(Действующий) МДС 83-1.99 Методические рекомендации по определению размера средств...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
При этом рекомендуется широко использовать имеющуюся нормативную базу, согласованные принципы ее обновления и дополнения, а также применяемые в стране и отрасли методические разработки по вопросам оплаты труда и ценообразования в условиях рыночных отношений.
1.6. В строительных организациях целесообразно разрабатывать и использовать системы и формы оплаты труда работников, обеспечивающие максимальную их совместимость с методами определения размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство, а также единство нормативных и расчетных показателей, применяемых для этих целей.
Такой подход обеспечивает высокую обоснованность решений, принимаемых на стадии определения и согласования договорных цен и смет на строительство (в части размера средств на оплату труда) и на стадии расчетов по заработной плате с рабочими за выполненные работы, их комплексы, этапы и объекты в целом. При этом он позволит упростить организацию оплаты труда, которую можно будет осуществлять непосредственно по сметам на строительство.
1.7. Особенностями нормативной базы, используемой при определении размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и при организации оплаты труда в строительных организациях, являются стабильность технически обоснованных норм затрат труда (в чел.-часах, маш.-часах и т.п.) на традиционные строительно-монтажные процессы и работы и динамичность, изменчивость во времени стоимости (цены) труда, а следовательно, и сдельных расценок.
Этот двойственный характер нормативной базы предопределяет соответствующую этапность ее формирования, совершенствования и обновления на всех уровнях: отраслевом, региональном и непосредственно в организациях и на предприятиях.
Порядок разработки норм затрат труда рабочих, занятых на строительно-монтажных работах, управлением и обслуживанием строительных машин, определен Методическими указаниями о порядке разработки государственных элементных сметных норм на строительные, монтажные и специальные строительные и пусконаладочные работы, утвержденными постановлением Госстроя России от 24.04.98 N 18-40.
При определении сдельных расценок на выполняемые работы и размеров заработной платы в целом необходимо использовать действующие в расчетном периоде тарифные ставки, оклады, а также нормативы и показатели, по которым начисляются на них различные доплаты, надбавки и другие выплаты.
1.8. Приводимые в настоящих Рекомендациях нормативные показатели по труду и заработной плате установлены различными законодательными и нормативными правовыми актами, в том числе принятыми в дореформенный период. Правомерность их применения, за исключением случаев прямой отмены или замены, обусловлена действующим трудовым законодательством и практикой работы строительных организаций в современных условиях.
Величина конкретного нормативного показателя по соглашению сторон договора подряда может быть изменена, но это изменение не должно ухудшать условия оплаты труда и снижать ее размер против установленного действующими законодательными и нормативными правовыми актами.

2. Основные законодательные и нормативные правовые акты, используемые при решении вопросов оплаты труда в строительстве

