Действующий
7. В целях укрепления государственной дисциплины в работе предприятий железнодорожного транспорта, усиления их ответственности за своевременную подачу перевозочных средств и своевременную доставку грузов, а грузоотправителей - за рациональное использование специализированного подвижного состава:
увеличить в два раза размер ответственности железных дорог за несвоевременную подачу рефрижераторных и других специализированных вагонов, а грузоотправителей - за неиспользование выделенных им в установленном порядке указанных вагонов. Перечень специализированного подвижного состава определяется Правилами перевозок грузов, утверждаемыми в установленном порядке;
повысить ответственность предприятий железнодорожного транспорта за просрочку доставки грузов, установив максимальный размер штрафов за это нарушение 90 процентов провозной платы.
8. Отменить предусмотренные Уставом железных дорог Союза ССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 г. N 270 (СП СССР, 1964 г., N 5, ст. 36), штрафы за неправильное указание грузоотправителями наименования грузов, а также за невнесение платежей при сдаче грузов к перевозке железнодорожным транспортом.
9. Министерству путей сообщения СССР, Министерству морского флота СССР, Министерству гражданской авиации СССР и Министерству речного флота РСФСР подготовить с участием министерств и ведомств СССР и других заинтересованных органов предложения по приведению действующих транспортных уставов (кодексов), а также решений Правительства СССР по вопросам ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по перевозкам грузов в соответствие с новыми условиями хозяйствования. Предусмотреть в указанных предложениях дальнейшее углубление и развитие договорных отношений между предприятиями транспорта и предприятиями, объединениями и организациями - грузоотправителями и грузополучателями и совершенствование на этой основе взаимной ответственности сторон за нарушение принятых на себя обязательств. Исходить при этом из необходимости соблюдения принципа равной ответственности транспортных организаций, грузоотправителей и грузополучателей за нарушение взаимных обязательств по перевозке грузов. Представить соответствующие предложения в Совет Министров СССР до 1 декабря 1988 г.
По снабжению электрической и тепловой энергией
11. Отменить установленный распоряжением Совета Министров СССР от 31 мая 1978 г. N 1093 порядок отнесения сумм повышенной платы, взыскиваемой с предприятий и электростанций за газ, израсходованный в качестве топлива сверх утвержденных лимитов, на себестоимость вырабатываемой ими продукции как не соответствующий Закону СССР о государственном предприятии (объединении); признать в связи с этим утратившим силу абзац 2 указанного распоряжения.
По расчетам в народном хозяйстве
12. В связи с упорядочением экономических санкций за наиболее серьезные нарушения государственной плановой и договорной дисциплины и усилением персональной ответственности конкретных должностных лиц, виновных в приписках и других нарушениях, внести следующие изменения в систему экономической (имущественной) ответственности за нарушение правил совершения расчетных операций:
а) уменьшить размер штрафа, уплачиваемого в пользу банка предприятием - поставщиком (грузоотправителем, организацией, оказывающей услуги), а в соответствующих случаях плательщиком (чекодателем), при предъявлении счетов (других расчетных документов) при полном или частичном отсутствии реальной отгрузки (отпуска) товарно-материальных ценностей или фактического оказания услуг с 7 до 4 процентов;
б) снизить размер взыскиваемого со строительных, монтажных и других организаций штрафа за завышение объемов и стоимости выполненных строительно-монтажных работ (в том числе стоимости оборудования, включенного в объем капитальных вложений, но фактически не сданного в монтаж), проектно-изыскательских, буровых, геолого-разведочных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ с 10 до 7 процентов;
за несвоевременное представление или несвоевременную высылку заготовительными организациями в банк сводных платежных поручений для перечисления на счета сдатчиков сельскохозяйственной продукции причитающихся им сумм, устранив двукратное применение санкций за одно и то же нарушение, поскольку ответственность за просрочку оплаты продукции заготовительные организации несут непосредственно перед сдатчиками;
за неуведомление предприятиями, объединениями и организациями банка об ошибочно зачисленных на счет суммах и непредставление в установленный срок подтверждения сальдо расчетного, текущего или иного счета;
за отдельные нарушения, допускаемые банками при осуществлении расчетных операций, не оказывающие существенного экономического воздействия на результаты деятельности сторон;
г) отказаться от взимания в доход бюджета штрафа, применяемого к предприятиям, объединениям, организациям, по вине которых не вывезены (не отгружены) в установленный срок товарно-материальные ценности или не оказаны услуги, предварительно оплаченные плательщиком по требованию или с согласия поставщика (организации, оказывающей услуги).
