Утративший силу
вида и класса сооружения;
вида выпускаемой предприятием продукции;
продолжительности цикла постройки или ремонта судна и его спуска (подъема);
влияния задержки спуска (подъема) судна на технологический процесс постройки или ремонта последующих судов и экономические показатели предприятия;
возможности и экономической целесообразности спуска судов в майну замерзающей акватории;
экономической целесообразности увеличения глубины сооружения.
Для сооружений, предназначенных только для спуска судов, при выборе расчетного уровня дополнительно к перечисленным факторам следует учитывать:
для поперечных наклонных стапелей - возможность спуска судна с прыжком;
для продольных наклонных стапелей - результаты расчетов спуска судов, включая перспективные суда.
Расчетный уровень наполнения наливных доков и наливных док-камер должен быть определен технологическими факторами. Минимальное возвышение стен этих сооружений над расчетным уровнем должно составлять 0,3-0,4 м.
14.3. Параметры гидротехнических сооружений следует выбирать исходя из основных массо-габаритных характеристик судов, технологии их постройки или ремонта, выбранных в соответствии с расчетным уровнем воды (см.
п.14.2), а также требований
разд. 1.
14.4. Камеру сухого дока во всех случаях, когда это позволяют инженерно-геологические и гидрогеологические условия площадки строительства, следует проектировать в виде конструкции облегченного типа.
Конструкции гравитационного типа допускается применять только в случае невозможности (или экономической нецелесообразности) использования конструкций облегченного типа.
При необходимости камеру сухого дока следует делить по длине промежуточным затвором на две камеры различной длины.
14.5. При проектировании сухого дока следует рассматривать возможность использования конструкций ограждения строительного котлована в качестве стен дока, а в конструкциях со снятым противодавлением на днище дока - и в качестве противофильтрационного экрана.
14.6. В качестве основных затворов доков, как правило, следует использовать батопорты откидные, откатные и др., в качестве промежуточных (в двухкамерных доках) - секционные щиты с подкосами или щиты плоские с опорами, откатные, секционные плавучие.
Для обеспечения ремонта основного затвора и его опорных поверхностей необходимо предусматривать возможность установки ремонтного затвора в голове сухого дока.
При установке ремонтного затвора со стороны камеры дока (по отношению к основному затвору) должны быть разработаны мероприятия, обеспечивающие ремонт порога основного затвора.
14.7. Насосную станцию, как правило, следует размещать в одном из устоев основной головы дока.
При групповом расположении сухих доков необходимо рассматривать вариант их обслуживания одной насосной станцией.
14.8. Сухие и наливные доки следует оборудовать необходимыми швартовными, отбойными и тяговыми устройствами, обеспечивающими удобное и безопасное выполнение операций по докованию судов.
14.9. Наливные доки, как правило, должны входить в состав комплекса сооружений, включающего, помимо собственно наливного дока, наливной бассейн (камеру) с заглубленной частью, полушлюз и насосную станцию.
Возможно использование наливного дока в комплексе с выводной камерой, являющейся продолжением наливного дока и используемой в некоторых случаях как сухой док.
Наклонные продольные стапели
14.10. Ось продольного стапеля следует располагать перпендикулярно берегу либо под некоторым углом к нему исходя из размеров акватории и течений.
14.11. Поверхность скольжения спусковых дорожек следует выполнять плоской или кругового очертания.
Продольный уклон плоской поверхности скольжения спусковых дорожек должен определяться размерами и спусковым весом судов. Среднее значение уклонов спусковых дорожек следует, как правило, принимать при длине судна, м:
Значения уклона хорды для стапелей кругового очертания следует принимать в пределах 1:14-1:20. Радиусы дуги спусковых дорожек в вертикальной плоскости могут быть от 2500 до 30 000 м. Стрелку дуги дорожек необходимо принимать от 0,20 до 1,25 м.
14.12. Конструктивные решения элементов наливной док-камеры (заглубленной части, верхней ступени, ограждающих стен, нижней и верхней голов) должны обеспечивать безопасность выполнения подъемно-спусковых операций, отсутствие подтопления территории, организованный отвод воды, профильтровавшейся на территорию, недопущение возникновения обратного напора на стены при опорожнении док-камеры в процессе эксплуатации и ремонта.
14.13. Конструктивные решения верхней ступени, на которую устанавливается судно перед спуском или перед перемещением на горизонтальное стапельное место для ремонта, должны обеспечивать ее использование как стапельного места на период между подъемно-спусковыми операциями.
14.14. В качестве затворов нижней головы, как правило, следует применять двустворчатые, а верхней головы - откатные ворота.
Для ремонта порога и двустворчатых ворот нижней головы следует использовать шандорные заграждения со стороны заглубленной части и акватории.
Комплексы с передаточным плавучим доком
14.15. Причал для плавучего дока должен быть оборудован судовозными путями, швартовными, отбойными и центровочными устройствами, металлическими опорными частями (при опирании плавдока непосредственно на причал), каналами и пунктами подключения, промэнергопроводок.
14.16. Подводные опоры (мористые или береговые) следует возводить, как правило, на естественном основании. Использование свайного основания должно быть специально обосновано.
При конструировании подводных опор следует учитывать возможные их осадки, возникающие в период эксплуатации плавучего дока.
Вертикальные судоподъемники
14.17. Ограждающие конструкции, образующие ковш вертикального судоподъемника, следует проектировать по типу причальных сооружений.
14.18. Опоры (фундаменты) под оборудование механических и гидравлических (с короткоходовыми домкратами) судоподъемников следует располагать выше уровня воды. Они должны входить в состав ограждающих конструкций ковша.
Опоры гидравлических судоподъемников с длинноходовыми домкратами следует располагать под водой и выполнять, как правило, в виде отдельных фундаментов на естественном или свайном основании.
14.19. При расположении платформы вертикального судоподъемника в ковше, образованном несквозными ограждающими конструкциями, необходимо предусматривать меры по закреплению дна ковша от размыва.
14.20. Для двухъярусного поперечного слипа с трансбордером горизонтальные пути необходимо располагать ниже планировочной отметки территории предприятия (в трансбордерной яме).
14.21. Число и шаг расположения спусковых дорожек поперечного слипа должны определяться длиной расчетного судна и величиной нагрузки от спускового веса судна на 1 м длины с учетом конструктивных особенностей выбранного типа слипа и его оборудования.
Уклон спусковых дорожек должен определяться местными условиями площадки, спусковым весом судна и направлением спуска. Уклоны продольных слипов следует принимать, как правило, от 1:12 до 1:20, поперечных - 1:8.