Действующий
Прогнозируемый рост количества транспортных средств и увеличение объемов грузовых и пассажирских перевозок на автомобильном транспорте приведет к повышению интенсивности движения на автомобильных дорогах федерального значения к 2020 году на 60-90 процентов по сравнению с 2006 годом.
Около 50 процентов общего объема перевозок по автомобильным дорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к увеличению себестоимости перевозок и снижению безопасности движения.
Конфигурация сети автомобильных дорог федерального значения имеет ярко выраженную радиальную структуру, ориентированную на столицу Российской Федерации - г. Москву, с недостаточным числом соединительных и хордовых дорог, что вызывает перепробег автомобильного транспорта, увеличение себестоимости перевозок и повышение уровня перегрузки автомобильных дорог движением.
Основная доля автомобильных дорог федерального значения имеет по одной полосе движения в каждом направлении, только 10 процентов их общей протяженности имеют многополосную проезжую часть, что не позволяет обеспечить достаточную пропускную способность автомобильных дорог, безопасное и высокоскоростное обслуживание современных транспортных средств.
Свыше трети протяженности автомобильных дорог федерального значения и мостовых сооружений на них требуют увеличения прочностных характеристик из-за ускоренной деградации дорожных конструкций и снижения сроков службы между ремонтами вследствие увеличения в составе транспортных потоков доли тяжелых автомобилей и автопоездов.
По состоянию на 1 января 2008 г. 19 процентов мостовых сооружений на сети автомобильных дорог федерального значения находятся в неудовлетворительном состоянии, в том числе на 148 сооружениях состояние не может быть доведено до нормативных требований путем проведения капитального ремонта (далее - ремонтонепригодные мосты).
Автомобильные дороги федерального значения на значительном протяжении проходят по территории городов и других населенных пунктов, что приводит к снижению скорости движения транспортных потоков и росту численности дорожно-транспортных происшествий.
Низкий уровень обеспеченности Сибири, Дальнего Востока, северных территорий европейской части России автомобильными дорогами не позволяет в полной мере осваивать ресурсы этих регионов.
Около 64 процентов протяженности автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения не соответствует нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию, что приводит к повышению себестоимости автомобильных перевозок и снижению конкурентоспособности продукции предприятий.
Более половины автомобильных дорог местного значения не имеет твердого покрытия. На территории, не имеющей выхода на сеть автомобильных дорог общего пользования, проживает 2600 тыс. человек, около 46 тыс. населенных пунктов не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования.
Опережение роста интенсивности движения на автомобильных дорогах по сравнению с увеличением протяженности и пропускной способности автомобильных дорог приводит к росту уровня аварийности на сети автомобильных дорог общего пользования. Российская Федерация в 2 - 3 раза отстает от развитых стран мира по протяженности и плотности дорожной сети.
Недостаточный уровень развития дорожной сети приводит к значительным потерям для экономики и населения страны и является одним из наиболее существенных инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического развития Российской Федерации.
При подготовке подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2015-2020 годы)" (далее - подпрограмма) были проанализированы и сравнивались 2 варианта решения указанных проблем. При 1-м варианте предусматривалась самостоятельная реализация отдельных проектов. При 2-м варианте решение проблем рассматривалось с применением программно-целевого метода, позволяющего обеспечить оптимальное решение задач с координацией усилий организаций, частных инвесторов и государства. Предпочтение было отдано 2-му варианту.
