Действующий
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.
К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
Первичные документы, по которым данные принимаются к бухгалтерскому учету, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).
- единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. N 63;
- журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. N 176.
При применении указанных писем необходимо учитывать письмо Минфина России от 24 июля 1992 г. N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях", а также соответствующие отраслевые указания, разработанные министерствами и ведомствами для предприятий соответствующих отраслей (строительство, торговля, снабжение и др.);
Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально-ордерной формы счетоводства.
При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении:
единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.
Малые предприятия могут использовать в качестве рекомендации следующий рабочий План счетов бухгалтерского учета.
┌──────────────────────────┬────────────────────────┬──────┬────────────┐
│Раздел │Наименование счета │ Номер│Вид деятель-│
│ │ │ счета│ности, где │
│ │ │ │преимущест- │
│ │ │ │венно приме-│
│ │ │ │няется счет │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│Основные средства и иные │Основные средства │ 01 │Все виды │
│внеоборотные активы │ │ │деятельности│
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Износ основных │ 02 │ То же │
│ │средств │ │ │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Капитальные │ 08 │ -"- │
│ │вложения │ │ │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│Производственные запасы │Материалы │ 10 │ -"- │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Налог на добавленную │ 19 │ -"- │
│ │стоимость по приобре- │ │ │
│ │тенным ценностям │ │ │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│Затраты │Основное │ 20 │ -"- │
│на производство │производство │ │ │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│Готовая продукция, │Товары │ 41 │ -"- │
│товары и реализация │ │ │ │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Реализация │ 46 │ -"- │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│Денежные средства │Касса │ 50 │ -"- │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Расчетный счет │ 51 │ -"- │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Валютный счет │ 52 │ -"- │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Специальные │ 55 │ -"- │
│ │счета в банках │ │ │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Финансовые вложения │ 58 │ -"- │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│Расчеты │Расчеты с поставщиками │ 60 │ -"- │
│ │и подрядчиками │ │ │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Расчеты с бюджетом │ 68 │ -"- │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Расчеты по страхованию │ 69 │ -"- │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Расчеты по оплате │ 70 │ -"- │
│ │труда │ │ │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Расчеты с разными │ 76 │ -"- │
│ │дебиторами │ │ │
│ │и кредиторами │ │ │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│Финансовые результаты │Прибыли и убытки │ 80 │ -"- │
│и использование прибыли │ │ │ │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│Капитал и резервы │Уставный капитал │ 85 │ -"- │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Добавочный капитал │ 87 │ -"- │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│ │Нераспределенная │ 88 │ -"- │
│ │прибыль (непокрытый │ │ │
│ │убыток) │ │ │
├──────────────────────────┼────────────────────────┼──────┼────────────┤
│Кредиты банков │Кредиты и другие │ 90 │ -"- │
│и финансирование │заемные средства │ │ │
└──────────────────────────┴────────────────────────┴──────┴────────────┘
Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению, утвержденному приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г. N 56 (в дальнейшем - типовой План счетов бухгалтерского учета) с учетом рекомендаций, приведенных в настоящем разделе.
9. Малое предприятие, применяя рабочий план счетов, организует учет хозяйственных операций, отдельных видов имущества и обязательств на установленных в нем счетах бухгалтерского учета согласно
Амортизационные отчисления на полное восстановление по объектам основных средств отражаются в учете в суммах, определяемых по годовому расчету исходя из применяемых малым предприятием способов начисления, норм амортизации, утвержденных в установленном порядке и первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств.
Наряду с этим при линейном способе начисления амортизационных отчислений малое предприятие может списывать дополнительно в форме амортизационных отчислений до 50 процентов первоначальной стоимости объекта основных средств со сроком службы более трех лет.
Применение способа начисления амортизации по объекту основных средств производится в течение всего его срока полезного использования.
При этом следует иметь в виду, что изменение месячных сумм амортизации, начисляемых ежемесячно исходя из годовой суммы, в результате движения (поступление, выбытие) основных средств производится в следующем месяце после месяца принятия объекта к бухгалтерскому учету или снятия с него.
При выбытии основных средств (списании, продаже и т.п.) их стоимость списывается со счета 01 "Основные средства" в дебет счета 02 "Износ основных средств", при этом недоамортизированная часть основных средств со счета 01, а также расходы, связанные с их выбытием, списываются в дебет счета 80 "Прибыли и убытки". В случае продажи объекта основных средств выручка от реализации относится на кредит счета 80 "Прибыли и убытки".
Затраты по приобретенным и принятым в эксплуатацию объектам основных средств, учтенные на счете 08 "Капитальные вложения", в размере расходов на их приобретение или создание списываются со счета 08 "Капитальные вложения" в дебет счета 01 "Основные средства".
Учет материалов малому предприятию рекомендуется вести по методу средневзвешенной (средней) себестоимости, по которой каждая единица (вид, группа) материалов, списанная на производство или оставшаяся на остатке, оценивается по стоимости, определяемой как частное от деления общей их стоимости (с учетом остатка на начало учетного периода) на их количество.
В целях обеспечения сохранности МБП, переданных в эксплуатацию, на малом предприятии должен осуществляться оперативный учет и контроль за их движением. В случае возврата МБП из эксплуатации на склад и оприходования по остаточной стоимости (цене возможного использования) делается запись по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 20 "Основное производство".
Налог на добавленную стоимость (НДС) по приобретенным ценностям учитывается на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" применительно к порядку, установленному для учета материалов. При этом отдельно ведется учет движения НДС по материалам и основным средствам (нематериальным активам).
Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) ведется малым предприятием в разрезе видов затрат (на оплату труда, материалы, амортизация и др.) по объектам учета, которыми могут быть затраты в целом по предприятию, по видам продукции (работам, услугам), местам производства продукции (работ, услуг), лицам, ответственным за производство, и т.п. В случае наличия условно-постоянных расходов малое предприятие общехозяйственные (накладные) расходы списывает ежемесячно полностью на затраты реализованной продукции (работ, услуг).
Затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств, в случае их проведения собственными силами, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим видам затрат (материалы, оплата труда и др.), а в случае проведения работ подрядным способом - включаются в состав общехозяйственных (накладных) расходов.