(Действующий) МДС 83-1.99 Методические рекомендации по определению размера средств...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Организации 2-й группы при осуществлении деятельности, финансируемой не из бюджетных источников, могут решать вопросы оплаты труда по аналогии с предприятиями 3-й группы в пределах средств, получаемых за эту деятельность. Некоторые предприятия этой группы могут входить в состав строительных организаций (учреждения здравоохранения, культуры, спорта, образования и др.).
1.3. Действующим законодательством о труде предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельно определять и фиксировать в коллективных договорах и других локальных нормативных актах вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий и поощрений, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями работников (статья 80 Кодекса законов о труде Российской Федерации).
Решение этих вопросов в строительных организациях обусловливает размер средств на оплату труда, включаемых в договорные цены и сметы на строительство.
1.4. Договорная цена (смета на строительство) и включаемые в нее средства на оплату труда или способы их определения устанавливаются в договоре подряда по взаимному соглашению сторон (подрядчика и заказчика, генподрядчика и субподрядчика и т.п.), где определяются также порядок, условия и сроки расчетов за выполнение работы и сданные заказчику объекты, что создает для подрядчика соответствующую базу для организации оплаты труда работников, занятых на строительстве конкретных объектов, и выполнения программы строительных работ организации в целом.
1.5. При определении и согласовании размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство интересы договаривающихся сторон должны основываться на единых законодательных, нормативных и правовых актах с учетом сложившейся и ожидаемой на период строительства ситуации в области трудовых и социально-экономических отношений.
При этом рекомендуется широко использовать имеющуюся нормативную базу, согласованные принципы ее обновления и дополнения, а также применяемые в стране и отрасли методические разработки по вопросам оплаты труда и ценообразования в условиях рыночных отношений.
1.6. В строительных организациях целесообразно разрабатывать и использовать системы и формы оплаты труда работников, обеспечивающие максимальную их совместимость с методами определения размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство, а также единство нормативных и расчетных показателей, применяемых для этих целей.
Такой подход обеспечивает высокую обоснованность решений, принимаемых на стадии определения и согласования договорных цен и смет на строительство (в части размера средств на оплату труда) и на стадии расчетов по заработной плате с рабочими за выполненные работы, их комплексы, этапы и объекты в целом. При этом он позволит упростить организацию оплаты труда, которую можно будет осуществлять непосредственно по сметам на строительство.
1.7. Особенностями нормативной базы, используемой при определении размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и при организации оплаты труда в строительных организациях, являются стабильность технически обоснованных норм затрат труда (в чел.-часах, маш.-часах и т.п.) на традиционные строительно-монтажные процессы и работы и динамичность, изменчивость во времени стоимости (цены) труда, а следовательно, и сдельных расценок.
Этот двойственный характер нормативной базы предопределяет соответствующую этапность ее формирования, совершенствования и обновления на всех уровнях: отраслевом, региональном и непосредственно в организациях и на предприятиях.
Порядок разработки норм затрат труда рабочих, занятых на строительно-монтажных работах, управлением и обслуживанием строительных машин, определен Методическими указаниями о порядке разработки государственных элементных сметных норм на строительные, монтажные и специальные строительные и пусконаладочные работы, утвержденными постановлением Госстроя России от 24.04.98 N 18-40.
При определении сдельных расценок на выполняемые работы и размеров заработной платы в целом необходимо использовать действующие в расчетном периоде тарифные ставки, оклады, а также нормативы и показатели, по которым начисляются на них различные доплаты, надбавки и другие выплаты.
1.8. Приводимые в настоящих Рекомендациях нормативные показатели по труду и заработной плате установлены различными законодательными и нормативными правовыми актами, в том числе принятыми в дореформенный период. Правомерность их применения, за исключением случаев прямой отмены или замены, обусловлена действующим трудовым законодательством и практикой работы строительных организаций в современных условиях.
Величина конкретного нормативного показателя по соглашению сторон договора подряда может быть изменена, но это изменение не должно ухудшать условия оплаты труда и снижать ее размер против установленного действующими законодательными и нормативными правовыми актами.

