Действующий
9. Министерству путей сообщения СССР, Министерству морского флота СССР, Министерству гражданской авиации СССР и Министерству речного флота РСФСР подготовить с участием министерств и ведомств СССР и других заинтересованных органов предложения по приведению действующих транспортных уставов (кодексов), а также решений Правительства СССР по вопросам ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по перевозкам грузов в соответствие с новыми условиями хозяйствования. Предусмотреть в указанных предложениях дальнейшее углубление и развитие договорных отношений между предприятиями транспорта и предприятиями, объединениями и организациями - грузоотправителями и грузополучателями и совершенствование на этой основе взаимной ответственности сторон за нарушение принятых на себя обязательств. Исходить при этом из необходимости соблюдения принципа равной ответственности транспортных организаций, грузоотправителей и грузополучателей за нарушение взаимных обязательств по перевозке грузов. Представить соответствующие предложения в Совет Министров СССР до 1 декабря 1988 г.

По снабжению электрической и тепловой энергией

10. Не применяется с 1 сентября 2006 г.
11. Отменить установленный распоряжением Совета Министров СССР от 31 мая 1978 г. N 1093 порядок отнесения сумм повышенной платы, взыскиваемой с предприятий и электростанций за газ, израсходованный в качестве топлива сверх утвержденных лимитов, на себестоимость вырабатываемой ими продукции как не соответствующий Закону СССР о государственном предприятии (объединении); признать в связи с этим утратившим силу абзац 2 указанного распоряжения.

По расчетам в народном хозяйстве

12. В связи с упорядочением экономических санкций за наиболее серьезные нарушения государственной плановой и договорной дисциплины и усилением персональной ответственности конкретных должностных лиц, виновных в приписках и других нарушениях, внести следующие изменения в систему экономической (имущественной) ответственности за нарушение правил совершения расчетных операций:
а) уменьшить размер штрафа, уплачиваемого в пользу банка предприятием - поставщиком (грузоотправителем, организацией, оказывающей услуги), а в соответствующих случаях плательщиком (чекодателем), при предъявлении счетов (других расчетных документов) при полном или частичном отсутствии реальной отгрузки (отпуска) товарно-материальных ценностей или фактического оказания услуг с 7 до 4 процентов;
б) снизить размер взыскиваемого со строительных, монтажных и других организаций штрафа за завышение объемов и стоимости выполненных строительно-монтажных работ (в том числе стоимости оборудования, включенного в объем капитальных вложений, но фактически не сданного в монтаж), проектно-изыскательских, буровых, геолого-разведочных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ с 10 до 7 процентов;
в) отменить санкции:
за несвоевременное представление или несвоевременную высылку заготовительными организациями в банк сводных платежных поручений для перечисления на счета сдатчиков сельскохозяйственной продукции причитающихся им сумм, устранив двукратное применение санкций за одно и то же нарушение, поскольку ответственность за просрочку оплаты продукции заготовительные организации несут непосредственно перед сдатчиками;
за неуведомление предприятиями, объединениями и организациями банка об ошибочно зачисленных на счет суммах и непредставление в установленный срок подтверждения сальдо расчетного, текущего или иного счета;
за отдельные нарушения, допускаемые банками при осуществлении расчетных операций, не оказывающие существенного экономического воздействия на результаты деятельности сторон;
г) отказаться от взимания в доход бюджета штрафа, применяемого к предприятиям, объединениям, организациям, по вине которых не вывезены (не отгружены) в установленный срок товарно-материальные ценности или не оказаны услуги, предварительно оплаченные плательщиком по требованию или с согласия поставщика (организации, оказывающей услуги).
13. В целях унификации норм, предусматривающих ответственность плательщиков (заказчиков) за уклонение от оплаты причитающихся другим предприятиям, объединениям и организациям сумм, установить, что за неосновательный полный или частичный отказ от акцепта платежного требования, а также за уклонение от оплаты приобретенных товарно-материальных ценностей, выполненных работ или оказанных услуг при других формах расчетов плательщик (заказчик) уплачивает соответствующему предприятию, объединению, организации штраф в размере 5 процентов суммы, от уплаты которой он отказался (уклонился).

