестан" является обеспечение качества жизни в Республике Дагестан, включая достижение среднероссийского уровня по основным показателям жизнедеятельности человека, гармонизация и сбалансированное развитие экономики и социальной сферы.

1. Итоги реализации государственной политики в установленной сфере

В целях обеспечения приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Дагестан в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации осуществлялись меры государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
За период с 2001 года по 2011 год объем инвестиций, направленных на развитие экономики и социальной сферы Республики Дагестан, составил 615,5 млрд руб., из них 70 млрд руб. (11,4 процента) - бюджетные инвестиции. Объемы финансирования капитальных вложений из федерального бюджета на реализацию мероприятий Федеральной адресной инвестиционной программы и федеральных целевых программ, действующих на территории Республики Дагестан, за этот период выросли в 67 раз и составили в 2011 году 12,79 млрд руб. (в 2001 году - 0,19 млрд руб.).
Осуществлялось финансирование объектов жилищного строительства, здравоохранения и спорта, образования, культуры, инженерной инфраструктуры, дорожного хозяйства, берегоукрепительных сооружений, объектов Махачкалинского международного торгового порта.
В сфере образования введено в эксплуатацию 165 школ на 40981 ученическое место, 8 детских садов на 645 дошкольных мест. Значительные объемы инвестиций были направлены на укрепление материально-технической базы высших учебных заведений.
В сфере здравоохранения введено в эксплуатацию 64 объекта общей мощностью 1642 койки и 3711 посещений в смену, порядка 90 фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов.
В жилищном строительстве построено 4 жилых дома мощностью 9,891 тыс. кв. м жилья. В рамках мероприятий по переселению лакского населения Новолакского района на новое место жительства построено 174,034 тыс. кв. м жилья. В целом за период 2001-2011 годов ввод жилья по Республике Дагестан за счет всех источников финансирования составил 8603,5 тыс. кв. м, в том числе индивидуальное жилищное строительство - 7298,1 тыс. кв. м.
Введено в эксплуатацию 64 объекта культуры, физической культуры и спорта, в том числе 3 театра и универсальный спортивный комплекс на 5000 мест.
В коммунальном комплексе построено 791,36 км водопроводных и канализационных сетей, 1721,07 км газовых сетей. По группе "прочее строительство" введен в эксплуатацию 31 новый объект.
Несмотря на принимаемые меры по наращиванию положительных тенденций в социально-экономическом развитии, Республика Дагестан остается депрессивным и высокодотационным регионом России с низким уровнем жизни населения.
Резкая дестабилизация политической обстановки в стране в перестроечный период, разрыв хозяйственных связей оказали негативное влияние на Республику Дагестан. По уровню и качеству жизни Республика Дагестан отстает от среднероссийских показателей. Промышленность, ориентированная долгое время преимущественно на нужды обороны, остается незагруженной, сельское хозяйство носит примитивный, мелкотоварный характер и базируется в основном на ручном труде, туристско-рекреационные ресурсы в силу слаборазвитой инфраструктуры не задействованы.
Эти проблемы возникли в 1990 году и связаны с сокращением оборонного заказа, обесцениванием оборотных средств предприятий, отсутствием инвестиций, неэффективной приватизацией. Они усугубились в результате транспортной блокады в связи с событиями в Чеченской Республике, ослабления роли государства в экономике и общественной жизни.
Важным шагом, направленным на обеспечение политической, экономической и социальной стабильности в Республике Дагестан, было принятие в 1998 году федеральной целевой программы социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2001 года*(3).
Несмотря на низкий уровень финансирования указанной программы за счет всех источников, за период ее реализации в экономике Республики Дагестан произошли положительные сдвиги. Объем валового регионального продукта увеличился в 1,4 раза, общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования вырос в 2,3 раза к уровню 1998 года.
В рамках реализации программы были введены в эксплуатацию 11,7 тыс. кв. метров жилья, 6 больниц на 280 коек, поликлиника на 100 посещений, два ФАП на 9 коек/мест, 33 школы на 5682 ученических места, детский сад на 50 мест, три спортивных зала площадью 1026 кв. метров, 424,3 км газопроводных сетей, 343,9 км водопроводно-канализационных сетей, 12,2 км линий электропередач, 12 артезианских скважин, 13 км автомобильных дорог, 94 погонных метра мостов, магистральный газопровод протяженностью 11 км.
Существенное влияние на развитие Республики Дагестан оказало принятие в 2001 году федеральной целевой программы "Юг России" (2002-2007 годы)*(4), основной целью которой являлось создание социально-экономических условий для устойчивого развития юга России, снижения социальной напряженности, сокращения безработицы и роста доходов населения на основе использования уникального геостратегического положения и природно-климатических особенностей региона.
На реализацию мероприятий данной программы на территории Республики Дагестан за период 2002-2007 годов было выделено и освоено 11 420,736 млн руб., в том числе: 4 725,989 млн руб. из федерального бюджета, 2 684,439 млн руб. за счет средств бюджета Республики Дагестан и 4 010,308 млн руб. за счет внебюджетных источников.
За период ее реализации было построено 56 школ на 10746 ученических мест, 21 медицинское учреждение на 701 койко-место и 185 посещений в смену, 61 водопровод общей протяженностью 311,8 км, 6 артезианских скважин, 202,3 км газопроводов, 24 спортивных зала общей площадью 8248 кв. м, введены в эксплуатацию АТС на 1720 номеров, культурно-спортивный комплекс на 500 мест.
В настоящее время вопросы комплексного развития Республики Дагестан рассматриваются в рамках федеральной целевой программы "Юг России (2008-2013 годы)"*(5). Общий объем финансирования мероприятий программы на 2008-2013 годы составляет 44 666,138 млн руб. (в ценах соответствующих лет), в том числе 17 514,850 млн руб. из федерального бюджета, средства республиканского бюджета - 3 462,286 млн руб., внебюджетные источники - 23 689,002 млн руб.
С начала реализации указанной программы введено в эксплуатацию 10 школ на 3320 ученических мест, студенческое общежитие на 650 мест, больница на 50 мест, поликлиника на 100 посещений в смену, 105,21 тыс. кв. м жилья по программе переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства. Кроме того, в 2012 году запланирован ввод в эксплуатацию 5 школ на 1751 ученическое место, родильного отделения на 50 мест в г. Дербенте, отделения дома-интерната для умственно отсталых детей на 200 мест, водопровода общей протяженностью 22,36 км, очистных сооружений канализации мощностью 17 тыс. куб. м в сутки и 21,34 тыс. кв. м жилья для переселенцев.
Республика Дагестан участвует в реализации других федеральных целевых программ, наиболее значимыми из которых являются следующие.
Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)"*(6), в рамках которой осуществляется строительство участков федеральных дорог М-29 "Кавказ", М-4 "Дон", а также автомобильных дорог регионального и местного значения. В рамках программы в 2012 году введен в эксплуатацию Гимринский автодорожный тоннель протяженностью 4,69 км, имеющий важное значение для социально-экономического развития горной части Дагестана. В составе программы также планируется реконструкция и развитие аэропорта в г. Махачкале.
В рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы"*(7) ведется строительство двух крупных объектов коммунального хозяйства, принимаются меры по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
В рамках Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года"*(8) осуществляется строительство объектов водоснабжения, газификации, образования, здравоохранения в сельских населенных пунктах Республики Дагестан, а также реализуются мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.

