(Действующий) МДС 81-17.2000 Методические рекомендации по формированию и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

МДС 81-17.2000 Методические рекомендации по формированию и использованию укрупненных показателей базисной стоимости (УПБС) с учетом потребительских свойств строительной продукции для объектов жилищно-гражданского назначения.

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации определяют порядок разработки укрупненных показателей базисной стоимости строительства (УПБС) для объектов жилищно-гражданского назначения, предназначенных для:
определения стоимости строительства в текущих и прогнозных ценах на ранней стадии проектирования, а также при расчете капитальных вложений как на отдельные объекты, так и на комплексную застройку жилых кварталов (микрорайонов), учитывающих величину и местоположение их в структуре жилого района;
составления инвесторских смет и смет подрядчика, используемых при проведении подрядных торгов;
издания региональных справочно-информационных сборников с целью обеспечения ими всех инвесторов и подрядчиков и создания им равных условий при определении стоимости строительства и формировании свободных (договорных) цен на строительную продукцию.
1.2. Укрупненные показатели базисной стоимости (УПБС) на строительство объектов жилищно-гражданского назначения* разрабатываются на основе объектов-представителей, характеризующих типы жилых домов и зданий общественного назначения наиболее массового применения в конкретном регионе, в зависимости от основного материала стен (кирпич, панели, блоки и т.д.), этажности, типа и функционального назначения дома (секционные, коттеджного типа, дома для малосемейных, общежития), от вместимости и мощности зданий общественного назначения.
Органам строительства и архитектуры совместно с ведущими проектными организациями региона предоставляется право самостоятельно определять количество разрабатываемых УПБС исходя из текущих и перспективных планов застройки территории.
1.3. УПБС могут разрабатываться как на основе ресурсной технологической модели, так и по укрупненным статьям затрат строительно-монтажных работ на объект (группу объектов).
1.4. УПБС разрабатываются по жилым домам - на 1 общей площади жилого дома с определенным уровнем потребительских свойств (этажность, тип дома, конструкции стен), по общественным зданиям - на одно место, ученическое место, на торговой площади и т.п.
1.5. Уровень цен, в котором разрабатываются УПБС в регионе (именуемый в дальнейшем базисным уровнем цен), определяется территориальными организациями самостоятельно. В качестве базисного уровня рекомендуется использовать сметные нормы и цены, введенные в действие с 01.01.91.

2. Выбор объектов-представителей с учетом потребительских свойств строительной продукции для разработки УПБС

