(Действующий) Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848"О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
На внутренних водных путях Российской Федерации эксплуатируются 723 судоходных гидротехнических сооружения, являющихся федеральной собственностью, из них 335 сооружений включены в отраслевой Регистр судоходных гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию безопасности. Данные сооружения, внесенные в указанный регистр, относятся к стратегически важным объектам Российской Федерации, а по классификации угроз - к техногенно-опасным объектам.
Большинство из действующих на внутренних водных путях Российской Федерации гидротехнических сооружений эксплуатируется 50 - 70 лет и более. На основе проведенного декларирования безопасности судоходных гидротехнических сооружений на 1 января 2008 г. установлено, что 20,9 процента сооружений имеют нормальный уровень безопасности, 60,8 процента  -  пониженный, 14,1 процента  - неудовлетворительный и 4,1 процента - опасный.
Эксплуатация гидротехнических сооружений, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии, может привести к техногенным авариям и таким катастрофическим последствиям, как затопление нижерасположенных территорий с прохождением волны прорыва высотой до 18 м, прекращение судоходства, работы гидроэлектростанций и систем водоснабжения, а также нарушение экологического равновесия на обширных территориях.
Для обеспечения безопасности судоходства необходимо обновление флота, обслуживающего внутренние водные пути, на основе структурной и количественной оптимизации его состава по отдельным бассейнам.
По состоянию на 1 января 2008 г. из 2850 судов обслуживающего флота, находящихся на балансе государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства, обновлению подлежит 1880 единиц. Средний возраст судов составляет более 30 лет, износ - 84 процента. Крайне неблагоприятная обстановка сложилась с обстановочным флотом - около 60 процентов этих судов эксплуатируется более 30 лет, тогда как нормативный срок эксплуатации составляет 21 год.
Для поддержания технического флота в работоспособном состоянии и обеспечения своевременного и качественного ремонта необходимо укрепление материально-технической базы путевого хозяйства. Для устранения высокой изношенности зданий, оборудования и судоподъемных сооружений на ремонтно-отстойных базах флота предусмотрена их реконструкция и оснащение высокотехнологичным оборудованием.
Обеспечение безопасности на внутренних водных путях также невозможно без реконструкции и развития сетей ведомственной технологической связи, предусматривающей внедрение коммуникационных средств нового поколения, что позволит существенно повысить эффективность систем связи, а также надежность, достоверность и качество передачи информации.
Безопасность судоходства в современных условиях во многом определяется наличием у судоводителей навигационной информации, обновляемой в оперативном режиме. Для этого необходимо внедрение системы использования электронных навигационных карт для обеспечения безопасного судовождения и применения автоматизированной проводки судов, что особенно важно в условиях ограниченной видимости, на участках с неосвещаемой судоходной обстановкой. Эта проблема становится особенно актуальной в связи с предполагаемым в среднесрочной перспективе открытием Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации для прохода судов под флагом иностранных государств.
Обеспечение надежности и безопасности функционирования внутреннего водного транспорта возможно только при наличии эффективной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и закрепления кадров. Анализ состояния материально-технической базы учебных заведений водного транспорта подтверждает высокую степень износа учебных зданий и оборудования (40 - 100 процентов), необходимость реконструкции объектов социального назначения (общежитий, спорткомплексов, библиотек), создания современных учебно-тренировочных центров и тренажерных комплексов, модернизации учебно-исследовательских лабораторий.
При подготовке подпрограммы были проанализированы и сравнивались 2 варианта решения указанных проблем. Первый вариант предусматривал самостоятельную реализацию отдельных проектов, второй - решение проблем с применением программно-целевого метода, позволяющего обеспечить оптимальное решение с координацией усилий транспортных организаций, частных инвесторов и государства. Предпочтение было отдано второму варианту.
Реализация комплекса мероприятий подпрограммы сопряжена со следующими рисками:
макроэкономические риски, обусловленные возможными неблагоприятными изменениями макроэкономической ситуации и, как следствие, снижением объема инвестиционных ресурсов, предусмотренных для реализации мероприятий, в том числе из внебюджетных источников, что может привести к незавершению или невозможности реализации ряда проектов, неэффективному использованию бюджетных средств;
внешнеэкономические риски, обусловленные возможностью появления неблагоприятных тенденций в развитии внешнеторговых отношений, функционировании валютных рынков, изменением геополитической позиции Российской Федерации, что может привести к снижению или изменению направлений и структуры грузопотоков;
рыночные риски, связанные с конъюнктурными колебаниями рынка, падением доходности инвестиций;
операционные, связанные с ненадлежащей технической и нормативно-правовой поддержкой реализации подпрограммы.
Вместе с тем существующие экономические предпосылки реализации крупных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры внутреннего водного транспорта позволяют рассчитывать на их успешное завершение в программные сроки при условии адекватной организационной и ресурсной обеспеченности. При этом конечные результаты, связанные с ростом темпов строительства объектов транспортной инфраструктуры, ускорением транспортных потоков, формированием дополнительных бюджетных поступлений за счет увеличения налоговой базы и роста объемов перевозок, обеспечивают ее высокую общественную эффективность.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2013 г. N 401 в раздел II внесены изменения
См. текст раздела в предыдущей редакции

II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы, ее целевые индикаторы и показатели