2. Потенциал развития Республики Дагестан

Агропромышленный комплекс является ключевым сектором экономики Республики Дагестан. Прежде всего это обусловлено наличием благоприятных агроклиматических условий.
По ряду показателей агропромышленный комплекс Республики Дагестан занимает лидирующие позиции в Российской Федерации. Среди субъектов Российской Федерации Республика Дагестан выделяется по производству следующих видов продукции (удельный вес в общем объеме по Российской Федерации): хлеб и хлебопродукты - 2,9 процента, молоко - 2 процента, скот и птица на убой (в живом весе) - 1,6 процента, шерсть - 24,9 процента, коньяк - 14,5 процента, вина игристые и газированные - 12 процентов, а также по валовым сборам продукции растениеводства: овощи - 6,8 процента, плоды - 4,5 процента, виноград - 39,3 процента. Кроме того, удельный вес поголовья скота (в общем объеме по России) составил: крупного рогатого скота - 4,5 процента, овец и коз - 20,3 процента.
Среди отраслей агропромышленного комплекса наиболее высокорентабельными и бюджетообразующими секторами экономики являются виноградарство и виноделие.
Развитие промышленного комплекса имеет значительный потенциал для формирования мощной индустриальной экономики в Республике Дагестан, а в дальнейшем станет основой постиндустриального этапа развития.
Базовые секторы промышленного комплекса представлены предприятиями машиностроения (производство оборудования для транспортных средств, сельского хозяйства, судостроения, авиастроения), лесной промышленности, легкой промышленности, химического и нефтехимического производства. Данные секторы обладают потенциалом для дальнейшего развития, как через загрузку действующих производств, так и через проведение технологической модернизации существующих мощностей.