2.1. Конституцией Российской Федерации каждому предоставлено право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37).
2.2. Кодексом законов о труде Российской Федерации (КЗоТ) установлено, что оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда и максимальным размером не ограничивается (статья 77).
Месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда, в который не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты (статья 78).
2.3. Кодексом законов о труде определены основные виды доплат, надбавок, премий и поощрений, гарантий, льгот и компенсаций, а также порядок их установления и выплаты работникам организаций и предприятий в зависимости от конкретных условий труда.
Классификация всех выплат, формирующих общий заработок работника, по их содержанию и источникам приведена в Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утвержденной постановлением Госкомстата России от 10.07.95 N 89 по согласованию с Минэкономики России, Минфином России, Минтрудом России и Центральным банком России.
Отнесение этих выплат на соответствующие статьи затрат определено Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ, разработанными в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 "Об утверждении положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" и от 01.07.95 N 661 об изменениях и дополнениях к указанному Положению (утверждены Минстроем России 04.12.95 N БЕ-11-260/7 по согласованию с Минэкономики России и Минфином России).
В приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям приводится состав затрат на оплату труда по отдельным статьям расходов.
2.4. В рыночных условиях размеры общего заработка и составляющих его элементов регулируются в рамках действующего законодательства договорными отношениями как внутри организации (предприятия), так и во взаимодействии ее с заказчиками (инвесторами).
Договорные отношения определяются:
отраслевыми, региональными и иными соглашениями, а также коллективными договорами, разрабатываемыми и заключаемыми в соответствии с законами Российской Федерации от 11.03.92 N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" и от 01.05.99 N 93-ФЗ;
договорами подряда, разрабатываемыми и заключаемыми сторонами (подрядчиком и заказчиком, генподрядчиком и субподрядчиком и т.п.) в соответствии с законами Российской Федерации от 26.06.91 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации", от 25.02.99 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и Гражданским кодексом Российской Федерации (часть I от 30.11.94 N 51-ФЗ, главы 27, 28, 29 и часть II от 26.01.96 N 14-ФЗ, глава 37).
2.5. В отраслевых тарифных соглашениях по строительству и промышленности строительных материалов, систематически заключаемых между профсоюзами и работодателями с участием Госстроя России по согласованию с Минэкономики России, Минфином России и Минтрудом России, организациям и предприятиям устанавливаются минимальные тарифные ставки рабочих первого разряда при работе в нормальных условиях труда в размере, достигнутом на момент заключения коллективного договора и обеспечивающем общий, месячный уровень заработной платы не ниже прожиточного минимума в соответствующем регионе Российской Федерации.
Указанные тарифные ставки ежеквартально индексируются в установленном порядке и доводятся до всех заинтересованных организаций, определяется порядок исчисления тарифных ставок рабочих последующих разрядов, должностных окладов руководителей, отдельных видов доплат, надбавок, вознаграждений и т.п.
2.6. Отраслевое тарифное соглашение, являющееся правовым актом, устанавливает обязательные для применения минимальные экономические и социальные гарантии работников отрасли и не ограничивает права работодателей в расширении этих гарантий при наличии соответствующего ресурсного обеспечения.
Затраты, связанные с удовлетворением этих гарантий, включаются в договорные цены и сметы на строительство.
2.7. Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 2.4) и Отраслевого тарифного соглашения подрядчик и заказчик вправе самостоятельно определять размер средств на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, в договорных ценах на строительную продукцию (работы, услуги) в любых согласованных размерах, но не ниже предусмотренных в соглашении.
Принятие сторонами согласованных решений о размерах средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство должно основываться на использовании, наряду с указанными выше, действующих отраслевых нормативных документов по этому вопросу. Основными из них являются:
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (Выпуск 3. Раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы". - М.: Стройиздат, 1987), с последующими дополнениями и изменениями к нему;
Нормы затрат труда и времени работы строительных машин, содержащиеся в сборниках Государственных элементных сметных норм и производственных норм (ЕНиР, ВНиР), которые должны обновляться и дополняться в связи с применением новых средств механизации, технологии производства работ, материалов и конструкций.
При решении отдельных частных вопросов могут использоваться и другие нормативные документы, которые приводятся в соответствующих разделах настоящих Рекомендаций.

3. Общая нормативно-расчетная база для определения средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и организации оплаты труда за выполненные работы

3.1. Основой всех форм и систем оплаты труда, применяемых в строительных организациях, является тарифная система, обеспечивающая соответствие квалификации и оплаты труда работников сложности выполняемых ими работ.
Тарификация работ и присвоение квалификации разрядов рабочим производятся по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий (выпуск 3, раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы"), утвержденному постановлением Госкомтруда СССР, Госстроя СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.07.85 N 226/125/15-88, с последующими изменениями и дополнениями к нему.
3.2. Тарифной системой устанавливаются тарифные ставки по квалификационным разрядам и тарифные коэффициенты, представляющие собой отношение тарифных ставок соответствующих разрядов к тарифной ставке первого разряда.
Таблица 3.1
┌───────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐

│ Показатели │ Значение показателей по разрядам │

│ ├─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┤

│ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │

├───────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│1. 1969-1986 гг. │ │ │ │ │ │ │