2. Основные законодательные и нормативные правовые акты, используемые при решении вопросов оплаты труда в строительстве

2.1. Конституцией Российской Федерации каждому предоставлено право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37).
2.2. Кодексом законов о труде Российской Федерации (КЗоТ) установлено, что оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда и максимальным размером не ограничивается (статья 77).
Месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда, в который не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты (статья 78).
2.3. Кодексом законов о труде определены основные виды доплат, надбавок, премий и поощрений, гарантий, льгот и компенсаций, а также порядок их установления и выплаты работникам организаций и предприятий в зависимости от конкретных условий труда.
Классификация всех выплат, формирующих общий заработок работника, по их содержанию и источникам приведена в Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утвержденной постановлением Госкомстата России от 10.07.95 N 89 по согласованию с Минэкономики России, Минфином России, Минтрудом России и Центральным банком России.
Отнесение этих выплат на соответствующие статьи затрат определено Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ, разработанными в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 "Об утверждении положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" и от 01.07.95 N 661 об изменениях и дополнениях к указанному Положению (утверждены Минстроем России 04.12.95 N БЕ-11-260/7 по согласованию с Минэкономики России и Минфином России).
В приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям приводится состав затрат на оплату труда по отдельным статьям расходов.
2.4. В рыночных условиях размеры общего заработка и составляющих его элементов регулируются в рамках действующего законодательства договорными отношениями как внутри организации (предприятия), так и во взаимодействии ее с заказчиками (инвесторами).
Договорные отношения определяются:
отраслевыми, региональными и иными соглашениями, а также коллективными договорами, разрабатываемыми и заключаемыми в соответствии с законами Российской Федерации от 11.03.92 N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" и от 01.05.99 N 93-ФЗ;
договорами подряда, разрабатываемыми и заключаемыми сторонами (подрядчиком и заказчиком, генподрядчиком и субподрядчиком и т.п.) в соответствии с законами Российской Федерации от 26.06.91 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации", от 25.02.99 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и Гражданским кодексом Российской Федерации (часть I от 30.11.94 N 51-ФЗ, главы 27, 28, 29 и часть II от 26.01.96 N 14-ФЗ, глава 37).
2.5. В отраслевых тарифных соглашениях по строительству и промышленности строительных материалов, систематически заключаемых между профсоюзами и работодателями с участием Госстроя России по согласованию с Минэкономики России, Минфином России и Минтрудом России, организациям и предприятиям устанавливаются минимальные тарифные ставки рабочих первого разряда при работе в нормальных условиях труда в размере, достигнутом на момент заключения коллективного договора и обеспечивающем общий, месячный уровень заработной платы не ниже прожиточного минимума в соответствующем регионе Российской Федерации.
Указанные тарифные ставки ежеквартально индексируются в установленном порядке и доводятся до всех заинтересованных организаций, определяется порядок исчисления тарифных ставок рабочих последующих разрядов, должностных окладов руководителей, отдельных видов доплат, надбавок, вознаграждений и т.п.
2.6. Отраслевое тарифное соглашение, являющееся правовым актом, устанавливает обязательные для применения минимальные экономические и социальные гарантии работников отрасли и не ограничивает права работодателей в расширении этих гарантий при наличии соответствующего ресурсного обеспечения.
Затраты, связанные с удовлетворением этих гарантий, включаются в договорные цены и сметы на строительство.
2.7. Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 2.4) и Отраслевого тарифного соглашения подрядчик и заказчик вправе самостоятельно определять размер средств на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, в договорных ценах на строительную продукцию (работы, услуги) в любых согласованных размерах, но не ниже предусмотренных в соглашении.
Принятие сторонами согласованных решений о размерах средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство должно основываться на использовании, наряду с указанными выше, действующих отраслевых нормативных документов по этому вопросу. Основными из них являются:
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (Выпуск 3. Раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы". - М.: Стройиздат, 1987), с последующими дополнениями и изменениями к нему;
Нормы затрат труда и времени работы строительных машин, содержащиеся в сборниках Государственных элементных сметных норм и производственных норм (ЕНиР, ВНиР), которые должны обновляться и дополняться в связи с применением новых средств механизации, технологии производства работ, материалов и конструкций.
При решении отдельных частных вопросов могут использоваться и другие нормативные документы, которые приводятся в соответствующих разделах настоящих Рекомендаций.