13. В целях унификации норм, предусматривающих ответственность плательщиков (заказчиков) за уклонение от оплаты причитающихся другим предприятиям, объединениям и организациям сумм, установить, что за неосновательный полный или частичный отказ от акцепта платежного требования, а также за уклонение от оплаты приобретенных товарно-материальных ценностей, выполненных работ или оказанных услуг при других формах расчетов плательщик (заказчик) уплачивает соответствующему предприятию, объединению, организации штраф в размере 5 процентов суммы, от уплаты которой он отказался (уклонился).
14. Установить, что в случае нарушения законодательства о природопользовании предприятия, объединения и организации несут ответственность в размере фактически причиненного ущерба и принимают меры к устранению допущенных нарушений и их отрицательных последствий, если законодательством не установлена более высокая ответственность за конкретные виды таких нарушений.
15. Признать необходимым сохранить санкции, предусмотренные
Правилами отпуска древесины на корню в лесах СССР, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 30 октября 1981 г. N 1045, лишь за грубые нарушения установленного порядка лесопользования, отменив штрафную ответственность за нарушения частного характера, не причиняющие ущерба лесному хозяйству.
16. Поручить Институту экономики и Институту государства и права Академии наук СССР разработать и представить в III квартале 1988 г. в Комиссию по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма предложения по методике определения размера ущерба, причиняемого предприятиям, объединениям и организациям нарушениями хозяйственных договоров и подлежащего возмещению в соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении). Комиссии утвердить указанную методику и не позднее IV квартала 1988 г. довести ее до министерств и ведомств СССР и других органов хозяйственного руководства, а этим органам - до подведомственных предприятий, объединений и организаций.
17. Комиссии по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма с участием Государственного арбитража СССР проводить периодически анализ эффективности действующих экономических (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям; принимать в необходимых случаях меры к обеспечению большей увязки их с принципами новой системы хозяйствования, а по вопросам, требующим решения Правительства СССР, вносить соответствующие предложения в Совет Министров СССР.
18. Утвердить прилагаемые
Изменения, которые вносятся в решения Правительства СССР.
19. Советам Министров союзных республик, исходя из мероприятий, предусмотренных настоящим Постановлением, в 2-месячный срок провести работу по сокращению и упорядочению экономических (имущественных) санкций, установленных законодательством союзных республик.
Изменения, которые вносятся в решения Правительства СССР
(утв. постановлением СМ СССР от 30 июля 1988 г. N 929)
I. В Уставе железных дорог Союза ССР, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 г. N 270 (СП СССР, 1964 г., N 5, ст. 36; 1969 г., N 18, ст. 105; 1974 г., N 17, ст. 99; 1976 г., N 9, ст. 42; 1979 г., N 13, ст. 86)
1. В абзаце втором статьи 75 после слов "при сдаче груза к перевозке" исключить слова "с грузоотправителя взыскивается штраф в размере 1 процента суммы платежей за каждый день просрочки;".
2. Дополнить статью 144 после абзаца пятого абзацем следующего содержания:
"За неподачу железной дорогой рефрижераторных и других специализированных вагонов для выполнения плана перевозок и за неиспользование грузоотправителем поданных специализированных вагонов или отказ от выделенных в установленном порядке таких вагонов уплачивается штраф в следующих размерах:
по грузам, перевозки которых планируются в тоннах и вагонах, - по 2 рубля с тонны груза;
по грузам, перевозки которых планируются только в вагонах, - по 100 рублей за вагон".
3. Статью 153 изложить в следующей редакции:
"153. За просрочку в доставке груза железная дорога уплачивает грузополучателю штраф (если не докажет, что просрочка произошла не по ее вине) в следующих размерах:
15 процентов провозной платы - при просрочке не свыше одной десятой срока доставки;
30 процентов провозной платы - при просрочке более одной десятой, но не свыше двух десятых срока доставки;
45 процентов провозной платы - при просрочке более двух десятых, но не свыше трех десятых срока доставки;
60 процентов провозной платы - при просрочке более трех десятых, но не свыше четырех десятых срока доставки;
75 процентов провозной платы - при просрочке более четырех десятых, но не свыше пяти десятых срока доставки;
90 процентов провозной платы - при просрочке более пяти десятых срока доставки.
Если срок доставки груза не превышает 6 суток, железная дорога уплачивает грузополучателю штраф в размерах:
15 процентов провозной платы - за просрочку на 1 сутки;
30 процентов провозной платы - за просрочку на 2 суток;
45 процентов провозной платы - за просрочку на 3 суток;
60 процентов провозной платы - за просрочку на 4 суток;
75 процентов провозной платы - за просрочку на 5 суток;