(Действующий) МДС 81-17.2000 Методические рекомендации по формированию и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
1.4. УПБС разрабатываются по жилым домам - на 1 общей площади жилого дома с определенным уровнем потребительских свойств (этажность, тип дома, конструкции стен), по общественным зданиям - на одно место, ученическое место, на торговой площади и т.п.
1.5. Уровень цен, в котором разрабатываются УПБС в регионе (именуемый в дальнейшем базисным уровнем цен), определяется территориальными организациями самостоятельно. В качестве базисного уровня рекомендуется использовать сметные нормы и цены, введенные в действие с 01.01.91.

2. Выбор объектов-представителей с учетом потребительских свойств строительной продукции для разработки УПБС

2.1. УПБС разрабатываются по проектам, технико-экономические показатели которых соответствуют достигнутому в массовом строительстве техническому уровню в регионе и отвечают требованиям действующих норм проектирования. Перечень проектов жилых домов и зданий общественного назначения, по которым ведется строительство в регионе, принимаемый для разработки УПБС, рассматривается и согласовывается в органах строительства и архитектуры региона.
2.2. Объекты, выбранные для разработки УПБС, должны отвечать градостроительным и объемно-планировочным требованиям, предъявляемым к жилой застройке в регионе, а по количеству типов квартир - обеспечивать полноценное и экономическое заселение квартир с учетом демографического состава семей в данной местности.
Кроме того, они должны отражать наиболее полно специфические особенности направления жилищного строительства в регионе по конструктивным, технологическим решениям, а также по количеству и мощности (вместимости) зданий общественного назначения в увязке с потребностью в объемах жилищного строительства, а также потребностью в дополнении ими существующей застройки жилых районов.
2.3. Исходной нормативной базой для разработки УПБС могут служить утвержденные в установленном порядке для данного города, района или зоны прейскуранты на строительство жилых домов, общежитий и объектов общественного назначения, привязанные к местным условиям строительства. Кроме того, для разработки УПБС следует максимально использовать проектно-сметную документацию, по которой велась разработка индексов изменения сметной стоимости в связи с переходом с 1 января 1991 г. на новые сметные нормы и цены, а также имеющиеся данные о фактической стоимости по построенным объектам.
Под фактической сметной стоимостью следует понимать сметную стоимость построенных и сданных в эксплуатацию зданий и сооружений, которая учитывает все изменения, возникающие в ходе строительства, за исключением затрат на переделки, вызванные ошибками проектных или строительных организаций.
2.4. Сметная документация по объекту, принимаемая для разработкам УПБС, должна учитывать следующие затраты:
а) стоимость строительно-монтажных работ по объекту, включая внутренние санитарно-технические и электромонтажные работы, работы по устройству внутренних слаботочных сетей, а также стоимость сооружения лифтов и мусоропроводов в случаях, когда они предусмотрены проектом;
б) стоимость освоения и инженерной подготовки территории, отведенной под строительство, работ, связанных со сносом и переносом существующих строений, перекладкой инженерных коммуникаций и др.;
в) стоимость инженерного оборудования территории, включая прокладку сетей водоснабжения, канализацик, теплогазоснабжения, ливнестоков, энергоснабжения, сетей радиофикации и телефонизации в объемах, необходимых для подключения проектируемого объекта (группы объектов) к уличным или магистральным инженерным сетям. При этом для сельских населенных пунктов рекомендуется принимать в расчетах УПБС надворные уборные и выгребные ямы, а также хозяйственные постройки с помещениями:
для хранения хозяйственного инвентаря и твердого топлива - площадью не более 15 ;
для содержания скота и птицы - площадью не более 10 (1-й тип), 20 (2-й тип), 35  (3-й тип);
погреба - площадью не более 8 ;
г) затраты на благоустройство отведенной под строительство территории, включая стоимость работ по вертикальной планировке и устройству проездов на территории жилой части микрорайонов или кварталов, а также работ по озеленению этой территории, а в сельских населенных пунктах, в зоне застройки домами с приквартирными участками, - затраты на указанные работы, выполняемые в пределах, участка жилого дома (кроме озеленения).
2.5. Не допускается учитывать в составе показателей стоимости жилищного строительства, принимаемых для разработки УПБС, затраты на строительство встроенных и пристроенных помещений для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, дошкольных и школьных учреждений и других предприятий и учреждений культурно-бытового и коммунального назначения, а также встроенных помещений отделений связи, АТС, отделений милиции, помещений административного назначения.
2.6. Разработка УПБС в целом на комплексную застройку микрорайона, градостроительного комплекса (ГСК), включающих в себя группу жилых домов, учреждений и предприятий обслуживания, выполняется на основе объектных сметных расчетов, с распределением средств по направлениям капитальных вложений. Затраты, общие для всех объектов, входящих в состав комплекса, распределяются следующим образом: стоимость внутримикрорайонных инженерных сетей, тепловых пунктов, насосных станций, фидерных подстанций, газораспределительных пунктов - пропорционально потребностям объектов; стоимость работ по благоустройству и озеленению территории - пропорционально площадям участков; остальные средства (затраты, связанные с размещением в первых этажах жилых домов или в пристроенных к ним специальных помещениях различных по назначению предприятий и учреждений) - пропорционально общей площади объектов или строительному объему зданий.
Укрупненные показатели стоимости строительства на градостроительные комплексы (УПС ГСК), предусмотренные в Рекомендациях**, позволяют определять реальные затраты на комплексную застройку жилых районов (микрорайонов) с учетом конкретных градостроительных ситуаций.
Укрупненные показатели стоимости на градостроительные комплексы приводятся в расчете на 1 общей площади жилых домов.
2.7. По объектам, отобранным для разработки УПБС, приводятся в приложениях следующие данные:
перечень объектов, принимаемых для разработки УПБС, и их технико-экономические показатели. Пример заполнения формы по отбору проектов и исходные данные для разработки УПБС приведены в табл.1 (см. прил.1);
структура затрат строительных и монтажных работ по каждому объекту-представителю. Пример заполнения формы приведен в табл.2 (см. прил.1);
показатели прямых затрат, накладных расходов и прибыли по семи главам сводного расчета каждого объекта приводятся по форме табл.3 (см. прил.1);
показатели расхода ресурсов других статей затрат строительно-монтажных работ объекта приводятся по форме табл.4 (см. прил.1).

