Утративший силу
Советское государство придает большое значение сохранению благоприятного состояния атмосферного воздуха, его восстановлению и улучшению для обеспечения наилучших условий жизни советских людей - их труда, быта, отдыха и охраны здоровья, дальнейшего развития материального производства и культуры.
Конституция СССР и Конституция РСФСР предусматривают, что в интересах настоящего и будущих поколений в СССР, в состав которого входит на основе добровольного объединения и равноправия с другими союзными республиками Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, принимаются необходимые меры для сохранения в чистоте атмосферного воздуха. Советское государство проводит комплекс научно обоснованных технических, экономических, социальных и иных мероприятий, направленных на предупреждение и устранение загрязнения атмосферного воздуха, других вредных воздействий на него, а также осуществляет международное сотрудничество в этой области.
Задачами законодательства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики об охране атмосферного воздуха являются регулирование общественных отношений в этой области в целях сохранения в чистоте и улучшения состояния атмосферного воздуха, предотвращения и снижения вредных химических, физических, биологических и иных воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, народного хозяйства страны, растительного и животного мира, а также укрепление законности в области охраны атмосферного воздуха.
Законодательство Союза ССР и РСФСР об охране атмосферного воздуха состоит из Закона СССР "Об охране атмосферного воздуха" и издаваемых в соответствии с ним иных актов законодательства Союза ССР, настоящего Закона и других актов законодательства РСФСР об охране атмосферного воздуха.
В соответствии с Законом СССР "Об охране атмосферного воздуха" ведению Союза ССР в области регулирования отношений по охране атмосферного воздуха подлежат:
1) определение общих мероприятий и установление основных положений в области охраны атмосферного воздуха;
3) установление нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней вредных физических воздействий на него;
4) установление порядка разработки и утверждения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий на него;
5) установление единой для Союза ССР системы государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух;
6) государственный контроль за охраной атмосферного воздуха и установление порядка его осуществления;
7) решение других вопросов общесоюзного значения в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с Конституцией СССР и Законом СССР "Об охране атмосферного воздуха".
Ведению Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в области регулирования отношений по охране атмосферного воздуха вне пределов компетенции Союза ССР подлежат: установление порядка охраны атмосферного воздуха; разработка и утверждение республиканских планов по охране атмосферного воздуха; осуществление государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, а также решение других вопросов в области охраны атмосферного воздуха, если они не отнесены к компетенции Союза ССР.
Статья 5. Компетенция автономных советских социалистических республик в области регулирования отношений по охране атмосферного воздуха
Ведению автономных советских социалистических республик в области регулирования отношений по охране атмосферного воздуха вне пределов компетенции Союза ССР и РСФСР подлежат: разработка и осуществление мероприятий по предупреждению и устранению причин загрязнения и других вредных воздействий на атмосферный воздух; участие в планировании охраны атмосферного воздуха; осуществление государственного контроля за его охраной, а также решение других вопросов в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Союза ССР, РСФСР и автономных республик.
В соответствии с Законом СССР "Об охране атмосферного воздуха" государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, а также специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.
Статья 7. Компетенция исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов по государственному управлению в области охраны атмосферного воздуха
Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов в пределах и порядке, установленных законодательством Союза ССР, настоящим Законом и иными актами законодательства РСФСР, на своей территории: обеспечивают разработку и проведение мероприятий по охране атмосферного воздуха; участвуют в планировании охраны атмосферного воздуха; осуществляют государственный контроль за его охраной; принимают меры к улучшению благоустройства и озеленению территории населенных пунктов, а также решают другие вопросы по государственному управлению в области охраны атмосферного воздуха.
Задания по охране атмосферного воздуха и мероприятия по предупреждению и устранению причин загрязнения и других вредных воздействий на него, а также по улучшению состояния атмосферы предусматриваются в государственных планах экономического и социального развития.
Проекты планов по охране атмосферного воздуха, разрабатываемые министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, согласовываются с органами, осуществляющими государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР.
Мероприятия, предусмотренные планами по охране атмосферного воздуха на территории автономных республик, краев, областей, крупных промышленных центров и в целом на территории РСФСР, в соответствии с законодательством Союза ССР подлежат выполнению как предприятиями, учреждениями и организациями, подведомственными министерствам, государственным комитетам и ведомствам РСФСР, так и предприятиями, учреждениями и организациями общесоюзных и союзно-республиканских министерств, государственных комитетов и ведомств СССР.
Статья 10. Участие общественных организаций, трудовых коллективов и граждан в осуществлении мероприятий по охране атмосферного воздуха
Профессиональные союзы, организации молодежи, общество охраны природы, научные общества и другие общественные организации, трудовые коллективы, а также граждане оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по охране атмосферного воздуха.
Общественные организации и трудовые коллективы принимают участие в деятельности, направленной на обеспечение охраны атмосферного воздуха, в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, а также с уставами (положениями) общественных организаций.
Граждане, оказывая содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по охране атмосферного воздуха, участвуют в проведении необходимых работ, вносят предложения об улучшении охраны атмосферного воздуха, сообщают об известных им нарушениях требований законодательства об охране атмосферного воздуха.
Статья 11. Обязанность государственных органов учитывать предложения общественных организаций, трудовых коллективов и граждан по охране атмосферного воздуха
Государственные органы обязаны всемерно учитывать предложения общественных организаций, трудовых коллективов и граждан при осуществлении мероприятий по охране атмосферного воздуха.
Статья 12. Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней вредных физических воздействий на него
Для оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и уровней вредных физических воздействий на атмосферу. Эти нормативы должны отвечать интересам охраны здоровья людей и охраны окружающей природной среды.
В соответствии с Законом СССР "Об охране атмосферного воздуха" нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней вредных физических воздействий на него являются едиными для всей территории СССР. В необходимых случаях для отдельных районов устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Указанные нормативы и методы их определения утверждаются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
Статья 13. Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него
В целях охраны атмосферного воздуха устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения, а также нормативы предельно допустимых вредных физических воздействий. Эти нормативы устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов или иного вредного воздействия на атмосферный воздух, а также для каждой модели транспортных и иных передвижных средств и установок.
Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и предельно допустимых вредных физических воздействий на нее устанавливаются на уровне, при котором выбросы загрязняющих веществ и вредные физические воздействия от конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспективы его развития не приведут к превышению нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий.
В соответствии с Законом СССР "Об охране атмосферного воздуха" указанные нормативы, методы их определения и виды источников, для которых они разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
Вредные воздействия на атмосферный воздух, для которых не установлены соответствующие нормативы, могут допускаться в исключительных случаях по разрешениям, выдаваемым на определенный срок специально уполномоченными на то государственными органами. В течение этого срока должен быть установлен соответствующий норматив предельно допустимого вредного воздействия и проведены необходимые мероприятия по охране атмосферного воздуха.
Статья 15. Регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения
Выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарным источником загрязнения допускается в каждом случае на основании разрешения, выдаваемого специально уполномоченным на то государственным органом. В разрешении предусматриваются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, а также другие условия и требования, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.