2.1. УПБС разрабатываются по проектам, технико-экономические показатели которых соответствуют достигнутому в массовом строительстве техническому уровню в регионе и отвечают требованиям действующих норм проектирования. Перечень проектов жилых домов и зданий общественного назначения, по которым ведется строительство в регионе, принимаемый для разработки УПБС, рассматривается и согласовывается в органах строительства и архитектуры региона.
2.2. Объекты, выбранные для разработки УПБС, должны отвечать градостроительным и объемно-планировочным требованиям, предъявляемым к жилой застройке в регионе, а по количеству типов квартир - обеспечивать полноценное и экономическое заселение квартир с учетом демографического состава семей в данной местности.
Кроме того, они должны отражать наиболее полно специфические особенности направления жилищного строительства в регионе по конструктивным, технологическим решениям, а также по количеству и мощности (вместимости) зданий общественного назначения в увязке с потребностью в объемах жилищного строительства, а также потребностью в дополнении ими существующей застройки жилых районов.
2.3. Исходной нормативной базой для разработки УПБС могут служить утвержденные в установленном порядке для данного города, района или зоны прейскуранты на строительство жилых домов, общежитий и объектов общественного назначения, привязанные к местным условиям строительства. Кроме того, для разработки УПБС следует максимально использовать проектно-сметную документацию, по которой велась разработка индексов изменения сметной стоимости в связи с переходом с 1 января 1991 г. на новые сметные нормы и цены, а также имеющиеся данные о фактической стоимости по построенным объектам.
Под фактической сметной стоимостью следует понимать сметную стоимость построенных и сданных в эксплуатацию зданий и сооружений, которая учитывает все изменения, возникающие в ходе строительства, за исключением затрат на переделки, вызванные ошибками проектных или строительных организаций.
2.4. Сметная документация по объекту, принимаемая для разработкам УПБС, должна учитывать следующие затраты:
а) стоимость строительно-монтажных работ по объекту, включая внутренние санитарно-технические и электромонтажные работы, работы по устройству внутренних слаботочных сетей, а также стоимость сооружения лифтов и мусоропроводов в случаях, когда они предусмотрены проектом;
б) стоимость освоения и инженерной подготовки территории, отведенной под строительство, работ, связанных со сносом и переносом существующих строений, перекладкой инженерных коммуникаций и др.;
в) стоимость инженерного оборудования территории, включая прокладку сетей водоснабжения, канализацик, теплогазоснабжения, ливнестоков, энергоснабжения, сетей радиофикации и телефонизации в объемах, необходимых для подключения проектируемого объекта (группы объектов) к уличным или магистральным инженерным сетям. При этом для сельских населенных пунктов рекомендуется принимать в расчетах УПБС надворные уборные и выгребные ямы, а также хозяйственные постройки с помещениями:
для хранения хозяйственного инвентаря и твердого топлива - площадью не более 15 ;
для содержания скота и птицы - площадью не более 10 (1-й тип), 20 (2-й тип), 35  (3-й тип);
погреба - площадью не более 8 ;
г) затраты на благоустройство отведенной под строительство территории, включая стоимость работ по вертикальной планировке и устройству проездов на территории жилой части микрорайонов или кварталов, а также работ по озеленению этой территории, а в сельских населенных пунктах, в зоне застройки домами с приквартирными участками, - затраты на указанные работы, выполняемые в пределах, участка жилого дома (кроме озеленения).
2.5. Не допускается учитывать в составе показателей стоимости жилищного строительства, принимаемых для разработки УПБС, затраты на строительство встроенных и пристроенных помещений для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, дошкольных и школьных учреждений и других предприятий и учреждений культурно-бытового и коммунального назначения, а также встроенных помещений отделений связи, АТС, отделений милиции, помещений административного назначения.
2.6. Разработка УПБС в целом на комплексную застройку микрорайона, градостроительного комплекса (ГСК), включающих в себя группу жилых домов, учреждений и предприятий обслуживания, выполняется на основе объектных сметных расчетов, с распределением средств по направлениям капитальных вложений. Затраты, общие для всех объектов, входящих в состав комплекса, распределяются следующим образом: стоимость внутримикрорайонных инженерных сетей, тепловых пунктов, насосных станций, фидерных подстанций, газораспределительных пунктов - пропорционально потребностям объектов; стоимость работ по благоустройству и озеленению территории - пропорционально площадям участков; остальные средства (затраты, связанные с размещением в первых этажах жилых домов или в пристроенных к ним специальных помещениях различных по назначению предприятий и учреждений) - пропорционально общей площади объектов или строительному объему зданий.
Укрупненные показатели стоимости строительства на градостроительные комплексы (УПС ГСК), предусмотренные в Рекомендациях**, позволяют определять реальные затраты на комплексную застройку жилых районов (микрорайонов) с учетом конкретных градостроительных ситуаций.
Укрупненные показатели стоимости на градостроительные комплексы приводятся в расчете на 1 общей площади жилых домов.
2.7. По объектам, отобранным для разработки УПБС, приводятся в приложениях следующие данные:
перечень объектов, принимаемых для разработки УПБС, и их технико-экономические показатели. Пример заполнения формы по отбору проектов и исходные данные для разработки УПБС приведены в табл.1 (см. прил.1);
структура затрат строительных и монтажных работ по каждому объекту-представителю. Пример заполнения формы приведен в табл.2 (см. прил.1);
показатели прямых затрат, накладных расходов и прибыли по семи главам сводного расчета каждого объекта приводятся по форме табл.3 (см. прил.1);
показатели расхода ресурсов других статей затрат строительно-монтажных работ объекта приводятся по форме табл.4 (см. прил.1).

3. Рекомендуемый порядок разработки УПБС на основе унифицированной ресурсно-технологической модели для объектов жилищно-гражданского назначения

Основные положения по формированию ресурсно-технологической модели строительно-монтажных работ на объект (группу объектов)