3. Рекомендуемый порядок разработки УПБС на основе унифицированной ресурсно-технологической модели для объектов жилищно-гражданского назначения

Основные положения по формированию ресурсно-технологической модели строительно-монтажных работ на объект (группу объектов)

3.1. Унифицированная ресурсно-технологическая модель (РТМ) строительно-монтажных работ по жилищному и культурно-бытовому строительству представляет собой неизменяемый в течение длительного периода времени специально обработанный (агрегированный) набор материальных и трудовых ресурсов, сформированный на основе данных по объектам-представителям. Форма РТМ приведена в прил.7 на примере городского строительства (для г. Саранска).
3.2. РТМ состоит из двух блоков:
а) ресурсного блока, содержащего специально обработанные (агрегированные) проектные объемы в натуральном выражении материалов, изделий, конструкций и нормативную величину затрат труда работников, занятых на строительно-монтажных работах. При разработке ресурсного блока модели не менее 85% (по стоимости) материалов, изделий и конструкций должно быть учтено по конкретным позициям их основной номенклатуры, сгруппированных по однородным группам, представленной в прил.7. Материалы, не вошедшие в основную номенклатуру, отражаются как "прочие материалы" с фиксацией их доли в процентах суммарной стоимости материалов, охваченных основной номенклатурой (поз.1.2).
Формирование ресурсного блока осуществляется на основе объема применения ресурсов по объектам строительства, принятым в качестве объектов-представителей, с указанием доли в объеме строительно-монтажных работ (гр. 5, 6, 7, 8, 9) и суммарной величины объема гр.10;
б) стоимостного блока, включающего величину стоимостной оценки как на единицу объема ресурса (цена ресурса), так и на полный его объем. Блок стоимостной оценки модели содержит показатели стоимости ресурсов за период, принимаемый в качестве базового (например, за 1991 год).
3.3. Для обеспечения соизмеримости наборы ресурсов и показатели затрат по основным калькуляционным элементам устанавливаются для всех объектов-представителей на 1 млн.руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ, рассчитанной в базисном уровне сметных норм и цен (т.е. на 01.01.91) для условий осуществления строительства в конкретном регионе (город, область, край).
3.4. В РТМ объемы применения материальных и трудовых ресурсов являются фиксированными величинами. Умножая объемы применения материалов, изделий и конструкций на зарегистрированные в текущем и базовом периодах цены, а объем трудозатрат - на удельные (на единицу трудозатрат) стоимостные показатели, получаем стоимостную оценку каждого ресурса, а по всей совокупности ресурсов - стоимость строительно-монтажных работ для соответствующих периодов.
В блок стоимостной оценки РТМ, принимаемый в качестве базисного, включаются показатели стоимости ресурсов в сметных ценах, введенных в действие с 01.01.91, и в последующем периоде строительства вместо показателей в сметных ценах приводятся показатели стоимости ресурсов в фактических ценах.
3.5. На основе стоимостной оценки показателей, приводимых в блоке, для анализируемого квартала (года, месяца) рассчитываются индексы фактических цен на потребляемые ресурсы и на строительно-монтажные работы по сравнению с базовым периодом или с фактическими ценами предшествующего периода (месяц, квартал или год).
В прил.8 приведен пример формирования РТМ строительно-монтажных работ по объектам жилищного строительства для г. Гатчины Ленинградской обл. В этой модели за базисный период принята стоимостная оценка для Ленинградской обл. (зона 1) в базисном уровне норм и цен (см. гр. 5 и 6), а в гр. 7 и 8 приведена стоимостная оценка, зафиксированная при регистрации уровня цен на строительно-монтажные работы за II квартал 1992 г. Регистрация проводилась в соответствии с "Основными положениями расчета индексов цен по капитальным вложениям и элементам их технологической структуры" (М., 1991). Индекс цен на строительно-монтажные работы по сравнению с базисной стоимостью получен в размере 30.42.
3.6. РТМ предусматривает возможность регулярного определения изменений средних цен по технологически однородным группам материальных ресурсов, уровню заработной платы рабочих, стоимости эксплуатации строительных машин, накладных расходов и сметной прибыли, и в конечном итоге - индексов цен по строительно-монтажным работам в регионе. Расчет индексов цен на строительно-монтажные работы на основе РТМ для 60-квартирного дома в г. Брянске приведен в прил.9.

