Действующий
перед погрузкой грузов, содержащих мелкие фракции, дополнительные меры по уплотнению зазоров кузова вагона, поверхность груза после погрузки на открытый подвижной состав должна быть разровнена, а при необходимости и уплотнена.
5.2. В целях обеспечения сохранности вагонного парка грузоотправители и грузополучатели должны соблюдать требования ГОСТ 22235, в том числе:
навалочные грузы, разгрузка которых предусматривается через разгрузочные люки полувагона, должны иметь размер отдельных кусков в любом измерении не более 400 мм;
перед погрузкой или выгрузкой путем бокового заезда или съезда груза борта платформы должны быть опущены, а после окончания погрузки или выгрузки - подняты и закреплены клиновыми запорами;
при погрузке и выгрузке автомобилей, тракторов и других колесных и тяжеловесных грузов должны применяться переходные мостики и другие приспособления, предохраняющие от повреждения борта платформ;
при погрузке или выгрузке груза накатом с использованием слег они должны опираться на пол платформы или верхнюю обвязку кузова полувагона.
5.3. При погрузочно-выгрузочных операциях не допускается:
открывать и закрывать разгрузочные люки полувагонов с использованием тракторов, погрузчиков, лебедок, кранов и другой техники, не согласованной федеральным органом исполнительной власти на железнодорожном транспорте для выполнения данных операций;
выполнять на полу платформ разворот самоходом технических средств на гусеничном ходу без предварительной защиты пола от повреждения;
опускать грейферы с ударом о пол вагонов;
производить погрузку металлопродукции кранами, оборудованными магнитными шайбами, путем сбрасывания груза;
производить выгрузку грузов из вагонов грейферами, имеющими зубья;
использовать боковые борта платформ для погрузки и выгрузки грузов;
задевать грейфером борта платформ, стены и двери полувагонов;
при выгрузке с помощью лебедки опирать трос на борта платформ и верхнюю обвязку полувагона;
производить выгрузку смерзшихся грузов путем проталкивания их в проемы люков грейферами, другими грузозахватными устройствами, применять для рыхления груза металлические болванки, взрывные устройства, а также применять для оттаивания груза открытое пламя при возможности касания деталей вагона;
производить погрузку грузов, имеющих температуру выше +100°С;
производить погрузку и выгрузку сыпучих грузов гидравлическим способом;
производить погрузку железобетонных плит ранее технологического срока выдержки их после изготовления;
размещать железобетонные плиты, конструкции и другие подобные грузы в наклонном положении с опорой на боковые стены кузова полувагона либо борта платформы кроме случаев, предусмотренных настоящими ТУ;
производить крепление грузов к металлическим частям вагона с помощью сварки и сверления;
демонтировать детали вагонов, в том числе борта платформ и двери полувагонов;
производить выгрузку с платформ навалочных грузов машинами на гусеничном ходу с заездом на настил ее пола, сгребать ковшом экскаватора, а также волочить тяжеловесный груз по полу платформы.
5.4. При погрузке навалочных грузов массой отдельных кусков не более 100 кг общая масса груза, падающая на пол полувагона, должна быть не более 5 т, высота падения - не более 3 м. При погрузке навалочных грузов массой отдельных кусков от 100 до 500 кг на дно кузова должен быть насыпан слой из мелких кусков толщиной не менее 300 мм; общая масса груза, падающая на пол полувагона, должна быть не более 7 т, высота падения - не более 3 м. Навалочные грузы в виде отдельных кусков массой более 500 кг, а также штучные грузы (слитки, болванки, балки) и контейнеры следует грузить без сбрасывания.
5.5. После выгрузки грузов вагоны, контейнеры должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты элементы крепления грузов, за исключением несъемных. В случаях необходимости должна быть снята проволока с рукояток расцепных рычагов автосцепки, с запоров крышек разгрузочных люков, торцовых дверей полувагонов и бортовых запоров платформ; борта платформ, двери и крышки люков полувагонов - закрыты. Многооборотные инвентарные приспособления для крепления, в том числе турникеты, должны быть подготовлены к погрузке в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подготовке грузов к перевозке.
6. Размещение грузов в вагонах
6.1. Масса размещаемого в вагоне груза с учетом массы элементов его крепления не должна превышать трафаретной грузоподъемности вагона.
6.2. Выход в продольном направлении крайней точки груза за пределы концевой балки кузова вагона должен быть не более 400 мм.
6.3. При размещении грузов общий центр тяжести грузов

должен располагаться на линии пересечения продольной и поперечной плоскостей симметрии вагона. В исключительных случаях, когда данное требование невыполнимо по объективным причинам (геометрические параметры груза, условия крепления), допускается смещение

относительно плоскостей симметрии.
6.3.1. Допускаемая величина смещения

в продольном направлении

(относительно поперечной плоскости симметрии вагона) в зависимости от общей массы груза в вагоне определяется в соответствии с
таблицей 10.
Таблица 10 - Допускаемое продольное смещение общего центра тяжести груза в вагоне
6.3.2. Допускаемая величина смещения

в поперечном направлении

(относительно продольной плоскости симметрии вагона) в зависимости от общей массы груза в вагоне и высоты общего центра тяжести вагона с грузом

над уровнем головок рельсов определяется в соответствии с
таблицей 11.
Таблица 11 - Допускаемое поперечное смещение общего центра тяжести груза в вагоне
должен выполняться путем расчета величин

и

по формулам:
где

- массы грузов, т; L и B - длина и ширина кузова вагона, мм;

- координаты центров тяжести грузов относительно соответственно торцового и продольного бортов, мм.
6.3.4. Пример применения метода линейной интерполяции
Определить допускаемые значения продольного и поперечного смещений общего центра тяжести груза массой

т при высоте общего центра тяжести вагона с грузом над УГР равной 1400 мм.
Определение допускаемого значения продольного смещения.
где

- табличные значения допускаемого продольного смещения для соответствующих значений массы груза.
Определение допускаемого значения поперечного смещения.
Определяем значение поперечного смещения при

мм.