Действующий
Необходимость развития внутреннего водного транспорта в рамках федеральной целевой программы обусловлена ослаблением позиции этого вида транспорта в транспортной системе Российской Федерации по причине наличия участков, ограничивающих пропускную способность, а также из-за ухудшения состояния внутренних водных путей и снижения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, что не позволяет в полной мере использовать конкурентные преимущества для увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок.
Наиболее острая проблема - наличие лимитирующих участков, снижающих пропускную способность внутренних водных путей Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации на Волго-Балтийском водном пути, р. Волге в районе пос. Городец (Нижегородская область), что не позволяет реализовать ее транзитный потенциал и, как следствие, снижает конкурентоспособность водного маршрута. Наличие таких участков приводит к существенному снижению провозной способности флота из-за уменьшения загрузки судов, значительных простоев в ожидании шлюзования (например, в пос. Городец ожидание может длиться до 71 часа), ограничения скорости прохождения отдельных участков (например, увеличение времени прохождения участка Череповец - Санкт-Петербург составляет 5 - 6 суток).
Серьезной проблемой является снижение уровня безопасности судоходных гидротехнических сооружений из-за ухудшения их технического состояния.
На внутренних водных путях Российской Федерации эксплуатируются 723 судоходных гидротехнических сооружения, являющихся федеральной собственностью, из них 335 сооружений включены в отраслевой Регистр судоходных гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию безопасности. Данные сооружения, внесенные в указанный регистр, относятся к стратегически важным объектам Российской Федерации, а по классификации угроз - к техногенно-опасным объектам.
Большинство из действующих на внутренних водных путях Российской Федерации гидротехнических сооружений эксплуатируется 50 - 70 лет и более. На основе проведенного декларирования безопасности судоходных гидротехнических сооружений на 1 января 2008 г. установлено, что 20,9 процента сооружений имеют нормальный уровень безопасности, 60,8 процента - пониженный, 14,1 процента - неудовлетворительный и 4,1 процента - опасный.
Эксплуатация гидротехнических сооружений, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии, может привести к техногенным авариям и таким катастрофическим последствиям, как затопление нижерасположенных территорий с прохождением волны прорыва высотой до 18 м, прекращение судоходства, работы гидроэлектростанций и систем водоснабжения, а также нарушение экологического равновесия на обширных территориях.
Для обеспечения безопасности судоходства необходимо обновление флота, обслуживающего внутренние водные пути, на основе структурной и количественной оптимизации его состава по отдельным бассейнам.
По состоянию на 1 января 2008 г. из 2850 судов обслуживающего флота, находящихся на балансе государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства, обновлению подлежит 1880 единиц. Средний возраст судов составляет более 30 лет, износ - 84 процента. Крайне неблагоприятная обстановка сложилась с обстановочным флотом - около 60 процентов этих судов эксплуатируется более 30 лет, тогда как нормативный срок эксплуатации составляет 21 год.
Для поддержания технического флота в работоспособном состоянии и обеспечения своевременного и качественного ремонта необходимо укрепление материально-технической базы путевого хозяйства. Для устранения высокой изношенности зданий, оборудования и судоподъемных сооружений на ремонтно-отстойных базах флота предусмотрена их реконструкция и оснащение высокотехнологичным оборудованием.
Обеспечение безопасности на внутренних водных путях также невозможно без реконструкции и развития сетей ведомственной технологической связи, предусматривающей внедрение коммуникационных средств нового поколения, что позволит существенно повысить эффективность систем связи, а также надежность, достоверность и качество передачи информации.
Безопасность судоходства в современных условиях во многом определяется наличием у судоводителей навигационной информации, обновляемой в оперативном режиме. Для этого необходимо внедрение системы использования электронных навигационных карт для обеспечения безопасного судовождения и применения автоматизированной проводки судов, что особенно важно в условиях ограниченной видимости, на участках с неосвещаемой судоходной обстановкой. Эта проблема становится особенно актуальной в связи с предполагаемым в среднесрочной перспективе открытием Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации для прохода судов под флагом иностранных государств.
