(Утративший силу) Строительные нормы и правила СНиП 2.06.01-86"Гидротехнические...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу
14.1. При проектировании гидротехнических сооружений судостроительных и судоремонтных предприятий (стапельных, подъемно-спусковых, достроечных или судоремонтных причальных сооружений) надлежит соблюдать следующие основные требования:
подъемно-спусковые сооружения следует располагать в конце технологического потока постройки судов с учетом обеспечения удобной их связи с корпусными, сборочно-монтажными, достроечными цехами;
расположение достроечных или судоремонтных причальных сооружений должно обеспечивать беспрепятственное перемещение к ним судов от подъемно-спускового сооружения и удобную связь стоящих на плаву судов с достроечными или ремонтными цехами;
как правило, следует располагать оси подъемно-спусковых сооружений, а также фронт причальных сооружений по направлению наиболее сильных ветров;
для обеспечения безопасности операций по спуску и подъему судов размеры участка акватории перед подъемно-спусковыми сооружениями необходимо определять исходя из параметров расчетного судна и принятого типа подъемно-спускового сооружения;
при выборе положения акватории и трассировке подходных (выводных) каналов необходимо использовать естественные водоемы; места проведения швартовых испытаний выбирать так, чтобы проведение испытаний не вызывало подмыва сооружений, размыва дна и переотложения наносов в акватории; котлованы для погружения плавдоков должны быть минимально удалены от места их штатной стоянки или (для передаточных плавдоков) от причалов.
14.2. Для сооружений, предназначенных для спуска и подъема судов, расчетный уровень воды следует устанавливать с учетом:
вида и класса сооружения;
вида выпускаемой предприятием продукции;
продолжительности цикла постройки или ремонта судна и его спуска (подъема);
влияния задержки спуска (подъема) судна на технологический процесс постройки или ремонта последующих судов и экономические показатели предприятия;
возможности и экономической целесообразности спуска судов в майну замерзающей акватории;
экономической целесообразности увеличения глубины сооружения.
Для сооружений, предназначенных только для спуска судов, при выборе расчетного уровня дополнительно к перечисленным факторам следует учитывать:
для поперечных наклонных стапелей - возможность спуска судна с прыжком;
для продольных наклонных стапелей - результаты расчетов спуска судов, включая перспективные суда.
Расчетный уровень наполнения наливных доков и наливных док-камер должен быть определен технологическими факторами. Минимальное возвышение стен этих сооружений над расчетным уровнем должно составлять 0,3-0,4 м.
14.3. Параметры гидротехнических сооружений следует выбирать исходя из основных массо-габаритных характеристик судов, технологии их постройки или ремонта, выбранных в соответствии с расчетным уровнем воды (см. п.14.2), а также требований разд. 1.

Сухие и наливные доки

14.4. Камеру сухого дока во всех случаях, когда это позволяют инженерно-геологические и гидрогеологические условия площадки строительства, следует проектировать в виде конструкции облегченного типа.
Конструкции гравитационного типа допускается применять только в случае невозможности (или экономической нецелесообразности) использования конструкций облегченного типа.
При необходимости камеру сухого дока следует делить по длине промежуточным затвором на две камеры различной длины.
14.5. При проектировании сухого дока следует рассматривать возможность использования конструкций ограждения строительного котлована в качестве стен дока, а в конструкциях со снятым противодавлением на днище дока - и в качестве противофильтрационного экрана.
14.6. В качестве основных затворов доков, как правило, следует использовать батопорты откидные, откатные и др., в качестве промежуточных (в двухкамерных доках) - секционные щиты с подкосами или щиты плоские с опорами, откатные, секционные плавучие.
Для обеспечения ремонта основного затвора и его опорных поверхностей необходимо предусматривать возможность установки ремонтного затвора в голове сухого дока.
При установке ремонтного затвора со стороны камеры дока (по отношению к основному затвору) должны быть разработаны мероприятия, обеспечивающие ремонт порога основного затвора.
14.7. Насосную станцию, как правило, следует размещать в одном из устоев основной головы дока.
При групповом расположении сухих доков необходимо рассматривать вариант их обслуживания одной насосной станцией.
14.8. Сухие и наливные доки следует оборудовать необходимыми швартовными, отбойными и тяговыми устройствами, обеспечивающими удобное и безопасное выполнение операций по докованию судов.
14.9. Наливные доки, как правило, должны входить в состав комплекса сооружений, включающего, помимо собственно наливного дока, наливной бассейн (камеру) с заглубленной частью, полушлюз и насосную станцию.
Возможно использование наливного дока в комплексе с выводной камерой, являющейся продолжением наливного дока и используемой в некоторых случаях как сухой док.

Наклонные продольные стапели

14.10. Ось продольного стапеля следует располагать перпендикулярно берегу либо под некоторым углом к нему исходя из размеров акватории и течений.
14.11. Поверхность скольжения спусковых дорожек следует выполнять плоской или кругового очертания.
Продольный уклон плоской поверхности скольжения спусковых дорожек должен определяться размерами и спусковым весом судов. Среднее значение уклонов спусковых дорожек следует, как правило, принимать при длине судна, м:
до 100.................. 1:12-1:15
от 100 до 200 .......... 1:15-1:18
св. 200 ................ 1:18-1:20
Значения уклона хорды для стапелей кругового очертания следует принимать в пределах 1:14-1:20. Радиусы дуги спусковых дорожек в вертикальной плоскости могут быть от 2500 до 30 000 м. Стрелку дуги дорожек необходимо принимать от 0,20 до 1,25 м.

Наливные док-камеры

14.12. Конструктивные решения элементов наливной док-камеры (заглубленной части, верхней ступени, ограждающих стен, нижней и верхней голов) должны обеспечивать безопасность выполнения подъемно-спусковых операций, отсутствие подтопления территории, организованный отвод воды, профильтровавшейся на территорию, недопущение возникновения обратного напора на стены при опорожнении док-камеры в процессе эксплуатации и ремонта.
14.13. Конструктивные решения верхней ступени, на которую устанавливается судно перед спуском или перед перемещением на горизонтальное стапельное место для ремонта, должны обеспечивать ее использование как стапельного места на период между подъемно-спусковыми операциями.
14.14. В качестве затворов нижней головы, как правило, следует применять двустворчатые, а верхней головы - откатные ворота.
Для ремонта порога и двустворчатых ворот нижней головы следует использовать шандорные заграждения со стороны заглубленной части и акватории.

Комплексы с передаточным плавучим доком

14.15. Причал для плавучего дока должен быть оборудован судовозными путями, швартовными, отбойными и центровочными устройствами, металлическими опорными частями (при опирании плавдока непосредственно на причал), каналами и пунктами подключения, промэнергопроводок.
14.16. Подводные опоры (мористые или береговые) следует возводить, как правило, на естественном основании. Использование свайного основания должно быть специально обосновано.
При конструировании подводных опор следует учитывать возможные их осадки, возникающие в период эксплуатации плавучего дока.

Вертикальные судоподъемники

14.17. Ограждающие конструкции, образующие ковш вертикального судоподъемника, следует проектировать по типу причальных сооружений.