Реализация комплекса мероприятий подпрограммы сопряжена со следующими рисками:
ухудшение социально-экономической ситуации в стране, что выразится в снижении темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновении бюджетного дефицита и сокращении объемов финансирования дорожной отрасли;
снижение интереса инвесторов к вложению средств в автомобильные дороги общего пользования из-за нерешенности вопросов совместного финансирования инфраструктурных инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, обеспечение гарантий минимального дохода инвесторов при недостижении запланированных объемов движения по платной автомобильной дороге, а также проблемы нормативно-правового характера в сфере имущественных отношений и резервирования земельных участков для строительства автомобильных дорог, концессионных соглашений, вызывающие задержку привлечения и уменьшение объемов внебюджетных средств для финансирования автомобильных дорог общего пользования, а также снижение темпов проведения дорожных работ;
превышение фактического уровня инфляции по сравнению с прогнозируемым и ускоренный рост цен на строительные материалы, машины, специализированное оборудование, что может привести к увеличению стоимости дорожных работ, снижению объемов строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования;
возможные изменения
налогового законодательства Российской Федерации, приводящие к ухудшению финансово-экономического положения инвесторов и подрядных организаций, что негативно скажется на инвестиционной привлекательности дорожного хозяйства;
необеспеченность в установленные законодательством Российской Федерации сроки завершения перехода на финансирование в полном объеме работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог федерального значения в соответствии с утвержденными нормативами денежных затрат, что не позволит в период реализации подпрограммы существенно сократить накопленное в предыдущий период отставание в выполнении ремонтных работ на сети автомобильных дорог общего пользования и достичь запланированных в подпрограмме величин индикаторов;
задержка выполнения ранее принятых решений Правительства Российской Федерации о реализации инвестиционных проектов строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 15 - км 58 и нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и внебюджетных источников на основе заключенных концессионных соглашений, что не позволит в период реализации подпрограммы снять перегрузку с соответствующих участков сети автомобильных дорог федерального значения и достичь запланированных в подпрограмме величин показателей;
В целях снижения риска недостижения предусмотренных в подпрограмме величин целевых индикаторов и показателей в связи с указанными факторами, влияющими на темпы роста экономики, инвестиционную активность и объемы финансирования дорожной отрасли, предусматривается формирование с 1 января 2011 г. в составе федерального бюджета и 1 января 2012 г. бюджетов субъектов Российской Федерации соответственно Федерального дорожного фонда и дорожных фондов субъектов Российской Федерации, формируемых с учетом определенных
бюджетным законодательством Российской Федерации налоговых и неналоговых источников средств соответствующих бюджетов для обеспечения расходов, необходимых для развития и содержания автомобильных дорог, в том числе реализации подпрограммы.
II. Основные цели и задачи, срок реализации подпрограммы, целевые индикаторы и показатели
Целями подпрограммы являются:
развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, в том числе в агропромышленном комплексе;
повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Для достижения цели по развитию современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, необходимо решить задачу, связанную с увеличением протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям. Это позволит увеличить пропускную способность дорожной сети, улучшить условия движения автотранспорта и снизить уровень аварийности за счет ликвидации грунтовых разрывов, реконструкции участков автомобильных дорог федерального значения, имеющих переходный тип дорожной одежды проезжей части, и строительства обходов населенных пунктов.
Для достижения цели по повышению доступности услуг транспортного комплекса для населения в области автомобильных дорог необходимо решить задачу, связанную с созданием условий для формирования единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения. Это позволит обеспечить автомобильное сообщение с районами освоения новых территорий и сельскими населенными пунктами, вывести транзитные транспортные потоки из городов за счет строительства обходных магистралей и повысить эффективность межрегиональных связей, что будет способствовать ускорению социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и улучшению автомобильного сообщения в сельской местности.
Для достижения цели по повышению конкурентоспособности транспортной системы России и реализации транзитного потенциала страны в области автомобильных дорог необходимо решить задачу, связанную с увеличением протяженности соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог общего пользования федерального значения, входящих в систему международных транспортных коридоров. Это позволит создать новые экономические центры, расширить площадь территорий Российской Федерации, вовлеченных в активный экономический оборот, увеличить тем самым объем внутреннего рынка, а также обеспечить выполнение положений Европейского соглашения о международных автомагистралях и Межправительственного соглашения по сети азиатских автомобильных дорог.
Мероприятия по повышению конкурентоспособности транспортной системы России будут осуществляться в координации с инвестиционными проектами, реализуемыми на основе применения механизмов государственно-частного партнерства, включенными в перечень инвестиционных проектов, реализуемых при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. N 1708-р, в том числе строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 15 - км 58, нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск, "Западного скоростного диаметра".