Целями подпрограммы "Внутренний водный транспорт" (далее - подпрограмма) являются:
развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
повышение конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации и реализация транзитного потенциала страны;
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы Российской Федерации.
Для достижения цели по развитию современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, предусматривается решение задачи устранения участков, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации. Это позволит сократить долю внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации с 4,9 тыс. км (75 процентов) в 2010 году до 0,9 тыс. км (14 процентов) к 2020 году, унифицировать габариты внутренних водных путей, отнесенных к водным путям международного значения. Пропускная способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации увеличится до 30 - 33 млн. тонн.
Для достижения цели по повышению конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации и реализации транзитного потенциала страны предусматривается решить задачи повышения конкурентоспособности внутреннего водного транспорта на основе обновления грузового и пассажирского транспортного флота.
Для достижения цели по повышению комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы Российской Федерации предусматривается решить задачу обеспечения надежности объектов инфраструктуры и безопасности судоходства на внутренних водных путях. Это позволит к 2020 году обеспечить безопасность гидротехнических сооружений, в том числе привести к нормальному уровню безопасности судоходные гидротехнические сооружения, находящиеся в настоящее время в аварийном или опасном состоянии, обновить обслуживающий флот, реконструировать и развить сети технологической связи, внедрить и обеспечить функционирование системы электронных навигационных карт внутренних водных путей, развить материально-техническую базу учебных заведений.
Реализация подпрограммы предусматривается в 2010 - 2020 годах в один этап.
Поставленным в подпрограмме целям и задачам соответствуют задания по важнейшим целевым индикаторам и показателям, указанные в приложении N 1.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2013 г. N 401 в раздел III внесены изменения
См. текст раздела в предыдущей редакции

III. Перечень мероприятий подпрограммы

Для достижения поставленных целей и задач подпрограммы предусматривается реализация комплекса мероприятий.
Задача сокращения протяженности участков, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, в значительной степени будет решена в случае осуществления 2 крупных инвестиционных проектов, предусматривающих:
строительство Нижегородского низконапорного гидроузла;
строительство второй нитки шлюза Нижне-Свирского гидроузла.
В результате реализации указанных проектов увеличится пропускная способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, будет сохранена судоходность р. Волги на всем ее протяжении. Обеспечение гарантированных габаритов пути создаст условия для развития транзитных грузопотоков, эффективного использования современных и перспективных типов транспортных судов, системного развития транспортной инфраструктуры.
Задача повышения конкурентоспособности внутреннего водного транспорта на основе обновления транспортного флота будет решена путем размещения крупных заказов на строительство сухогрузных и наливных судов грузоподъемностью 5 тыс. тонн для замены судов типа "Волго-Дон" и "Волгонефть", которые являлись основными судами на протяжении последних 30 лет при перевозках массовых грузов по Единой глубоководной системе европейской части Российской Федерации и по срокам службы требуют замены, а также путем строительства малотоннажного флота для восточных бассейнов и пассажирских судов пассажировместимостью 212 человек нового проекта "Золотое кольцо".
Основным результатом обновления флота будет рост конкурентоспособности российского речного флота, повышение качества перевозок грузов и пассажиров, снижение транспортных издержек, а также рост объема перевозок внутренним водным транспортом.
Решение задачи обеспечения надежности объектов инфраструктуры и безопасности судоходства на внутренних водных путях предполагает осуществление комплекса мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений за счет улучшения их технического состояния, обновлению обслуживающего флота, реконструкции и развитию сетей технологической связи на внутренних водных путях, приобретению программно-аппаратных средств для оснащения лабораторий навигационной информации, усилению антитеррористической защищенности объектов, строительству и реконструкции объектов научно-образовательных комплексов на базе отраслевых высших учебных заведений.
Мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений за счет улучшения их технического состояния подразумевают осуществление следующих 3 крупных инфраструктурных проектов:
реконструкция объектов инфраструктуры канала имени Москвы;
комплексная реконструкция гидротехнических сооружений Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации;
комплексная реконструкция гидротехнических сооружений и внутренних водных путей Сибири и Дальнего Востока.
В подпрограмму включены мероприятия по комплексной реконструкции судоходных гидротехнических сооружений, имеющих предельный износ конструктивных элементов, требующих их полной замены с изменением технических параметров, улучшающие эксплуатационные показатели работы.
Проект реконструкции объектов инфраструктуры канала имени Москвы включает реконструкцию 10 гидроузлов, в том числе Рыбинского, насосных станций, систем контрольно-измерительной и информационно-диагностической аппаратуры с обеспечением антитеррористической защищенности объектов, расположенных на канале имени Москвы, Москворецко-Окской шлюзованной системе, в верхней части р. Волги.
Проект комплексной реконструкции гидротехнических сооружений Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации предполагает проведение восстановительных работ (гидротехнической и строительной частей) на действующих гидротехнических сооружениях, замену и обновление металлоконструкций и механического оборудования, а также электрооборудования. Проведение таких работ предусматривается на объектах Беломорско-Балтийского и Волго-Донского каналов, Волго-Балтийского водного пути, на гидротехнических сооружениях Северо-Двинской шлюзованной системы, Волжского, Камского и Азово-Донского бассейнов.
Мероприятия по комплексной реконструкции гидротехнических сооружений и внутренних водных путей Сибири и Дальнего Востока направлены на повышение безопасности и надежности завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Предусматривается поддержание гарантированных габаритов судового хода, а при необходимости - их увеличение, восстановление устойчивости напорного фронта на гидротехнических сооружениях Обского и Енисейского бассейнов, восстановление выправительных сооружений и водных трасс в Ленском, Амурском и Енисейском бассейнах.
Основными ожидаемыми результатами от реализации мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений за счет улучшения их технического состояния являются: