(Действующий) Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848"О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
См. текст раздела в предыдущей редакции

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма

Эффективное функционирование и развитие железнодорожного транспорта, составляющего основу транспортной системы страны, играет исключительную роль в создании условий для перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, обеспечения лидерства Российской Федерации в изменяющейся мировой экономической системе.
На начало 2008 года эксплуатационная длина сети железных дорог общего пользования составила 85,2 тыс.км, в том числе протяженность участков, имеющих 2 и более пути, - 37,1 тыс.км. Общая протяженность железнодорожных линий, обслуживаемых электрической тягой, составила 42,9 тыс.км (50,4 процента эксплуатационной длины).
При прогнозируемых темпах социально-экономического развития и намечаемых структурных преобразованиях грузооборот железнодорожного транспорта в 2020 году возрастет по сравнению с 2007 годом на 28,2 процента, а пассажирооборот во всех видах сообщения увеличится на 8 процентов.
За время реализации подпрограммы "Железнодорожный транспорт" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", разработанной на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. N 232-р, достигнуты определенные результаты в укреплении материальной базы железнодорожного транспорта. Введены в эксплуатацию новые производственные мощности, проведена реконструкция и модернизация ряда действующих объектов инфраструктуры, в том числе по локомотивному и вагонному хозяйствам, путевому хозяйству, сигнализации и связи, по пограничным и припортовым станциям, снизился уровень износа основных фондов железнодорожного транспорта.
Однако достигнутые результаты являются недостаточными.
На сети железных дорог сохраняется значительное количество участков и станций, характеристики мощности которых не соответствуют текущим и перспективным потребностям в перевозках. Многие постоянные устройства и сооружения железнодорожного транспорта имеют высокую степень изношенности, их технический уровень не соответствует современным требованиям. Неразвитость сети железных дорог, особенно в восточных районах страны, сдерживает экономическое и социальное развитие.
Практически отсутствуют высокоскоростные и скоростные железнодорожные линии, не полностью используются возможности железнодорожного транспорта для освоения городских и пригородных пассажирских перевозок. Сохраняется недостаточное обеспечение пассажирским подвижным составом. Парки локомотивов и грузовых вагонов крайне изношены. В связи с этим уровень эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта остается чрезмерно высоким, медленно осваиваются прогрессивные технологии перевозок. Необходимо существенное развитие транспортных коридоров.
Много нерешенных проблем и в области безопасности железнодорожного транспорта. В частности, все более острой становится проблема высокой загруженности крупнейших железнодорожных узлов.
В последние годы было ослаблено внимание государства к развитию материальной базы учебных заведений железнодорожного транспорта. В то же время, по оценкам, уже в период до 2030 года потребуется подготовить с учетом растущего спроса порядка 200 тыс. специалистов в области эксплуатации и строительства на железнодорожном транспорте.
Решение указанных проблем требует значительного увеличения объемов инвестиций в железнодорожный транспорт, в том числе и за счет расширения государственной поддержки.
Необходимо перейти от модернизации производственной базы железнодорожного транспорта к ее масштабному развитию.
Эффективное осуществление всего комплекса капиталоемких, взаимосвязанных и часто технологически сложных проектов развития, требующих координации усилий транспортных организаций, частных инвесторов и государства, возможно только при использовании программно-целевого метода управления в рамках реализации федеральной целевой программы.
Происходящие изменения экономического, технического, правового и организационного характера, определяющие условия функционирования транспортной системы Российской Федерации, в том числе и железнодорожного транспорта, предопределили необходимость разработки новой редакции подпрограммы - состава мероприятий, сроков их реализации, объемов и источников финансирования.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2013 г. N 401 в раздел II внесены изменения
См. текст раздела в предыдущей редакции

II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы, целевые индикаторы и показатели

