Действующий
Выведенная в таблице сумма сальдо счета N 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (по неоплаченным счетам-фактурам и неотфактурованным поставкам), сверяется с данными Главной книги (с учетом сумм по материалам в пути).
Ведомость N 1 имеет 30 строк и рассчитана на отражение в ней аналитических данных лишь по 30 счетам-фактурам. При большом количестве расчетных документов используются вкладные листы.
Ведомость N 2 предназначена для аналитического учета расчетов с подотчетными лицами - счет N 71, с кооперативными организациями - счет N 74, по оплате оборудования - счет N 75, с разными дебиторами и кредиторами - счет N 76 (61, 67, 73, 76) за исключением расчетов в порядке зачетов взаимных требований. Ведомость N 2 предназначена также для учета внутренних расчетов - счет N 77 (77, 79).
Аналитический учет расчетов в порядке зачетов взаимных требований осуществляется в ведомости N 3, аналитический учет по депонированной заработной плате - в специальном реестре (см. приложение).
В ведомости N 2 для учета расчетов по каждому лицевому счету отводится необходимое количество строк.
Если для записей операций отведенных строк будет недостаточно, последующие операции отражаются на очередных свободных строках, о чем делается отметка в графе "А".
Ведомость N 2 имеет вкладной лист, который используется в том случае, если количество лицевых счетов не умещается на основном листе.
Открывается ведомость N 2 на квартал, полугодие или год (в зависимости от количества операций по лицевым счетам).
При большом числе лицевых счетов ведомость N 2 следует открывать по субсчетам (на каждый субсчет берется отдельный титульный лист ведомости).
При переходе на журнально-ордерную форму счетоводства в ведомостях по каждому лицевому счету (для которого отводится одна или несколько строк) показывается сальдо на начало месяца. Общая сумма сальдо по счету или субсчету как по дебету, так и по кредиту сверяется с данными синтетического учета.
Записи по дебету каждого лицевого счета делаются на основании первичных документов соответствующих журналов, ордеров или их вспомогательных ведомостей (где они предусмотрены), в которых отражены обороты по дебету счетов 71, 74, 75, 76 (61, 67, 73, 76) и 77 (77, 79), причем заполняются графы: 3, в которой помещается краткий текст или ссылка на документ; 4, в которой указывается номер документа; 5, в которой указывается номер корреспондирующего счета; 6, в которой указывается сумма по данной операции.
Записи по кредиту производятся на основании соответствующих первичных документов, операции по которым относятся к кредитовым оборотам по счетам N 71, 74, 75, 76 (61, 67, 73, 76) и 77 (77, 79) или на основании ведомостей дебетовых оборотов по денежным средствам, причем записи отражаются в следующих графах: 7 - краткий пояснительный текст или ссылка на документ (номер счета, дата акта и т.п.); 8 - порядковый номер документа; 9-16 - суммы по корреспондирующим счетам.
Для отражения движения расчетов по удержаниям из заработной платы (согласно исполнительным листам) отводятся две строки на каждый исполнительный лист, причем в графе "А" указывается фамилия лица, в пользу которого производится удержание, его адрес, размер и срок удержания, а также способ выдачи денег (наличными, через почту и т.п.), одновременно в последней графе указывается фамилия лица, с которого производится удержание.
Для учета расчетов с депонентами по невыданной заработной плате и для учета расчетов с квартиросъемщиками в ведомости отводится по 4 строки - на каждый вид расчетов.
Аналитический учет расчетов по каждому отдельному депоненту осуществляется в книге депонентов или в реестрах депонированных сумм (см. приложение). Аналитический учет расчетов по каждому отдельному квартиросъемщику осуществляется по сальдовому методу расчетов (путем изъятия из документной картотеки оплаченных извещений).
На предприятиях, имеющих в своем составе большое жилищное хозяйство, для учета расчетов с квартиросъемщиками и жильцами общежитий, целесообразно применять ведомость формы N 9 из состава регистров единой журнально-ордерной формы счетоводства для крупных и средних предприятий, в которой лицевые счета объединены с оборотной ведомостью по указанным расчетам.
