(Действующий) Письмо Минфина СССР от 6 июня 1960 г. N 176 "Об инструкции по...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Если для записей операций отведенных строк будет недостаточно, последующие операции отражаются на очередных свободных строках, о чем делается отметка в графе "А".
Ведомость N 2 имеет вкладной лист, который используется в том случае, если количество лицевых счетов не умещается на основном листе.
Открывается ведомость N 2 на квартал, полугодие или год (в зависимости от количества операций по лицевым счетам).
Для отражения учета расчетов по месяца вкладные листы срезаются в части граф "А" и 17.
При большом числе лицевых счетов ведомость N 2 следует открывать по субсчетам (на каждый субсчет берется отдельный титульный лист ведомости).
При переходе на журнально-ордерную форму счетоводства в ведомостях по каждому лицевому счету (для которого отводится одна или несколько строк) показывается сальдо на начало месяца. Общая сумма сальдо по счету или субсчету как по дебету, так и по кредиту сверяется с данными синтетического учета.
Записи по дебету каждого лицевого счета делаются на основании первичных документов соответствующих журналов, ордеров или их вспомогательных ведомостей (где они предусмотрены), в которых отражены обороты по дебету счетов 71, 74, 75, 76 (61, 67, 73, 76) и 77 (77, 79), причем заполняются графы: 3, в которой помещается краткий текст или ссылка на документ; 4, в которой указывается номер документа; 5, в которой указывается номер корреспондирующего счета; 6, в которой указывается сумма по данной операции.
Записи по кредиту производятся на основании соответствующих первичных документов, операции по которым относятся к кредитовым оборотам по счетам N 71, 74, 75, 76 (61, 67, 73, 76) и 77 (77, 79) или на основании ведомостей дебетовых оборотов по денежным средствам, причем записи отражаются в следующих графах: 7 - краткий пояснительный текст или ссылка на документ (номер счета, дата акта и т.п.); 8 - порядковый номер документа; 9-16 - суммы по корреспондирующим счетам.
Для отражения движения расчетов по удержаниям из заработной платы (согласно исполнительным листам) отводятся две строки на каждый исполнительный лист, причем в графе "А" указывается фамилия лица, в пользу которого производится удержание, его адрес, размер и срок удержания, а также способ выдачи денег (наличными, через почту и т.п.), одновременно в последней графе указывается фамилия лица, с которого производится удержание.
Для учета расчетов с депонентами по невыданной заработной плате и для учета расчетов с квартиросъемщиками в ведомости отводится по 4 строки - на каждый вид расчетов.
Аналитический учет расчетов по каждому отдельному депоненту осуществляется в книге депонентов или в реестрах депонированных сумм (см. приложение). Аналитический учет расчетов по каждому отдельному квартиросъемщику осуществляется по сальдовому методу расчетов (путем изъятия из документной картотеки оплаченных извещений).
На предприятиях, имеющих в своем составе большое жилищное хозяйство, для учета расчетов с квартиросъемщиками и жильцами общежитий, целесообразно применять ведомость формы N 9 из состава регистров единой журнально-ордерной формы счетоводства для крупных и средних предприятий, в которой лицевые счета объединены с оборотной ведомостью по указанным расчетам.
В ведомости формы N 9 учет расчетов ведется позиционным способом: для расчетов с каждым лицом предусмотрено определенное количество строк, по которым в течение года, по отдельным месяцам, находят отражение все причитающиеся с квартиросъемщика суммы (раздельно за жилплощадь, отопление, воду и т.д.), и суммы погашения ими всей задолженности.
Причитающиеся с квартиросъемщиков суммы (дебетовые обороты) исчисляются и отражаются на основании соответствующих справочных показателей, приведенных непосредственно в ведомости. Суммы, поступившие от квартиросъемщиков (кредитовые обороты), отражаются по данным надлежащих первичных документов.
Суммы кредитовых и дебетовых оборотов по расчетам с квартиросъемщиками и задолженность за ними устанавливаются путем выведения итогов по книге в целом.
Суммы оборотов за месяц по этим расчетам, а также расчетов по депонированной заработной плате (на основании реестров или книги депонентских сумм) переносятся в ведомость N 2. Имея в виду, что в ведомости N 2 суммы этих оборотов должны быть показаны по корреспондирующим счетам, надлежит предварительно установить по документам суммы, оплаченные через кассу, банк и т.п.
После записи всех операций за отчетный месяц данные ведомости N 2 подсчитываются, дебетовая сторона сверяется по данному счету с Главной книгой, выносится сальдо по каждому лицевому счету на конец месяца (которое одновременно является вступительным сальдо для следующего отчетного месяца). Кредитовые обороты по итогу переносятся: в журнал-ордер N 3 в соответствующие графы - в части кредитовых оборотов по счетам N 71, 76 (61, 67, 73, 76) и 77 (77, 79); журнал-ордер N 4 - в части кредитовых оборотов по счету N 74, в журнал-ордер N 8 - в части кредитовых оборотов по счету N 75. При этом по счетам N 26 (25, 26)- "Общезаводские и цеховые расходы"; 27 "Накладные расходы"; 31 "Расходы будущих периодов" и 44 "Издержки обращения" и другим, имеющим статьи аналитического учета, записи делаются в разрезе предварительно сгруппированных в ведомости N 2 статей, для чего занимается необходимое количество строк.
Итоги по графе "Всего по журналу-ордеру" выносятся как по каждой статье, так и по всем статьям данного счета.