Целями подпрограммы "Железнодорожный транспорт" (далее -подпрограмма) являются:
развитие современной эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Для развития транспортной инфраструктуры необходимо решить задачи по увеличению пропускной способности участков железнодорожной сети (в настоящее время все большую актуальность приобретает развитие пропускной способности железнодорожных линий на подходах к портам, расположенным на северо-западе и юге России, а также на Дальнем Востоке), модернизации постоянных устройств и сооружений, строительству железнодорожных линий в районах нового освоения.
Это позволит практически полностью устранить недостатки пропускной и провозной способности на сети железных дорог общего пользования, сделать ее более рациональной и эффективной, обеспечить необходимое развитие сети железных дорог для освоения природных ресурсов в восточных и северных районах страны, построить целый ряд стратегических и социально значимых линий.
Для обеспечения повышения доступности услуг транспортного комплекса для населения потребуется решить задачи по строительству новых железнодорожных линий для организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения и обновлению парков пассажирского подвижного состава.
Это позволит значительно повысить качество транспортного обслуживания населения, сократить потери времени в пути и, следовательно, увеличить доступность транспортных услуг для населения.
Для повышения конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации и реализации транзитного потенциала страны необходимо решить задачи по развитию сети железных дорог на направлениях транспортных коридоров, обновлению парков локомотивов и грузовых вагонов.
Это позволит снизить транспортные издержки, обеспечить приток транзитных грузов и получить дополнительные доходы от экспорта транспортных услуг.
Для повышения комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы необходимо решить задачи по обеспечению транспортной безопасности и развитию материальной базы учебных заведений.
Обеспечение транспортной безопасности приведет к снижению уровня аварийности и брака, сокращению неоправданных потерь. Развитие материальной базы учебных заведений железнодорожного транспорта позволит привести ее в соответствие с современными требованиями, создать основу для кадрового обеспечения железнодорожного транспорта в условиях инновационного развития Российской Федерации.
Реализация подпрограммы предусматривается в 2010-2020 годах в один этап.
Целевые индикаторы и показатели реализации поставленных в подпрограмме целей и задач приведены в приложении N 1.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2013 г. N 401 в раздел III внесены изменения
См. текст раздела в предыдущей редакции

III. Перечень мероприятий подпрограммы

Для обеспечения устойчивой и эффективной работы железнодорожного транспорта, повышения его безопасности и удовлетворения растущих потребностей населения и экономики страны в перевозках предусматриваются:
модернизация и увеличение пропускной способности железнодорожных линий;
обновление подвижного состава;
строительство приоритетных новых железнодорожных линий;
проведение мероприятий по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.
Основой подпрограммы являются инвестиционные проекты, направленные на достижение стратегических целей и решение задач по развитию железнодорожного транспорта. Описание важнейших инвестиционных проектов подпрограммы приведено в приложении N 2.
Для обеспечения возрастающих объемов перевозок на основных направлениях движения грузо- и пассажиропотоков требуется увеличение их пропускной способности за счет строительства дополнительных главных путей и открытия разъездов.
До 2020 года строительство вторых главных путей необходимо осуществить на таких основных участках, как Мга - Гатчина - Веймарн, Тимашевская - Крымская, Котельниково - Тихорецкая - Кореновск, Волгоград - Котельниково, Трубная - В.Баскунчак - Аксарайская.
В рамках мероприятий, осуществляемых открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", планируются строительство дополнительных главных путей и разъездов, развитие станций на подходах к портам, расположенным на северо-западе, юге России и на Дальнем Востоке, а также развитие участков Междуреченск - Тайшет, Тобольск - Сургут и восстановление объектов железнодорожного транспорта в Чеченской Республике.
Кроме того, для развития пассажирских перевозок в Московском транспортном узле должны быть осуществлены масштабные мероприятия по строительству дополнительных главных путей на головных участках всех пригородных направлений, Большом Московском окружном кольце и ряде соединительных линий.
В составе мероприятий, направленных на модернизацию постоянных устройств и сооружений железных дорог, предусматриваются увеличение скоростей движения грузовых поездов, реконструкция и строительство новых инженерных сооружений, модернизация оборудования электроснабжения и электрификация участков, внедрение современных систем управления перевозочным процессом на основе информатизации отрасли. В первую очередь реализацию указанных мероприятий предполагается осуществить на магистральных направлениях, где выполняется примерно 70 процентов грузооборота железнодорожного транспорта.
Увеличение весовых норм является одним из приоритетных мероприятий, позволяющих обеспечить возрастающие объемы перевозок грузов, повысить эффективность работы железных дорог в рыночных условиях.