3.1. Унифицированная ресурсно-технологическая модель (РТМ) строительно-монтажных работ по жилищному и культурно-бытовому строительству представляет собой неизменяемый в течение длительного периода времени специально обработанный (агрегированный) набор материальных и трудовых ресурсов, сформированный на основе данных по объектам-представителям. Форма РТМ приведена в прил.7 на примере городского строительства (для г. Саранска).
3.2. РТМ состоит из двух блоков:
а) ресурсного блока, содержащего специально обработанные (агрегированные) проектные объемы в натуральном выражении материалов, изделий, конструкций и нормативную величину затрат труда работников, занятых на строительно-монтажных работах. При разработке ресурсного блока модели не менее 85% (по стоимости) материалов, изделий и конструкций должно быть учтено по конкретным позициям их основной номенклатуры, сгруппированных по однородным группам, представленной в прил.7. Материалы, не вошедшие в основную номенклатуру, отражаются как "прочие материалы" с фиксацией их доли в процентах суммарной стоимости материалов, охваченных основной номенклатурой (поз.1.2).
Формирование ресурсного блока осуществляется на основе объема применения ресурсов по объектам строительства, принятым в качестве объектов-представителей, с указанием доли в объеме строительно-монтажных работ (гр. 5, 6, 7, 8, 9) и суммарной величины объема гр.10;
б) стоимостного блока, включающего величину стоимостной оценки как на единицу объема ресурса (цена ресурса), так и на полный его объем. Блок стоимостной оценки модели содержит показатели стоимости ресурсов за период, принимаемый в качестве базового (например, за 1991 год).
3.3. Для обеспечения соизмеримости наборы ресурсов и показатели затрат по основным калькуляционным элементам устанавливаются для всех объектов-представителей на 1 млн.руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ, рассчитанной в базисном уровне сметных норм и цен (т.е. на 01.01.91) для условий осуществления строительства в конкретном регионе (город, область, край).
3.4. В РТМ объемы применения материальных и трудовых ресурсов являются фиксированными величинами. Умножая объемы применения материалов, изделий и конструкций на зарегистрированные в текущем и базовом периодах цены, а объем трудозатрат - на удельные (на единицу трудозатрат) стоимостные показатели, получаем стоимостную оценку каждого ресурса, а по всей совокупности ресурсов - стоимость строительно-монтажных работ для соответствующих периодов.
В блок стоимостной оценки РТМ, принимаемый в качестве базисного, включаются показатели стоимости ресурсов в сметных ценах, введенных в действие с 01.01.91, и в последующем периоде строительства вместо показателей в сметных ценах приводятся показатели стоимости ресурсов в фактических ценах.
3.5. На основе стоимостной оценки показателей, приводимых в блоке, для анализируемого квартала (года, месяца) рассчитываются индексы фактических цен на потребляемые ресурсы и на строительно-монтажные работы по сравнению с базовым периодом или с фактическими ценами предшествующего периода (месяц, квартал или год).
В прил.8 приведен пример формирования РТМ строительно-монтажных работ по объектам жилищного строительства для г. Гатчины Ленинградской обл. В этой модели за базисный период принята стоимостная оценка для Ленинградской обл. (зона 1) в базисном уровне норм и цен (см. гр. 5 и 6), а в гр. 7 и 8 приведена стоимостная оценка, зафиксированная при регистрации уровня цен на строительно-монтажные работы за II квартал 1992 г. Регистрация проводилась в соответствии с "Основными положениями расчета индексов цен по капитальным вложениям и элементам их технологической структуры" (М., 1991). Индекс цен на строительно-монтажные работы по сравнению с базисной стоимостью получен в размере 30.42.
3.6. РТМ предусматривает возможность регулярного определения изменений средних цен по технологически однородным группам материальных ресурсов, уровню заработной платы рабочих, стоимости эксплуатации строительных машин, накладных расходов и сметной прибыли, и в конечном итоге - индексов цен по строительно-монтажным работам в регионе. Расчет индексов цен на строительно-монтажные работы на основе РТМ для 60-квартирного дома в г. Брянске приведен в прил.9.

Формирование средних базисных цен по унифицированному перечню материальных ресурсов

3.7. В блоке стоимостной оценки РТМ должны содержаться показатели стоимости ресурсов за период, принимаемый в качестве базового. Цена ресурса определяется как средняя величина для данной группы ресурсов по Методике***, в которой приведены материалы-представители, принятые при расчете средних сметных цен по группам местных строительных материалов, с указанием доли ресурсов, входящих в определенную группу, по которым определяется средняя сметная цена по каждой группе и в отдельности каждого ресурса, в ценах для Московской обл.
3.8. Средние сметные цены по каждой группе унифицированного перечня материальных ресурсов, рассчитанные по указанной выше методике, были использованы при расчетах в ЦНИИЭУС межотраслевых РТМ, в том числе по отраслям жилищного и культурно-бытового строительства.