Аналитический учет расчетов по авансам и в порядке плановых платежей

Аналитический учет расчетов по авансам, выданным поставщикам и подрядчикам, и в порядке плановых платежей осуществляется в ведомости N 2 "Аналитический учет расчетов" и отражается на счете N 76 (61, 67, 73, 76) "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" следующим порядком:
а) авансы и плановые платежи, перечисленные поставщикам и подрядчикам, относятся в дебет счета N 76 (61, 67, 73, 76) по субсчету "Расчеты по авансам и частичной оплате заказов" и отражаются в ведомости N 2;
б) операции по поступившим акцептованным счетам-фактурам отражаются обычным порядком в ведомости N 1, на основании которой делается бухгалтерская запись по оприходованию материальных ценностей или начислению услуг;
в) на основании приведенных в ведомости N 1 отметок в зачете (см. пояснение к ведомости N 1) в ведомости N 2 делается запись по кредиту счета N 76 (61, 67, 73, 76) "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" по субсчету "Расчеты по авансам и частичной оплате заказов", с указанием корреспондирующего счета N 60.
Расчеты с заказчиками (с подрядчиками, субподрядчиками) по выданным и полученным авансам ведутся на отдельном бланке ведомости N 2 по видам расчетов: заказчики по авансам по договору; заказчики по оплаченным конструкциям и деталям; заказчики по оплаченным промежуточным счетам; подрядчики (субподрядчики) по авансам по договору; подрядчики (субподрядчики) по оплаченным конструкциям и деталям; подрядчики (субподрядчики) по оплаченным промежуточным счетам.

Аналитический учет внутренних расчетов

Аналитический учет внутренних расчетов - счет N 77 (77, 79) - осуществляется на отдельном бланке ведомости N 2, причем для отражения внутрихозяйственных расчетов в ведомости отводится для каждого хозяйства необходимое число строк.
Для отражения операций по внутриведомственным расчетам в ведомости N 2 занимается необходимое число строк для каждого вида расчетов, а именно: 1) по перераспределению оборотных средств и прибыли; 2) по полученным средствам в порядке оказания временной финансовой помощи; 3) по временно изъятым суммам свободных оборотных средств; 4) по полученным во временное пользование суммам оборотных средств; 5) по текущим операциям.

Ведомость N 3 "Расчеты в порядке зачетов взаимных требований"

Для учета расчетов, основанных на зачете взаимных требований в децентрализованном порядке и расчетов по сальдо взаимных требований, отражаемых на субсчете N 76-7 "Расчеты в порядке зачетов взаимных требований", предназначен журнал-ордер N 3 и ведомость N 3. В журнале-ордере отражаются месячные итоги кредитовых оборотов по указанному счету, в ведомости - ежедневные дебетовые и кредитовые обороты. Записи в ведомости N 3 производятся на основании выписок банка из лицевого счета участника зачета, порядком, аналогичным изложенному в пояснениях к операциям по расчетному счету.
На протяжении месяца для контроля записей и для оперативных целей используются данные об остатке средств, показанные в выписках банка.
После отражения всех операций за месяц ведомость подсчитывается, и месячные кредитовые обороты переносятся в журнал-ордер N 3 в графу 10 "Расчеты в порядке зачетов взаимных требований".
На основании оборотов по дебету, отраженных в ведомости N 3, делаются записи по кредиту счетов в других журналах-ордерах.
После записи в журнал-ордер N 3 всех операций за отчетный месяц, которые делаются на основании ведомостей N 1 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"; N 2 "Аналитический учет расчетов" по счетам N 71 и 76 (по отдельным субсчетам); N 3 "Расчеты в порядке зачетов взаимных требований" производится подсчет этих записей. При этом следует иметь в виду, что обороты по кредитуемым и дебетуемым счетам должны балансироваться. После подсчета и проверки записей журнал-ордер подписывается исполнителем и главным (страшим) бухгалтером.
Месячные итоги журнала-ордера отражаются в Главной книге.