Обеспечение надежности и безопасности функционирования внутреннего водного транспорта возможно только при наличии эффективной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и закрепления кадров. Анализ состояния материально-технической базы учебных заведений водного транспорта подтверждает высокую степень износа учебных зданий и оборудования (40 - 100 процентов), необходимость реконструкции объектов социального назначения (общежитий, спорткомплексов, библиотек), создания современных учебно-тренировочных центров и тренажерных комплексов, модернизации учебно-исследовательских лабораторий.
При подготовке подпрограммы были проанализированы и сравнивались 2 варианта решения указанных проблем. Первый вариант предусматривал самостоятельную реализацию отдельных проектов, второй - решение проблем с применением программно-целевого метода, позволяющего обеспечить оптимальное решение с координацией усилий транспортных организаций, частных инвесторов и государства. Предпочтение было отдано второму варианту.
макроэкономические риски, обусловленные возможными неблагоприятными изменениями макроэкономической ситуации и, как следствие, снижением объема инвестиционных ресурсов, предусмотренных для реализации мероприятий, в том числе из внебюджетных источников, что может привести к незавершению или невозможности реализации ряда проектов, неэффективному использованию бюджетных средств;
внешнеэкономические риски, обусловленные возможностью появления неблагоприятных тенденций в развитии внешнеторговых отношений, функционировании валютных рынков, изменением геополитической позиции Российской Федерации, что может привести к снижению или изменению направлений и структуры грузопотоков;
операционные, связанные с ненадлежащей технической и нормативно-правовой поддержкой реализации подпрограммы.
Вместе с тем существующие экономические предпосылки реализации крупных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры внутреннего водного транспорта позволяют рассчитывать на их успешное завершение в программные сроки при условии адекватной организационной и ресурсной обеспеченности. При этом конечные результаты, связанные с ростом темпов строительства объектов транспортной инфраструктуры, ускорением транспортных потоков, формированием дополнительных бюджетных поступлений за счет увеличения налоговой базы и роста объемов перевозок, обеспечивают ее высокую общественную эффективность.
II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы, ее целевые индикаторы и показатели
развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
повышение конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации и реализация транзитного потенциала страны;
Поставленным в подпрограмме целям и задачам соответствуют задания по важнейшим целевым индикаторам и показателям, указанные в приложении N 1.
Для достижения поставленных целей и задач подпрограммы предусматривается реализация комплекса мероприятий.
Задача сокращения протяженности участков, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, в значительной степени будет решена в случае осуществления 2 крупных инвестиционных проектов, предусматривающих:
В результате реализации указанных проектов увеличится пропускная способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, будет сохранена судоходность р. Волги на всем ее протяжении. Обеспечение гарантированных габаритов пути создаст условия для развития транзитных грузопотоков, эффективного использования современных и перспективных типов транспортных судов, системного развития транспортной инфраструктуры.
Задача повышения конкурентоспособности внутреннего водного транспорта на основе обновления транспортного флота будет решена путем размещения крупных заказов на строительство сухогрузных и наливных судов грузоподъемностью 5 тыс. тонн для замены судов типа "Волго-Дон" и "Волгонефть", которые являлись основными судами на протяжении последних 30 лет при перевозках массовых грузов по Единой глубоководной системе европейской части Российской Федерации и по срокам службы требуют замены, а также путем строительства малотоннажного флота для восточных бассейнов и пассажирских судов пассажировместимостью 212 человек нового проекта "Золотое кольцо".
Основным результатом обновления флота будет рост конкурентоспособности российского речного флота, повышение качества перевозок грузов и пассажиров, снижение транспортных издержек, а также рост объема перевозок внутренним водным транспортом.
Решение задачи обеспечения надежности объектов инфраструктуры и безопасности судоходства на внутренних водных путях предполагает осуществление комплекса мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений за счет улучшения их технического состояния, обновлению обслуживающего флота, реконструкции и развитию сетей технологической связи на внутренних водных путях, приобретению программно-аппаратных средств для оснащения лабораторий навигационной информации, усилению антитеррористической защищенности объектов, строительству и реконструкции объектов научно-образовательных комплексов на базе отраслевых высших учебных заведений.