│ Часовая тарифная ставка, коп. │ 43,8│ 49,3│ 55,5│ 62,5│ 70,2│ 79,0│

│ Тарифный коэффициент │ 1 │1,125│1,267│1,427│ 1,60│1,804│

├───────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│2. 1986-1991 гг. │ │ │ │ │ │ │

│ Часовая тарифная ставка, коп. │ 59 │ 64 │ 70 │ 79 │ 91 │ 106 │

│ Тарифный коэффициент │ 1 │1,085│ 1,19│ 1,34│ 1,54│ 1,8 │

├───────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│3. 1999 г., I квартал │ │ │ │ │ │ │

│ Расчетная часовая тарифная став-│ │ │ │ │ │ │

│ ка, руб. │ 2,58│ 2,79│ 3,07│ 3,46│ 3,97│ 4,64│

└───────────────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┘
Значения этих показателей при нормальных условиях труда, вошедших в сметно-нормативную базу (1984 г. - в п.1 и 1991 г. - в п. 2) и применявшихся в строительстве в различные периоды времени, приведены в таблице 3.1:
в п. 1 - по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28.05.69 N 389 "О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства";
в п. 2 - по постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.86 N 1115 "О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства";
в п. 3 - тарифные ставки, рассчитанные исходя из 40-часовой рабочей недели и установленной Отраслевым тарифным соглашением по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 1998-1999 годы на первый квартал 1999 года месячной ставки рабочего первого разряда в размере 430 рублей при сохранении тарифных коэффициентов, указанных в п. 2.
3.3. При выполнении более сложных специальных работ в особых условиях используются повышенные тарифные ставки. Для отдельных видов таких работ размеры повышения тарифных ставок по отношению к ставкам, указанным в п. 2 таблицы 3.1, приведены ниже:
работы на поверхности действующих и строящихся шахт, рудников, карьеров, разрезов, приисков, строящихся и реконструируемых метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения: 1,14 - 1,2 5 и 6 разряды, 1,15 - 4 разряд, 1,16 - 3 разряд;
открытые горные работы на действующих и строящихся предприятиях, на отвалах, подвесных канатных дорогах, на драгах и гидравликах, на строительстве, техническом перевооружении и реконструкции метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения, верхолазные работы: 1,24 - 1,2 5 и 6 разряды, 1,25 - 4 разряд, 1,26 - 3 разряд;
подземные работы на действующих и строящихся предприятиях горно-химической промышленности, черной и цветной металлургии, промышленности строительных материалов, на строительстве, техническом перевооружении и реконструкции метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения: 1,66 - 1 и 2 разряды, 1,67 - 5 и 6 разряды, 1,68 - 4 разряд, 1,69 - 3 разряд;
подземные работы на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении угольных и сланцевых шахт и разрезов (при 36-часовой рабочей неделе): 2,03 - 1 разряд, 2,04 - 5 и 6 разряды, 2,05 - 2 и 4 разряды, 2,06 - 3 разряд.
3.4. Повышенные тарифные ставки могут устанавливаться для отдельных профессий рабочих 6 разряда, занятых управлением мощными и особо сложными строительными машинами и механизмами, их ремонтом и обслуживанием, в соответствии с постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 15.12.86 N 524/30-44, от 16.04.87 N 249/11-23, от 20.04.89 N 136/8-51 и др.
Размеры этого повышения по отношению к тарифной ставке рабочего 1 разряда приведены в таблице 3.2.
3.5. Доплаты за условия труда предусмотрены статьей 82 КЗоТ РФ, однако размеры их законом не регламентированы. Как правило, на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с тяжелыми и вредными условиями труда тарифные ставки рабочих повышаются до 12%, а на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - до 24%.
Перечень таких работ, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.10.86 N 374/22-60, приведен в приложении 2. По существу указанный перечень и сегодня служит основой для введения доплат за условия труда, поскольку иное российским законодательством не определено.
Таблица 3.2