3. Общая нормативно-расчетная база для определения средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и организации оплаты труда за выполненные работы

3.1. Основой всех форм и систем оплаты труда, применяемых в строительных организациях, является тарифная система, обеспечивающая соответствие квалификации и оплаты труда работников сложности выполняемых ими работ.
Тарификация работ и присвоение квалификации разрядов рабочим производятся по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий (выпуск 3, раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы"), утвержденному постановлением Госкомтруда СССР, Госстроя СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.07.85 N 226/125/15-88, с последующими изменениями и дополнениями к нему.
3.2. Тарифной системой устанавливаются тарифные ставки по квалификационным разрядам и тарифные коэффициенты, представляющие собой отношение тарифных ставок соответствующих разрядов к тарифной ставке первого разряда.
Таблица 3.1
┌───────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐

│ Показатели │ Значение показателей по разрядам │

│ ├─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┤

│ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │

├───────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│1. 1969-1986 гг. │ │ │ │ │ │ │

│ Часовая тарифная ставка, коп. │ 43,8│ 49,3│ 55,5│ 62,5│ 70,2│ 79,0│

│ Тарифный коэффициент │ 1 │1,125│1,267│1,427│ 1,60│1,804│

├───────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│2. 1986-1991 гг. │ │ │ │ │ │ │

│ Часовая тарифная ставка, коп. │ 59 │ 64 │ 70 │ 79 │ 91 │ 106 │

│ Тарифный коэффициент │ 1 │1,085│ 1,19│ 1,34│ 1,54│ 1,8 │

├───────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│3. 1999 г., I квартал │ │ │ │ │ │ │

│ Расчетная часовая тарифная став-│ │ │ │ │ │ │

│ ка, руб. │ 2,58│ 2,79│ 3,07│ 3,46│ 3,97│ 4,64│

└───────────────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┘
Значения этих показателей при нормальных условиях труда, вошедших в сметно-нормативную базу (1984 г. - в п.1 и 1991 г. - в п. 2) и применявшихся в строительстве в различные периоды времени, приведены в таблице 3.1:
в п. 1 - по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28.05.69 N 389 "О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства";
в п. 2 - по постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.86 N 1115 "О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства";
в п. 3 - тарифные ставки, рассчитанные исходя из 40-часовой рабочей недели и установленной Отраслевым тарифным соглашением по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 1998-1999 годы на первый квартал 1999 года месячной ставки рабочего первого разряда в размере 430 рублей при сохранении тарифных коэффициентов, указанных в п. 2.
3.3. При выполнении более сложных специальных работ в особых условиях используются повышенные тарифные ставки. Для отдельных видов таких работ размеры повышения тарифных ставок по отношению к ставкам, указанным в п. 2 таблицы 3.1, приведены ниже:
работы на поверхности действующих и строящихся шахт, рудников, карьеров, разрезов, приисков, строящихся и реконструируемых метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения: 1,14 - 1,2 5 и 6 разряды, 1,15 - 4 разряд, 1,16 - 3 разряд;
открытые горные работы на действующих и строящихся предприятиях, на отвалах, подвесных канатных дорогах, на драгах и гидравликах, на строительстве, техническом перевооружении и реконструкции метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения, верхолазные работы: 1,24 - 1,2 5 и 6 разряды, 1,25 - 4 разряд, 1,26 - 3 разряд;
подземные работы на действующих и строящихся предприятиях горно-химической промышленности, черной и цветной металлургии, промышленности строительных материалов, на строительстве, техническом перевооружении и реконструкции метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения: 1,66 - 1 и 2 разряды, 1,67 - 5 и 6 разряды, 1,68 - 4 разряд, 1,69 - 3 разряд;
подземные работы на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении угольных и сланцевых шахт и разрезов (при 36-часовой рабочей неделе): 2,03 - 1 разряд, 2,04 - 5 и 6 разряды, 2,05 - 2 и 4 разряды, 2,06 - 3 разряд.