(Действующий) Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 3241-91"Канаты стальные....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Значения допускаемого разбега временного сопротивления разрыву округляются до целых в сторону увеличения.
Допускается снижение числа перегибов и скручиваний проволок на единицу и показателей по разрыву с узлом на 2% от норм, установленных ГОСТ 7372.
2.1.13. Поверхностная плотность цинка и сцепление его со стальной основой должны соответствовать требованиям ГОСТ 7372.
Допускается на испытанных проволоках, взятых из каната, снижение поверхностной плотности цинка на 5% от норм, установленных ГОСТ 7372, при этом среднее арифметическое значение поверхностной плотности цинка должно соответствовать ГОСТ 7372 для проволок каждого диаметра.
2.1.14. Суммарное разрывное усилие всех проволок а канате и разрывное усилие каната в целом должно быть не менее значений, указанных в соответствующих стандартах на сортамент при заданной маркировочной группе (приложение 5).
2.1.15. При изготовлении каната в рихтованном исполнении максимальное отклонение оси каната на отрезке длиной, равной 50 его диаметров, должно быть не более:
10 диаметров для канатов с органическим сердечником.
15 диаметров для канатов с металлическим сердечником и канатов одинарной свивки.

2.2. Маркировка

2.2.1. Каждый канат должен быть снабжен ярлыком из материала, обеспечивающего сохранность маркировки, на котором следует указать:
наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
номер каната в системе нумерации предприятия-изготовителя;
условное обозначение каната;
длину каната или каждого отрезка, считая от шейки барабана, м;
массу брутто, кг;
дату изготовления каната.
При обязательной сертификации на ярлык или барабан с канатами наносится изображение знака соответствия.
Ярлык прибивается гвоздями на видном месте щеки барабана, а к бухте крепится мягкой проволокой. При намотке каната на металлический барабан ярлык может крепиться к концу каната.
2.2.2. Транспортная маркировка - по ГОСТ 14192.

2.3. Упаковка

2.3.1. Канаты наматываются на деревянные барабаны по ГОСТ 11127 или металлические барабаны, а также на возвратные барабаны с использованием их в установленном порядке, или в бухты.
Рекомендуемые габаритные размеры бухт:
наружный диаметр - не более 1200 мм,
высота бухты - не более 800 мм,
внутренний диаметр бухты должен быть не менее 15 номинальных диаметров каната.
Диаметр шейки барабана должен быть не менее 15 номинальных диаметров каната. Борт барабана должен выступать над наружным слоем намотанного каната не менее чем на два диаметра каната при диаметре 25 мм и менее и на 50 мм при диаметре каната более 25 мм.
Допускается наматывать на барабан несколько отрезков каната одного типоразмера.
Концы каната должны быть прочно закреплены. Наружный конец каната обвязывается органическим сердечником по ГОСТ 5269 или другой нормативно-технической документации или проволокой по ГОСТ 3282 или другой нормативно-технической документации, или прядью, или канатом, или лентой по ГОСТ 3560 и крепится к внутренней стороне щеки барабана.
2.3.2. Барабаны с канатами грузолюдского назначения по требованию потребителя обшивают досками, максимальный зазор между которыми должен быть не более 50 мм, или канат оборачивают полимерной пленкой по ГОСТ 10354 или другой нормативно-технической документации, или водонепроницаемой бумагой по ГОСТ 8828 или ГОСТ 515.
Канат, смотанный в бухту, должен быть крепко перевязан мягкой проволокой по ГОСТ 3282 или другой нормативно-технической документации или прядью каната, или лентой по ГОСТ 3560 или другой нормативно-технической документации не менее, чем в четырех местах, равномерно расположенных по окружности.
2.3.3. Упаковка канатов, отгружаемых в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также канатов, отправляемых морским путем, производится по ГОСТ 15846.

3. Приемка

3.1. Канаты принимают партиями. Партия должна состоять из каната одного типоразмера в одной единице упаковки, оформленной одним документом о качестве, в котором указывают:
товарный знак или наименование и товарный знак предприятия-изготовителя;
наименование организации, в систему которой входит предприятие-изготовитель; номер каната в системе нумерации предприятия-изготовителя; условное обозначение каната; длину каната или каждого отрезка; массу брутто каната; результаты механических испытаний;
суммарное разрывное усилие всех проволок в канате или разрывное усилие каната в целом; материал органического сердечника; дату изготовления каната; тип смазки каната; номер барабана; штамп технического контроля;
изображение знака соответствия при обязательной сертификации.
3.2. Внешний вид, размер, механические свойства проволок каната, суммарное разрывное усилие, качество цинкового покрытия проверяют на каждом канате.
3.3. Проверку разрывного усилия каната в целом производят по требованию потребителя.
3.4. Результаты испытаний на растяжение, скручивание, перегиб и контроль диаметра проволок считаются удовлетворительными, если суммарная площадь поперечного сечения проволок, не соответствующих требованиям настоящего стандарта, составляет не более 5% номинальной площади сечения всех проволок в канате при 100%-ном испытании, не более 2% номинальной площади сечения каната при 25%- и 10%-ном испытаниях проволок в канате, а для канатов одинарной свивки количество проволок, неудовлетворяющих требованиям стандарта, не должно превышать 5% испытанных проволок из каната. При этом фактическое значение диаметров этих проволок не должно превышать ближайшего смежного диаметра по ГОСТ 7372 по отношению к диаметрам, указанным в стандартах на сортамент или уточненным в соответствии с п. 2.1.6. Допускается в канатах грузового назначения наличие проволок, отличающихся диаметрами от указанных в стандартах на сортамент на 0,2 мм, для проволок диаметром св. 1,20 мм в количестве, установленном выше.
При несоответствии результатов испытаний требованиям настоящего стандарта проводится повторное испытание каната. Результаты повторных испытаний распространяют на всю партию.

4. Методы испытаний

4.1. Для проверки механических свойств, размера проволок каната, наличия смазки в канате и сердечнике, качества цинкового покрытия от каждого каната отбирают отрезок длиной не менее:
1,0 м - для канатов из проволоки без покрытия,
1,5 м - для канатов из оцинкованной проволоки.
От отрезка каната отбирают проволоки в количестве, указанном в табл. 4.
Таблица 4
┌───────────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐
│ Вид испытания │ Количество испытываемых проволок │
│ ├───────────────────────┬───────────────────────┤
│ │ в грузолюдском канате │ в грузовом канате │
├───────────────────────┼───────────────────────┼───────────────────────┤
│На растяжение, перегиб│100% проволок │25% проволок каждого│
│и замер диаметра│ │диаметра, но не менее│
│проволок │ │трех │
├───────────────────────┤ │ │
│На скручивание │25% проволок каждого│10% проволок каждого│
│ │диаметра, но не менее│диаметра, но не менее│
│ │трех │трех │
├───────────────────────┤ │
│Проверка качества│10% проволок каждого диаметра, но не менее трех│
│поверхностной плотности│ │
│цинка │ │
├───────────────────────┤ │
│Проверка прочности│10% проволок каждого диаметра, но не менее трех│
│сцепления цинка со│ │
│стальной основой │ │
└───────────────────────┴───────────────────────────────────────────────┘
Количество проволок, полученное расчетом, округляется до целого числа в сторону увеличения.
При повторном испытании каната количество испытываемых проволок должно соответствовать нормам для грузолюдского каната.