По природопользованию

14. Установить, что в случае нарушения законодательства о природопользовании предприятия, объединения и организации несут ответственность в размере фактически причиненного ущерба и принимают меры к устранению допущенных нарушений и их отрицательных последствий, если законодательством не установлена более высокая ответственность за конкретные виды таких нарушений.
15. Признать необходимым сохранить санкции, предусмотренные Правилами отпуска древесины на корню в лесах СССР, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 30 октября 1981 г. N 1045, лишь за грубые нарушения установленного порядка лесопользования, отменив штрафную ответственность за нарушения частного характера, не причиняющие ущерба лесному хозяйству.
16. Поручить Институту экономики и Институту государства и права Академии наук СССР разработать и представить в III квартале 1988 г. в Комиссию по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма предложения по методике определения размера ущерба, причиняемого предприятиям, объединениям и организациям нарушениями хозяйственных договоров и подлежащего возмещению в соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении). Комиссии утвердить указанную методику и не позднее IV квартала 1988 г. довести ее до министерств и ведомств СССР и других органов хозяйственного руководства, а этим органам - до подведомственных предприятий, объединений и организаций.
17. Комиссии по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма с участием Государственного арбитража СССР проводить периодически анализ эффективности действующих экономических (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям; принимать в необходимых случаях меры к обеспечению большей увязки их с принципами новой системы хозяйствования, а по вопросам, требующим решения Правительства СССР, вносить соответствующие предложения в Совет Министров СССР.
18. Утвердить прилагаемые Изменения, которые вносятся в решения Правительства СССР.
19. Советам Министров союзных республик, исходя из мероприятий, предусмотренных настоящим Постановлением, в 2-месячный срок провести работу по сокращению и упорядочению экономических (имущественных) санкций, установленных законодательством союзных республик.
Председатель
Совета Министров СССР
Н. Рыжков
Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М. Смиртюков
Приложение

Изменения, которые вносятся в решения Правительства СССР
(утв. постановлением СМ СССР от 30 июля 1988 г. N 929)

I. В Уставе железных дорог Союза ССР, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 г. N 270 (СП СССР, 1964 г., N 5, ст. 36; 1969 г., N 18, ст. 105; 1974 г., N 17, ст. 99; 1976 г., N 9, ст. 42; 1979 г., N 13, ст. 86)
1. В абзаце втором статьи 75 после слов "при сдаче груза к перевозке" исключить слова "с грузоотправителя взыскивается штраф в размере 1 процента суммы платежей за каждый день просрочки;".
2. Дополнить статью 144 после абзаца пятого абзацем следующего содержания:
"За неподачу железной дорогой рефрижераторных и других специализированных вагонов для выполнения плана перевозок и за неиспользование грузоотправителем поданных специализированных вагонов или отказ от выделенных в установленном порядке таких вагонов уплачивается штраф в следующих размерах:
по грузам, перевозки которых планируются в тоннах и вагонах, - по 2 рубля с тонны груза;
по грузам, перевозки которых планируются только в вагонах, - по 100 рублей за вагон".
3. Статью 153 изложить в следующей редакции:
"153. За просрочку в доставке груза железная дорога уплачивает грузополучателю штраф (если не докажет, что просрочка произошла не по ее вине) в следующих размерах:
15 процентов провозной платы - при просрочке не свыше одной десятой срока доставки;
30 процентов провозной платы - при просрочке более одной десятой, но не свыше двух десятых срока доставки;
45 процентов провозной платы - при просрочке более двух десятых, но не свыше трех десятых срока доставки;
60 процентов провозной платы - при просрочке более трех десятых, но не свыше четырех десятых срока доставки;
75 процентов провозной платы - при просрочке более четырех десятых, но не свыше пяти десятых срока доставки;
90 процентов провозной платы - при просрочке более пяти десятых срока доставки.
Если срок доставки груза не превышает 6 суток, железная дорога уплачивает грузополучателю штраф в размерах:
15 процентов провозной платы - за просрочку на 1 сутки;
30 процентов провозной платы - за просрочку на 2 суток;
45 процентов провозной платы - за просрочку на 3 суток;
60 процентов провозной платы - за просрочку на 4 суток;
75 процентов провозной платы - за просрочку на 5 суток;
90 процентов провозной платы - за просрочку более 5 суток.
В таких же размерах взыскивается с железной дороги штраф за просрочку в доставке порожних вагонов, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям или арендованных ими".
4. Статью 155 изложить в следующей редакции:
"155. За предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при перевозке особых мер предосторожности, с неправильным указанием наименования или свойства груза с грузоотправителя, помимо взыскания причиненных железной дороге убытков, взыскивается штраф в размере пятикратной провозной платы по наивысшему тарифу, установленному для мелких отправок за все расстояние перевозки".
II. В Правилах отпуска древесины на корню в лесах СССР, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 30 октября 1981 г. N 1045 (СП СССР, 1981 г., N 33, ст. 184)