Формирование средних базисных цен по унифицированному перечню материальных ресурсов

3.7. В блоке стоимостной оценки РТМ должны содержаться показатели стоимости ресурсов за период, принимаемый в качестве базового. Цена ресурса определяется как средняя величина для данной группы ресурсов по Методике***, в которой приведены материалы-представители, принятые при расчете средних сметных цен по группам местных строительных материалов, с указанием доли ресурсов, входящих в определенную группу, по которым определяется средняя сметная цена по каждой группе и в отдельности каждого ресурса, в ценах для Московской обл.
3.8. Средние сметные цены по каждой группе унифицированного перечня материальных ресурсов, рассчитанные по указанной выше методике, были использованы при расчетах в ЦНИИЭУС межотраслевых РТМ, в том числе по отраслям жилищного и культурно-бытового строительства.
Объектом для разработки указанных моделей послужила проектно-сметная документация наиболее массовых серий типовых проектов, применяемых в городском и сельском строительстве Российской Федерации. Перечень разработанных ЦНИИЭУСом РТМ как по отдельным проектам, так и по группам приведен в прил.10.

Расчет величин накладных расходов и сметной прибыли при определении УПБС строительной продукции

3.9. Расчет величин накладных расходов при исчислении сметной стоимости строительной продукции предлагается определять по "Методическим рекомендациям по расчету величин накладных расходов при определении стоимости строительной продукции для практического использования при составлении сметной документации и формировании свободных (договорных) цен на строительство объектов" (письмо Минстроя России от 30.10.92 N БФ-907/12).
3.10. Методические рекомендации предназначены для определения величины накладных расходов:
при составлении инвесторских смет, используемых для предварительной оценки заказчиком стоимости строительства, подготовки подрядных торгов и для переговоров с подрядчиками;
для подрядной организации с учетом ее структуры, особенностей управления и для обслуживания строительного производства.
3.11. Величину сметной прибыли следует определять согласно "Методическим рекомендациям по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию" (письмо Минстроя России от 30.09.92 N БФ-906/12), т.е. в размере 50% к фактической величине средств на оплату труда рабочих.

Определение затрат труда на строительной площадке

3.12. Нормативные затраты труда работников, занятых на строительно-монтажных работах, учитывают затраты рабочих на строительной площадке и механизаторов строительных машин, работников аппаратов управления и других категорий работников.