В ведомости формы N 9 учет расчетов ведется позиционным способом: для расчетов с каждым лицом предусмотрено определенное количество строк, по которым в течение года, по отдельным месяцам, находят отражение все причитающиеся с квартиросъемщика суммы (раздельно за жилплощадь, отопление, воду и т.д.), и суммы погашения ими всей задолженности.
Причитающиеся с квартиросъемщиков суммы (дебетовые обороты) исчисляются и отражаются на основании соответствующих справочных показателей, приведенных непосредственно в ведомости. Суммы, поступившие от квартиросъемщиков (кредитовые обороты), отражаются по данным надлежащих первичных документов.
Суммы кредитовых и дебетовых оборотов по расчетам с квартиросъемщиками и задолженность за ними устанавливаются путем выведения итогов по книге в целом.
Суммы оборотов за месяц по этим расчетам, а также расчетов по депонированной заработной плате (на основании реестров или книги депонентских сумм) переносятся в ведомость N 2. Имея в виду, что в ведомости N 2 суммы этих оборотов должны быть показаны по корреспондирующим счетам, надлежит предварительно установить по документам суммы, оплаченные через кассу, банк и т.п.
После записи всех операций за отчетный месяц данные ведомости N 2 подсчитываются, дебетовая сторона сверяется по данному счету с Главной книгой, выносится сальдо по каждому лицевому счету на конец месяца (которое одновременно является вступительным сальдо для следующего отчетного месяца). Кредитовые обороты по итогу переносятся: в журнал-ордер N 3 в соответствующие графы - в части кредитовых оборотов по счетам N 71, 76 (61, 67, 73, 76) и 77 (77, 79); журнал-ордер N 4 - в части кредитовых оборотов по счету N 74, в журнал-ордер N 8 - в части кредитовых оборотов по счету N 75. При этом по счетам N 26 (25, 26)- "Общезаводские и цеховые расходы"; 27 "Накладные расходы"; 31 "Расходы будущих периодов" и 44 "Издержки обращения" и другим, имеющим статьи аналитического учета, записи делаются в разрезе предварительно сгруппированных в ведомости N 2 статей, для чего занимается необходимое количество строк.
Итоги по графе "Всего по журналу-ордеру" выносятся как по каждой статье, так и по всем статьям данного счета.
Аналитический учет расчетов по авансам, выданным поставщикам и подрядчикам, и в порядке плановых платежей осуществляется в ведомости N 2 "Аналитический учет расчетов" и отражается на счете N 76 (61, 67, 73, 76) "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" следующим порядком:
а) авансы и плановые платежи, перечисленные поставщикам и подрядчикам, относятся в дебет счета N 76 (61, 67, 73, 76) по субсчету "Расчеты по авансам и частичной оплате заказов" и отражаются в ведомости N 2;
б) операции по поступившим акцептованным счетам-фактурам отражаются обычным порядком в ведомости N 1, на основании которой делается бухгалтерская запись по оприходованию материальных ценностей или начислению услуг;
в) на основании приведенных в ведомости N 1 отметок в зачете (см. пояснение к ведомости N 1) в ведомости N 2 делается запись по кредиту счета N 76 (61, 67, 73, 76) "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" по субсчету "Расчеты по авансам и частичной оплате заказов", с указанием корреспондирующего счета N 60.
Расчеты с заказчиками (с подрядчиками, субподрядчиками) по выданным и полученным авансам ведутся на отдельном бланке ведомости N 2 по видам расчетов: заказчики по авансам по договору; заказчики по оплаченным конструкциям и деталям; заказчики по оплаченным промежуточным счетам; подрядчики (субподрядчики) по авансам по договору; подрядчики (субподрядчики) по оплаченным конструкциям и деталям; подрядчики (субподрядчики) по оплаченным промежуточным счетам.
Аналитический учет внутренних расчетов - счет N 77 (77, 79) - осуществляется на отдельном бланке ведомости N 2, причем для отражения внутрихозяйственных расчетов в ведомости отводится для каждого хозяйства необходимое число строк.
