(Действующий) Приказ Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н*"О Типовых рекомендациях...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Приказ Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н*"О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учетадля субъектов малого предпринимательства"

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
2. Признать утратившим приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. N 131 "Об Указаниях по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства".
3. Настоящий приказ ввести в действие с 1 января 1999 года.
Министр финансов РФ
М.М.Задорнов
_____________________________
* По заключению Минюста России в государственной регистрации не нуждается (письмо Минюста РФ от 14 января 1999 г. N 302-ВЭ).

Типовые рекомендации
по организации бухгалтерского
учета для субъектов малого предпринимательства
(утв. приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н)

1. Общие положения

1. Настоящие Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (в дальнейшем - Типовые рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и предназначены для всех субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности (за исключением кредитных организаций) в дальнейшем - малые предприятия.
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.
2. Малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а также настоящими Типовыми рекомендациями.
3. В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятиях.
Руководитель малого предприятия может в зависимости от объема учетной работы:
а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
4. Принятая малым предприятием учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
При этом утверждаются:
рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
5. Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации.
Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.
К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
Первичные документы, по которым данные принимаются к бухгалтерскому учету, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).
6. Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.
Малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров бухгалтерского учета:
- единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. N 63;
- журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. N 176.
При применении указанных писем необходимо учитывать письмо Минфина России от 24 июля 1992 г. N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях", а также соответствующие отраслевые указания, разработанные министерствами и ведомствами для предприятий соответствующих отраслей (строительство, торговля, снабжение и др.);
- упрощенной формы бухгалтерского учета согласно настоящим Типовым рекомендациям.
Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально-ордерной формы счетоводства.
При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении:
единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

2. Организация бухгалтерского учета

7. Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной записи. Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах бухгалтерского учета. Например, операция по покупке материалов, взаимоувязывает показатели, отражаемые на счете учета купленных ценностей (дебет счета 10 "Материалы") и счетах учета расчетов или денежных средств, уплаченных поставщику (кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 51 "Расчетный счет" и др.), начисление суммы по оплате труда взаимоувязывают показатели, отражаемые на счетах учета затрат на производство продукции (работ, услуг) (дебет счета 20 "Основное производство" и др.), и счетах учета расчетов по оплате труда работников предприятия (кредит счета 70 "Расчеты по оплате труда") и т.д.
8. Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило не более ста в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета.
Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнению обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.
Малые предприятия могут использовать в качестве рекомендации следующий рабочий План счетов бухгалтерского учета.
┌──────────────────────────┬────────────────────────┬──────┬────────────┐
│Раздел │Наименование счета │ Номер│Вид деятель-│
│ │ │ счета│ности, где │
│ │ │ │преимущест- │
│ │ │ │венно приме-│
│ │ │ │няется счет │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│Основные средства и иные │Основные средства │ 01 │Все виды │
│внеоборотные активы │ │ │деятельности│
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Износ основных │ 02 │ То же │
│ │средств │ │ │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Капитальные │ 08 │ -"- │
│ │вложения │ │ │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│Производственные запасы │Материалы │ 10 │ -"- │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Налог на добавленную │ 19 │ -"- │
│ │стоимость по приобре- │ │ │
│ │тенным ценностям │ │ │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│Затраты │Основное │ 20 │ -"- │
│на производство │производство │ │ │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│Готовая продукция, │Товары │ 41 │ -"- │
│товары и реализация │ │ │ │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Реализация │ 46 │ -"- │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│Денежные средства │Касса │ 50 │ -"- │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Расчетный счет │ 51 │ -"- │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Валютный счет │ 52 │ -"- │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Специальные │ 55 │ -"- │
│ │счета в банках │ │ │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Финансовые вложения │ 58 │ -"- │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│Расчеты │Расчеты с поставщиками │ 60 │ -"- │
│ │и подрядчиками │ │ │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Расчеты с бюджетом │ 68 │ -"- │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Расчеты по страхованию │ 69 │ -"- │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Расчеты по оплате │ 70 │ -"- │
│ │труда │ │ │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Расчеты с разными │ 76 │ -"- │
│ │дебиторами │ │ │
│ │и кредиторами │ │ │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│Финансовые результаты │Прибыли и убытки │ 80 │ -"- │
│и использование прибыли │ │ │ │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│Капитал и резервы │Уставный капитал │ 85 │ -"- │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Добавочный капитал │ 87 │ -"- │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Нераспределенная │ 88 │ -"- │
│ │прибыль (непокрытый │ │ │
│ │убыток) │ │ │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│Кредиты банков │Кредиты и другие │ 90 │ -"- │
│и финансирование │заемные средства │ │ │
└──────────────────────────┴────────────────────────┴──────┴────────────┘

3. Порядок применения рабочего Плана счетов бухгалтерского учета

9. Малое предприятие, применяя рабочий план счетов, организует учет хозяйственных операций, отдельных видов имущества и обязательств на установленных в нем счетах бухгалтерского учета согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению, утвержденному приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г. N 56 (в дальнейшем - типовой План счетов бухгалтерского учета) с учетом рекомендаций, приведенных в настоящем разделе.