VI. Учет уставного (основного) фонда,
основных средств и их износа

Для учета операций по счету N 85 "Уставный (основной) фонд" и для отражения кредитовых оборотов по счетам N 01 "Основные средства", 02 "Износ основных средств", 74 "Расчеты с кооперативными организациями" предназначен журнал-ордер N 4. (Операции по капитальному ремонту основных средств отражаются в журнале-ордере N 5 "Производство").
На странице 1 помещен собственно журнал-ордер, а на 2 - размещены аналитические данные к счету N 85 "Уставный (основной) фонд".
Аналитические данные по счету N 01 "Основные средства" отражаются в инвентарной книге, рассчитанной для записей в течение 5 лет, или в специализированной карточке (см. альбом типовых форм первичного учета ЦСУ СССР, издание 1960 года).
Аналитические данные по счету N 74 "Расчеты с кооперативными организациями" отражаются в ведомости N 2.
Записи в журнале-ордере в части операций по счетам N 01, 02 и 85 производятся на основании соответствующих первичных документов или расчетов (акты на поступившие или выбывшие основные средства, расчет по начислению амортизации, приведенный в журнале-ордере N 5, и др). Суммы, которые необходимо записать в журнал-ордер по счетам в корреспонденции с дебетом счетов N 50 "Касса" и N 51 (51, 53, 55, 56) "Счета в банке, аккредитивы и прочие денежные средства", приводятся по данным ведомостей дебетовых оборотов этих счетов (см. ведомости в журнале-ордере N 1 "Денежные средства").
При этом суммы, относимые в дебет счетов, по которым требуются аналитические данные, приводятся по отдельным статьям аналитического учета (дебетуемых счетов); номер статьи показывается в графе "Статья".
При отражении операций по кредиту счета N 85 "Уставный (основной) фонд" в графе 4 необходимо, кроме того, указать номер статьи его аналитического учета в соответствии с номенклатурой, приведенной на странице 2 журнала-ордера.
Записи по кредиту счета N 74 производятся в журнале-ордере N 4 по данным ведомости аналитического учета N 2. В таблице "Аналитические данные к счету N 85 "Уставный (основной) фонд" показатели, требующиеся для заполнения граф 3 и 8, берутся из журнала-ордера N 4, а показатели, требующиеся для заполнения граф 4-7, - из других журналов-ордеров, где выявилась сумма в корреспонденции с дебетом счета N 85 "Уставный (основной) фонд".
После отражения всех операций за месяц журнал-ордер подсчитывается (обороты по кредитуемым и дебетуемым счетам должны балансироваться). Аналитические данные также подсчитываются. Обороты с начала года до отчетного месяца записываются в аналитические данные следующего за отчетным месяца.
Итоги за месяц из журнала-ордера N 4 переносятся в Главную книгу.

VII. Учет затрат на производство и издержек обращения

А. Учет затрат на промышленное производство

Учет затрат на производство и отражение кредитовых оборотов по счетам, предназначенным для учета материальных ценностей, расчетов с рабочими и служащими и отчислений на социальное страхование, учета производства, амортизационного фонда и недостач материальных ценностей, ведется в журнале-ордере N 5 и вспомогательных к нему ведомостях N 4 "Аналитический учет непромышленных хозяйств" и N 5 "Движение материалов".
Учет затрат на производство промышленной продукции должен осуществляется в порядке, предусмотренном в действующих отраслевых инструкциях по учету и калькулированию себестоимости продукции, изданных в соответствии с Основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости промышленной продукции, утвержденными Госпланом СССР, Министерством финансов СССР и ЦСУ СССР 18 марта 1955 года. При организации этого учета рекомендуется руководствоваться следующим.
Как правило, учет затрат на производство ведется в целом по предприятию без подразделения по цехам. Такой порядок следует применять и на предприятиях, выпускающих однородную продукцию, а также на предприятиях, где по цехам планируются лишь отдельные элементы себестоимости.