Для достижения цели по повышению комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы в области автомобильных дорог необходимо решить задачи, связанные с повышением надежности и безопасности движения на автомобильных дорогах федерального значения, а также обеспечением устойчивого функционирования дорожной сети и транспортной безопасности дорожного хозяйства. Это позволит также сократить вредное воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду и в целом обеспечить устойчивость функционирования транспортной инфраструктуры.
Реализация подпрограммы предусматривается в 2010-2020 годах.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы приведены в
приложении N 1.
III. Перечень мероприятий подпрограммы
Для реализации поставленных целей и решения задач подпрограммы, достижения планируемых значений показателей и индикаторов предусмотрено выполнение комплекса мероприятий.
В рамках задачи, предусматривающей увеличение протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям (кроме автомобильных дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров), предусмотрены мероприятия по реконструкции перегруженных движением участков автомобильных дорог, ликвидации грунтовых разрывов и реконструкции участков дорог, имеющих переходный тип дорожной одежды проезжей части, строительству и реконструкции обходов городов и других населенных пунктов, строительству пересечений автомобильных дорог и магистральных железных дорог в разных уровнях, реконструкции ремонтонепригодных искусственных сооружений, а также других искусственных сооружений для приведения их характеристик в соответствие с параметрами автомобильных дорог на соседних участках, повышения безопасности движения, увеличения грузоподъемности, долговечности и эксплуатационной надежности.
В целях реализации задачи по формированию единой транспортной системы Московского региона, соответствующей мировому уровню качества предоставления транспортных услуг населению и обеспечивающей комфортные условия передвижений населения, активизации социально-экономического развития Московского региона, роста его инвестиционного потенциала и создания благоприятных условий развития бизнеса, предусмотрены первоочередные мероприятия по строительству и реконструкции участков автомобильных дорог федерального значения, проходящих по территории Московской области. Кроме этой задачи в подпрограмме предусмотрены также строительство и реконструкция проходящих по территории Московской области участков автомобильных дорог федерального значения, входящих в состав международных транспортных коридоров, а также мероприятия, направленные на повышение безопасности движения, в рамках реализации задачи, включающей меры по повышению надежности и безопасности движения по автомобильным дорогам федерального значения. Реализация перечисленных мероприятий скоординирована по срокам осуществления и графикам финансирования с мероприятиями, осуществляемыми субъектами Российской Федерации - г. Москвой и Московской областью, в рамках долгосрочных целевых программ, финансируемых за счет их бюджетов.
Предусмотрено также включить в сеть автомобильных дорог федерального значения новые автомобильные дороги, соответствующие установленным законодательством Российской Федерации критериям. При этом будет рассматриваться включение в их состав с передачей в федеральную собственность отдельных автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения, расположенных в зоне строительства указанных автомобильных дорог, после их строительства и реконструкции.
В рамках задачи, предусматривающей создание условий для формирования единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения, предусмотрены мероприятия, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения, которые необходимы для обеспечения для населения и организаций круглогодичного проезда по автомобильным дорогам, качество которых не зависит от погодных и климатических условий. Финансирование реализации этой задачи в 2011-2020 годы будет осуществляться за счет средств дорожных фондов субъектов Российской Федерации. Кроме того, для финансирования строительства подъездов к сельским населенным пунктам для обеспечения их круглогодичной связи по дорогам с твердым покрытием с дорожной сетью общего пользования, а также строительства (реконструкции) объектов, имеющих общегосударственное или межрегиональное значение, во исполнение правовых актов и поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащих указания на их реализацию в рамках Программы, подпрограммой предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Реализацию предусмотренных подпрограммой инвестиционных проектов строительства и реконструкции автомобильных дорог регионального и местного значения предполагается осуществлять с учетом приоритетности проектов:
направленных на строительство и реконструкцию подъездов по дорогам с твердым покрытием к населенным пунктам, имеющим перспективы развития, для обеспечения их круглогодичной связи с дорожной сетью общего пользования. При этом будут учитываться программы развития объектов сельскохозяйственного назначения, обеспечивающих указанные перспективы развития сельских населенных пунктов;
направленных на повышение безопасности дорожного движения, устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;
обеспечивающих реконструкцию перегруженных движением участков автомобильных дорог, в первую очередь на автодорожных подходах к крупным населенным пунктам;