Действующий
Прием и выдача денежных средств, оформление приходных и расходных документов, ведение кассовой книги, составление отчета о кассовых операциях осуществляются в порядке, установленном Положением о ведении кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями.
Записи в соответствующем разделе журнала-ордера N 1 и ведомости к этому разделу производятся итогами по операциям за 2-3 дня, по нескольким отчетам кассира. При этом в графе "Дата" указываются начальные и конечные числа, за которые производятся записи, например: 1-3, 15-17 и т.д.
При значительном количестве кассовых операций записи могут производиться ежедневно, для чего следует использовать предусмотренные к журналу-ордеру вкладные листы.
Итоги за несколько дней (или за день) в разрезе корреспондирующих счетов устанавливаются путем подсчета сумм однородных операций, отраженных в кассовом отчете или приложенных к нему документах, согласно бухгалтерской отметке, предварительно проставляемой в отчете кассира на документах.
Если по счетам N 26, (25, 26), 27, 44 и 87 (87, 96) расходы относятся на две или большее число статей, необходимо для отражения таких операций занять две или большее число строк, с указанием номеров статей в графе 2.
Остаток средств в кассе приводится в ведомости только на начало и конец месяца. На протяжении месяца для контроля оперативных целей используются данные об остатках средств, показанные в отчетах кассира.
2. Учет операций по расчетному счету и другим счетам в банке, аккредитивам и прочим денежным средствам
Записи операций по расчетному счету в соответствующем разделе журнала-ордера N 1 и в ведомости к этому разделу производятся на основании выписок банка и приложенных к ним документов.
Записи делаются по корреспондирующим счетам итогами по нескольким выпискам банка, причем в графе "Дата" должны быть приведены начальная и конечная даты этих выписок.
Группировка сумм для отражения в журнале-ордере и ведомости необходимых итогов осуществляется путем подсчета соответствующих данных в выписках или приложенных к ним документах, согласно приведенным в них бухгалтерским разметкам. Корреспонденция счетов указывается как в банковских выписках, так и на документах.
Остаток средств на расчетном счете в банке приводится в ведомости только на начало и на конец месяца. На протяжении месяца для оперативных целей используются данные об остатках средств, показанные в выписках банка.
В указанном выше разделе журнала-ордера N 1 и ведомости отражаются также операции по учету движения средств на особых и других счетах в банке и по учету денежных документов.
Движение средств на особом счете в банке по капитальному ремонту, аккредитивам и особым счетам по грузообороту и по прочим счетам в банке (субсчета 2, 3, 4 счета N 51 отражается на основании выписок банка тем же порядком, что и по выпискам из расчетного счета. Движение денежных средств в пути и денежных документов (субсчета 5 и 6 счета N 51) - по данным соответствующих документов.
При отражении операций, учитываемых на счете N 51 необходимо над графами 12-20 указать дату или период, за который производятся записи, а также номера субсчетов счета N 51. Записи операций производятся по мере поступления тех или иных выписок банка. Поэтому номера субсчетов могут чередоваться. Например, графу 13 можно занять для отражения операций за период с 1 по 5 число месяца по субсчету "Расчетный счет в банке"; графу 14 - по субсчету "Особый счет в банке по капитальному ремонту"; графа 15 может быть занята для отражения операций за период с 6 по 10 число месяца опять по субсчету 1; графа 16 - для отражения операций по субсчету 3 "Аккредитивы и особые счета по грузообороту" и т.д.
В случаях, когда количество граф будет недостаточно для отражения операций, используется вкладной лист, предусмотренный к журналу-ордеру.
Если суммы, относимые с кредита счета N 51 (51, 53, 55, 56) в дебет счетов N 26 (25, 26), 27, 44 и 87 (87, 96) должны быть отражены (на основании выписок и других документов) по двум или большему числу статей аналитического учета, то для записи этих сумм необходимо занять две или большее число строк.
Наряду с показателями о движении средств, учитываемых на счете N 51 (51, 53, 55, 56), в журнале-ордере на последней странице приводятся остатки этих средств на начало и конец месяца по их видам, назначению и т.п.
Указанные остатки находят отражение по выпискам банка, а в части денежных документов - по отчетам кассира.
Сальдо на конец месяца, выявленное в таблице аналитических данных, сверяется с общим сальдо по счету N 51 (51, 53, 55, 56). Если итоговые данные по всем субсчетам не сойдутся, необходимо произвести проверку сальдо по каждому субсчету.
Данные, необходимые для аналитического учета по счету N 54 "Специальный счет по капитальным вложениям", содержатся непосредственно в выписках банка по этому счету. Запись операций в журнал-ордер по счету N 54 и в ведомость его дебетовых оборотов производится на основании выписок банка в разрезе корреспондирующих счетов итогами по однородным операциям и за несколько дней порядком, указанным в подразделе 2 настоящего раздела инструкции.
На основании дебетовых оборотов по счету N 50 "Касса", по счету N 51 (51, 53, 55, 56) "Счета в банке, аккредитивы и прочие денежные средства" и по счету N 54 "Специальный счет по капитальным вложениям", которые отражены в ведомостях, делаются записи в других журналах-ордерах по кредиту соответствующих корреспондирующих счетов. Месячные итоги журнала-ордера N 1 записываются в Главную книгу.
Учет операций, отражаемых на счетах N 90 "Краткосрочные ссуды банков" и N 92 "Долгосрочные кредиты банков" осуществляется в журнале-ордере N 2.
В журнале-ордере (в разделе, представляющем собственно журнал-ордер) находят отражение кредитовые обороты по счетам N 90 "Краткосрочные ссуды банков" и N 92 "Долгосрочные кредиты банков" в разрезе корреспондирующих счетов, а на последней его странице - аналитические данные по указанным ссудам и кредитам:
в разделе "Б" - задолженность по кредитам и ссудам на начало и конец месяца, по каждому отдельному их виду.