Для отражения операций по внутриведомственным расчетам в ведомости N 2 занимается необходимое число строк для каждого вида расчетов, а именно: 1) по перераспределению оборотных средств и прибыли; 2) по полученным средствам в порядке оказания временной финансовой помощи; 3) по временно изъятым суммам свободных оборотных средств; 4) по полученным во временное пользование суммам оборотных средств; 5) по текущим операциям.
Для учета расчетов, основанных на зачете взаимных требований в децентрализованном порядке и расчетов по сальдо взаимных требований, отражаемых на субсчете N 76-7 "Расчеты в порядке зачетов взаимных требований", предназначен журнал-ордер N 3 и ведомость N 3. В журнале-ордере отражаются месячные итоги кредитовых оборотов по указанному счету, в ведомости - ежедневные дебетовые и кредитовые обороты. Записи в ведомости N 3 производятся на основании выписок банка из лицевого счета участника зачета, порядком, аналогичным изложенному в пояснениях к операциям по расчетному счету.
На протяжении месяца для контроля записей и для оперативных целей используются данные об остатке средств, показанные в выписках банка.
После отражения всех операций за месяц ведомость подсчитывается, и месячные кредитовые обороты переносятся в журнал-ордер N 3 в графу 10 "Расчеты в порядке зачетов взаимных требований".
На основании оборотов по дебету, отраженных в ведомости N 3, делаются записи по кредиту счетов в других журналах-ордерах.
После записи в журнал-ордер N 3 всех операций за отчетный месяц, которые делаются на основании ведомостей N 1 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"; N 2 "Аналитический учет расчетов" по счетам N 71 и 76 (по отдельным субсчетам); N 3 "Расчеты в порядке зачетов взаимных требований" производится подсчет этих записей. При этом следует иметь в виду, что обороты по кредитуемым и дебетуемым счетам должны балансироваться. После подсчета и проверки записей журнал-ордер подписывается исполнителем и главным (страшим) бухгалтером.
Для учета операций по счету N 85 "Уставный (основной) фонд" и для отражения кредитовых оборотов по счетам N 01 "Основные средства", 02 "Износ основных средств", 74 "Расчеты с кооперативными организациями" предназначен журнал-ордер N 4. (Операции по капитальному ремонту основных средств отражаются в журнале-ордере N 5 "Производство").
На странице 1 помещен собственно журнал-ордер, а на 2 - размещены аналитические данные к счету N 85 "Уставный (основной) фонд".
Аналитические данные по счету N 01 "Основные средства" отражаются в инвентарной книге, рассчитанной для записей в течение 5 лет, или в специализированной карточке (см. альбом типовых форм первичного учета ЦСУ СССР, издание 1960 года).
Аналитические данные по счету N 74 "Расчеты с кооперативными организациями" отражаются в ведомости N 2.
Записи в журнале-ордере в части операций по счетам N 01, 02 и 85 производятся на основании соответствующих первичных документов или расчетов (акты на поступившие или выбывшие основные средства, расчет по начислению амортизации, приведенный в журнале-ордере N 5, и др). Суммы, которые необходимо записать в журнал-ордер по счетам в корреспонденции с дебетом счетов N 50 "Касса" и N 51 (51, 53, 55, 56) "Счета в банке, аккредитивы и прочие денежные средства", приводятся по данным ведомостей дебетовых оборотов этих счетов (см. ведомости в журнале-ордере N 1 "Денежные средства").
При этом суммы, относимые в дебет счетов, по которым требуются аналитические данные, приводятся по отдельным статьям аналитического учета (дебетуемых счетов); номер статьи показывается в графе "Статья".
При отражении операций по кредиту счета N 85 "Уставный (основной) фонд" в графе 4 необходимо, кроме того, указать номер статьи его аналитического учета в соответствии с номенклатурой, приведенной на странице 2 журнала-ордера.
Записи по кредиту счета N 74 производятся в журнале-ордере N 4 по данным ведомости аналитического учета N 2. В таблице "Аналитические данные к счету N 85 "Уставный (основной) фонд" показатели, требующиеся для заполнения граф 3 и 8, берутся из журнала-ордера N 4, а показатели, требующиеся для заполнения граф 4-7, - из других журналов-ордеров, где выявилась сумма в корреспонденции с дебетом счета N 85 "Уставный (основной) фонд".