Действующий
Величина характеризует ежегодные издержки на содержание мелиоративных систем, которые будут построены в качестве компенсации за затапливаемые земли. Если же взамен изымаемых земель будут вводиться рекультивируемые или окультуренные земли, то величину рекомендуется определять по величине ежегодных дополнительных затрат, необходимых для доведения производства сельскохозяйственных культур на вновь осваиваемых землях до намечаемого уровня.
Природная оценка должна включать сравнение установленных (экологических, климатических, гидрологических, ботанических, почвенных и других) изменений с постоянной или временной изменчивостью тех же показателей.
Экологическую оценку следует выполнять путем сравнения изменений одних показателей (скорости ветра, влажности почвы, атмосферных осадков и т.д.) с другими (биологической и хозяйственной продуктивностью луговой и лесной растительности, прохождением растениями фенологических фаз).
Технологическая оценка должна предусматривать рассмотрение тех же изменений с позиций современных и перспективных требований различных отраслей хозяйств, производств и видов деятельности человека (сельского, рыбного охотничьего хозяйств, рекреации и т.д.).
Экономическая оценка должна включать в себя ущерб от снижения (или эффект от повышения) биологической продуктивности сельскохозяйственных угодий, лугов и лесов на прилегающей территории.
При обосновании оптимального переустройства сельского хозяйства в условиях создания водохранилищ и эффективности различных вариантов намечаемых мероприятий необходимо рассматривать в качестве первоочередных следующие виды работ:
освоение земель несельскохозяйственного назначения, занятых кустарниками, вырубками, болотами и другими несельскохозяйственными угодьями с учетом проведения работ по осушению и орошению, а также культур технических мероприятий;
использование подтопленных земель, мелководий, временно затопляемых и обезвоживаемых земель нижнего бьефа;
При установлении экономической эффективности инженерной защиты береговых территорий при создании водохранилищ необходимо учитывать:
экономические и социальные интересы водопотребителей и водопользователей, которые выражаются в эффекте или в ущербе всех заинтересованных и затрагиваемых отраслей или отдельных водопользователей, участников водохозяйственного комплекса (ВХК);
систему взаимосвязанных технических решений, сооружений, устройств и мероприятий, обеспечивающих действие элементов ВХК;
распределение площадей прибрежной зоны и акватории водохранилищ между водопотребителями и водопользователями с учетом их показателей заинтересованности и возможности наиболее эффективного использования водно-земельных ресурсов;
возможность снижения рекреационного потенциала защищаемой территории и акватории. В необходимых случаях следует предусматривать компенсационные мероприятия.
При рассмотрении эффекта защиты в составе суммарного эффекта от мероприятий по водохранилищу в целом необходимо выполнять расчеты, определяющие максимальное приращение эффекта от проводимых мероприятий.
Показатель эффективности систем защитных сооружений должен быть соизмерим с аналогичным показателем всего водохозяйственного комплекса.
ухудшение качества земель в связи с увеличением продолжительности затопления, подтопления, сдвижки сроков или зимнего затопления земель;
изменение продуктивности сельскохозяйственных угодий и структуры посевов, плодово-ягодных насаждений, травостоя на сенокосах и пастбищах и трансформацию угодий;
экономическое развитие регулируемой пойменной территории в перспективе. При этом дополнительные затраты по реконструкции существующей мелиоративной системы надлежит относить к компенсационным затратам, вызванным созданием нового объекта.
При защите затапливаемых и подтапливаемых сельскохозяйственных земель при создании водохранилища энергетического назначения в состав проекта кроме сооружений инженерной защиты следует включать сооружения по мелиоративному освоению территории, необходимость которых определяется технологическими требованиями по выращиванию стабильных и высоких урожаев.
возрастающую во времени эффективность защищенных земель в связи с повышением ресурсоотдачи наиболее ценных земель;
возможность повышения ресурсоотдачи в связи с осуществлением регулирования стока воды на защищаемой территории;
получение дополнительной сельскохозяйственной продукции с незатапливаемых земель в результате регулирования стока воды сельскохозяйственных и пойменных земель;
восстановление экологических условий, позволяющих восполнить ущерб, наносимый природе затоплением и подтоплением.
┌─────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│ Наименование и характеристика │ Максимальный расчетный напор воды на│
│ территорий │ водоподпорное сооружение, м, │
│ │ для классов защитных сооружений │
│ ├─────────┬─────────┬─────────┬───────┤
│ │ I │ II │ III │ IV │
├─────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼───────┤
│ Селитебные │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Плотность жилого фонда территории│ │ │ │ │
│жилого района, м2 на 1 га: │ │ │ │ │
│св. 2500 │ * │ До 5 │ До 3 │ - │
│от 2100 до 2500 │ * │ " 8 │ " 5 │ До 2 │
│" 1800 " 2100 │ * │ " 10 │ " 8 │ " 5 │
│менее 1800 │ - │ Св.10 │ " 10 │ " 8 │
│Оздоровительно-рекреационного и│ - │ - │ Св.10 │ " 10 │
│санитарно-защитного назначения │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ Промышленные │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Промышленные предприятия с годо-│ │ │ │ │
│вым объемом производства,│ │ │ │ │
│млн.руб.: │ │ │ │ │
│св. 500 │ * │ До 5 │ До 3 │ - │
│от 100 до 500 │ * │ " 8 │ " 5 │ До 2 │
│до 100 │ - │ Св. 8 │ " 8 │ " 5 │
│ │ │ │ │ │
│ Коммунально-складские │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Коммунально-складские предприятия│ - │ До 8 │ До 5 │ До 2│
│общегородского назначения │ │ │ │ │
│Прочие коммунально-складские│ - │ Св. 8 │ " 8 │ " 5 │
│предприятия │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ Памятники культуры и природы │ - │ До 3 │ - │ - │
│ │ │ │ │ │
└─────────────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┴───────┘