Раздел "А" заполняется промышленными предприятиями, строительными, снабженческими и сбытовыми организациями, пользующимися специальным ссудным счетом.
Запись кредитовых оборотов в журнале-ордере N 2 по счетам N 90 и 92, сальдо на конец месяца по ссудам и кредитам в аналитическом разрезе, а также дебетовых оборотов по специальному ссудному счету в разделе "А" производится на основании выписок банка. При этом суммы по корреспондирующим счетам показываются по выписке в целом.
Прием и отпуск со складов материальных ценностей (сырья и материалов, топлива, тары, запасных частей и т.д.), а также малоценных и быстроизнашивающихся предметов, учет этих ценностей на складах и в бухгалтерии осуществляются по оперативно-бухгалтерскому методу, рекомендованному в Основных положениях по учету материалов на предприятиях и стройках.
Синтетический учет движения материальных ценностей осуществляется в ряде журналов-ордеров. Так, операции, связанные с поступлением материальных ценностей (стоимость ценностей, транспортно-заготовительные расходы и пр.), т.е. дебетовые обороты по счетам N 05 (05, 06, 08, 09) и 12, находят отражение, в частности, в следующих журналах-ордерах:
материальных ценностей, поступивших от поставщиков, включая и приобретенные через подотчетных лиц (обороты в корреспонденции с кредитом счета N 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"), - в журнале-ордере N 3;
материальных ценностей собственной выработки (обороты в корреспонденции с кредитом счетов N 20 (20, 21, 23) ("Производство") - в журнале-ордере N 5.
На промышленных предприятиях, в снабженческих и сбытовых организациях выбытие материальных ценностей (передача в производство, расход на собственные нужды, отгрузка, отпуск на сторону и т.п.), т.е. кредитовые обороты по счетам N 05 (05, 06, 08, 09) и 12, выявляются в журнале-ордере N 5, а по счету N 07 (07, 11) - в журнале-ордере N 8. В строительных организациях кредитовые обороты по счетам N 07 (07, 11) и 12 выявляются в журнале-ордере N 5-с.
Перемещение материальных ценностей внутри предприятия (организации) и перечисление материальных ценностей из одного вида в другой (перечисление материальных ценностей с одного синтетического счета на другой), а также передача материалов в переработку находят отражение в журнале-ордере N 5 или 5-с.
Подробные указания о порядке отражения поступления и выбытия материальных ценностей приводятся в пояснениях к соответствующим журналам-ордерам.
При организации учета материальных ценностей на предприятиях, стройках и в других хозяйственных организациях при журнально-ордерной форме счетоводства необходимо иметь в виду следующее.
1. Текущий учет материальных ценностей организуется по учетным ценам (оптовым ценам, плановой себестоимости, планово-расчетным ценам и др.). В синтетическом учете выявляется их фактическая себестоимость. При этом фактическая себестоимость поступивших на склад материальных ценностей отражается непосредственно по дебету соответствующих счетов производственных запасов. На счетах материальных ценностей должны найти отражение также все без исключения транспортно-заготовительные расходы, а также расходы по переработке, непосредственно в корреспонденции со счетами N 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", N 20 (20, 21, 23) "Производство" (в части вспомогательного производства) и т.п.
Лишь в строительных организациях указанные расходы предварительно собираются на счете N 07 по субсчету N 6 "Заготовительно-складские расходы", а затем перечисляются на счета, предназначенные для учета материальных ценностей (N 07, 12).
Учетная стоимость поступивших материальных ценностей и суммы отклонений фактической себестоимости от стоимости этих материальных ценностей по плановым ценам или суммам транспортно-заготовительных расходов находят отражение в соответствующих учетных регистрах как показатели, являющиеся слагаемыми фактической себестоимости этих ценностей.
2. Суммы оплаченных счетов-фактур за не поступившие на склад предприятия материальные ценности числятся в аналитическом учете на счете N 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". В конце месяца суммы по оплаченным, но не прибывшим материальным ценностям, показываются как обороты по кредиту счета N 60 и дебету счетов, предназначенных для учета материалов, но в начале нового месяца эти суммы сторнируются.
Такой порядок учета поступления материалов исключает необходимость ведения специального аналитического учета операций по материальным ценностям в пути. Поступление материальных ценностей, числившихся на конец прошлого месяца в пути и прибывших в отчетном месяце, отражается в учете в общем порядке, т.е. по кредиту счета N 60 и дебету счетов производственных запасов.
3. На промышленных предприятиях при обработке первичных документов без применения средств механизации распределение сумм расхода материалов по направлениям использования ценностей (по счетам, субсчетам, статьям аналитического учета, по заказам) осуществляется счетными работниками, ведущими учет производства, непосредственно по документам о расходе материалов, полученным от цехов или хозяйств-потребителей этих материалов. Работники бухгалтерии, ведущие учет материалов, устанавливают лишь общий расход материалов по предприятию и в разрезе складов.
При обработке первичных документов с применением средств механизации составляются ведомости поступления и расхода товарно-материальных ценностей в разрезе складских синтетических счетов, учетных групп материалов и распределения сумм расхода материалов по направлениям использования ценностей. В этих же ведомостях приводятся данные об отклонениях фактической себестоимости материалов от их стоимости по учетным ценам.
При механизации учета материалов с использованием счетно-перфорационных машин составляются соответствующего содержания табуляграммы.
Для учета движения материальных ценностей в денежном выражении, в разрезе мест хранения, применяются: на промышленных предприятиях ведомость N 5, а в строительных организациях - ведомость N 5-с.