(Действующий) Строительные нормы и правила РФ СНиП 32-02-2003"Метрополитены"(приняты...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Никоноров В.Б., Голубев В.Г.; СПБФ ФГУП "ВНИИПО" - Махин B.C.,
Бондарев В.Ф., Бороздин С.А.; АНО "Инвестстройметро" - Крук Ю.Е.; АО
"Метротоннельгеодезия" - Соколов И.Н.; ГУП "НИПИ Генплана г. Москвы" -
Соколова Л.Ф.; "ЦГСН на Московском метрополитене" - Дубровская Т.А.; ГУП
"Московский метрополитен" - Стрельцов В.Е.; ГУП "НИИЖБ" - Розенталь Н.К.;
ОАО "ВИЗБАС" - Никифоров К.П.; ОАО "Мосметрострой" - Яцков Б.И.,
Богомолов Г.М.; СКТБ "Тоннельметрострой" - Симонов Ю.Ф.; ЗАО "ИГИТ" -
Пашкин Е.М.; ФГУП ВНИИЖТ МПС РФ - Котельников А.В., Наумов А.В.; Госстрой
России - Бовбель В.П.; ФЦС Госстроя России - Хорин Г.М.

1 Область применения

Настоящие нормы распространяются на проектирование, строительство и реконструкцию линий, отдельных сооружений и устройств метрополитенов.

2 Нормативные ссылки. Термины и определения

В настоящих нормах и правилах использованы ссылки на нормативные документы, перечень которых приведен в приложении А.
В настоящих нормах и правилах использованы термины и определения, приведенные в приложении Б.

3 Общие положения

3.1 Метрополитены должны обеспечивать безопасную перевозку пассажиров, соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм и безопасных условий труда для эксплуатационного персонала, охраны окружающей среды и противопожарным требованиям.
3.2 Линии метрополитена следует проектировать на основе Комплексной схемы развития всех видов городского транспорта, утвержденной схемы развития метрополитена, отражающей направление, протяженность, места расположения станций, электродепо, административных зданий и производственных предприятий, соединения с путями общей сети железных дорог России, и в соответствии с градостроительным заданием.
3.3 Станции следует предусматривать в центрах пассажироформирующих нагрузок территорий, вблизи железнодорожных, автобусных и речных вокзалов и других объектов массового посещения города.
При расстоянии между станциями 3000 м и более в средней части перегона следует предусматривать дополнительный выход для эвакуации пассажиров из тоннеля на поверхность или зону коллективной защиты пассажиров.
3.4 Линии метрополитена следует проектировать, как правило, подземными мелкого и глубокого заложения. При пересечении водных преград, в незаселенных местах, вдоль линий железных дорог и т.п. возможно предусматривать наземные или надземные участки в галереях закрытого типа, а также открытые наземные и надземные участки линий.
3.5 Прокладка участков линий мелкого заложения, сооружаемых открытым способом, на землях заповедников, заказников, ботанических садов, дендрологических парков, лесопарков и в охранных зонах памятников истории и культуры не допускается.
3.6 Для обеспечения строительства участков линий мелкого заложения необходимо предусматривать технические зоны шириной не менее 40 м. Возведение зданий в технической зоне до окончания строительства сооружений метрополитена не допускается.
3.7 Прокладку подземных коммуникаций, посадку кустарника и устройство газонов в технической зоне, а также застройку территории шириной 30 м с обеих сторон от границ технической зоны следует предусматривать по согласованию с организацией, проектирующей метрополитен.
3.8 Пересечение линий метрополитена между собой и с линиями других видов транспорта следует предусматривать в разных уровнях.
В местах пересечения линий следует предусматривать однопутные соединительные ветки.
3.9 На каждой линии метрополитена следует предусматривать автономное движение поездов. В сложных транспортных узлах допускается предусматривать соединения между линиями и организацию маршрутного движения поездов.
3.10 Линии метрополитена следует проектировать двухпутными с правосторонним движением поездов.
На каждой линии необходимо предусматривать электродепо, тупики и пункт технического обслуживания подвижного состава.
3.11 Первая линия метрополитена должна иметь соединение с путями общей сети железных дорог. При увеличении сети метрополитена на каждые 50 км следует предусматривать дополнительные соединения с путями общей сети железных дорог.
3.12 При проектировании метрополитена следует предусматривать максимальное использование подземного пространства для размещения в нем объектов городской инфраструктуры.
3.13 Основные параметры сооружений и устройств линии, обеспечивающие ее провозную и пропускную способность, следует устанавливать по максимальным расчетным пассажирским потокам в следующие периоды эксплуатации линии:
а) первый период - с первого по десятый годы;
б) второй период - с десятого по двадцатый годы;
в) третий период - расчетный срок (более 20 лет).
3.14 Конструкция входов в подземные сооружения должна исключать возможность поступления в них вод при паводках и наводнениях с вероятностью превышения высшего уровня вод 1 раз в 300 лет.
3.15 На линиях метрополитена следует предусматривать меры по защите помещений станций, а также зданий, расположенных вдоль трассы, от шума и вибрации, возникающих при движении поездов, работе эскалаторов и других установок метрополитена.
3.16 В метрополитене должны предусматриваться дополнительные сооружения и устройства, позволяющие использовать его как защитное сооружение.
3.17 Вблизи станций следует предусматривать общественные туалеты, проектирование которых должно осуществляться на основании градостроительного задания.
3.18 Для размещения административно-управленческого и эксплуатационного персонала, диспетчерских служб, ремонтно-монтажных, медицинских и других специализированных подразделений следует предусматривать наземные здания.
Подразделения персонала, непосредственно связанные с обслуживанием линии, следует располагать на станциях.
3.19 Торговые зоны, павильоны и другие объекты попутного обслуживания пассажиров в сооружениях метрополитена не допускается размещать ниже уровня кассового зала вестибюля станции.
Указанные объекты не должны ограничивать зоны прохода и обслуживания пассажиров и отрицательно воздействовать на технологию обслуживания метрополитена.
3.20 Внедрение новых технических решений и новой техники в области строительства и эксплуатации метрополитенов, не отраженных в нормативных документах, может выполняться первоначально в экспериментальном порядке при соответствующем научном сопровождении, согласовании с надзорными органами и с последующей, при необходимости, корректировкой проектной документации.
3.21 При проектировании, строительстве и реконструкции метрополитенов следует предусматривать:
- технические решения, обеспечивающие безаварийный процесс строительства и эксплуатации сооружений;
- применение современных материалов, оборудования, изделий, соответствующих стандартам и другим нормативным документам, а также применение материалов, оборудования и изделий, изготовленных по зарубежным нормам и стандартам, имеющих сертификаты соответствия и технические свидетельства;
- индустриализацию строительства на базе современных средств комплексной механизации и автоматизации строительного производства, а также применение типовых конструкций и узлов оборудования и аппаратуры, отвечающих мировым стандартам;
- технические средства, объемно-планировочные решения подземных сооружений и условия эксплуатации, обеспечивающие пожарную безопасность и безопасность движения поездов, безопасность пассажиров при нахождении в поездах, на эскалаторах, в лифтах, на платформах станций и в тоннелях;
- технические решения, обеспечивающие выполнение требований санитарных норм и правил, правил охраны труда рабочих и служащих в периоды строительства и эксплуатации;
- максимальную механизацию и автоматизацию процессов эксплуатации, повышение комфорта проезда пассажиров, повышение производительности труда персонала, соблюдение принципов эргономики и технической эстетики;