Утративший силу
Допустимую высоту волны у причалов паромных переправ следует принимать 1,0 м, на акваториях, предназначенных для отстоя лихтеров, - 0,75 м, для грузовых операций с лихтерами - 1,5 м.
12.13. При проектировании оградительных сооружений следует обеспечивать:
расположение продольной оси оградительного сооружения под углом к фронту расчетного волнения;
угол между осью входа на акваторию и направлением штормовых ветров и волн не более 45°;
угол между осью входа и общим направлением береговой линии не менее 30°;
ширину входа не менее длины расчетного судна или состава (при наличии судоходного канала расчетная ширина входа может быть уменьшена);
предотвращение проникания и аккумуляции льда на акватории порта;
требуемую глубину акватории на входе с учетом заносимости;
устойчивость основания и берегового примыкания от размыва.
12.14. Отметку верха парапета оградительного сооружения следует назначать на 0,5 м выше вершины расчетной волны с учетом ветрового нагона.
При швартовке судов с внутренней стороны оградительного сооружения для производства грузовых и пассажирских операций отметку верха парапета следует назначать из условий недопущения заплесков.
12.15. Габариты головного участка оградительных сооружений следует определять расчетом с учетом эксплуатационных требований (размещения портовых огней, маяков, служебных помещений и причалов для служебных катеров) и отделять его от основной части сооружения деформационно-осадочным швом.
12.16. Конструктивные типы оградительных сооружений и основные условия их применения приведены в рекомендуемом
приложении 9.
При проектировании берегоукрепительных сооружений следует руководствоваться указаниями
разд. 9.
13. Cудоходные сооружения
13.1. Габариты, оборудование, компоновку, выбор отметок, число параллельных ниток судоходных сооружений необходимо назначать в зависимости от размеров расчетных судов (составов), обеспечения безопасности судоходства, а также грузо- и судооборота, определенных на основе схем развития водного транспорта на перспективный расчетный срок, а при их отсутствии - на основе специальных экономических исследований.
Расчетные уровни и габариты судоходных сооружений следует устанавливать в соответствии с обязательным
приложением 7.
13.2. При проектировании гидроузла следует предусматривать возможность строительства дополнительной нитки судоходного сооружения (шлюза, судоподъемника) за пределами расчетного срока.
Для пропуска судов скоростного флота (на подводных крыльях, воздушной подушке, полуглиссирующих и др.) надлежит рассматривать целесообразность сооружения малогабаритных шлюзов или транспортных судоподъемников, располагая их, как правило, вне основной судоходной трассы.
13.3. В необходимых случаях для обеспечения работы судоходных сооружений при отрицательных температурах воздуха следует предусматривать соответствующую их компоновку, оборудование, средства для борьбы с обмерзанием и мероприятия по удалению льда.
Cудоходные шлюзы и судоподъемники
13.4. Тип и конструкцию шлюзов и судоподъемников надлежит выбирать в зависимости от величины напора, колебаний уровней воды в бьефах, топографии, климатических и инженерно-геологических условий местности, размера и характера грузопотока, типов и размеров расчетных судов на основе технико-экономических сравнений вариантов и с учетом пропускной способности и удобств эксплуатации шлюзов и судоподъемников.
13.5. При проектировании судоходных сооружений должны быть предусмотрены соответствующие устройства и оборудование, обеспечивающие проектную судопропускную способность сооружений, безопасные условия пропуска судов, их отстоя и маневрирования на подходах.
13.6. Мостовые переходы через судоходные сооружения следует проектировать в соответствии с ГОСТ 26775-85.
13.7. Скорость течения воды в пределах судоходного отверстия плотины при всех уровнях, при которых допускается судоходство через плотину, как правило, не должна превышать 1,8 м/с.
13.8. Механизмы для маневрирования затворами судоходной плотины, система управления их работой должны быть доступны для осмотра и ремонта при любом уровне воды в реке.
14. Гидротехнические сооружения судостроительных и судоремонтных предприятий
14.1. При проектировании гидротехнических сооружений судостроительных и судоремонтных предприятий (стапельных, подъемно-спусковых, достроечных или судоремонтных причальных сооружений) надлежит соблюдать следующие основные требования:
подъемно-спусковые сооружения следует располагать в конце технологического потока постройки судов с учетом обеспечения удобной их связи с корпусными, сборочно-монтажными, достроечными цехами;
расположение достроечных или судоремонтных причальных сооружений должно обеспечивать беспрепятственное перемещение к ним судов от подъемно-спускового сооружения и удобную связь стоящих на плаву судов с достроечными или ремонтными цехами;
как правило, следует располагать оси подъемно-спусковых сооружений, а также фронт причальных сооружений по направлению наиболее сильных ветров;
для обеспечения безопасности операций по спуску и подъему судов размеры участка акватории перед подъемно-спусковыми сооружениями необходимо определять исходя из параметров расчетного судна и принятого типа подъемно-спускового сооружения;
при выборе положения акватории и трассировке подходных (выводных) каналов необходимо использовать естественные водоемы; места проведения швартовых испытаний выбирать так, чтобы проведение испытаний не вызывало подмыва сооружений, размыва дна и переотложения наносов в акватории; котлованы для погружения плавдоков должны быть минимально удалены от места их штатной стоянки или (для передаточных плавдоков) от причалов.
14.2. Для сооружений, предназначенных для спуска и подъема судов, расчетный уровень воды следует устанавливать с учетом:
вида и класса сооружения;
вида выпускаемой предприятием продукции;
продолжительности цикла постройки или ремонта судна и его спуска (подъема);
влияния задержки спуска (подъема) судна на технологический процесс постройки или ремонта последующих судов и экономические показатели предприятия;
возможности и экономической целесообразности спуска судов в майну замерзающей акватории;
экономической целесообразности увеличения глубины сооружения.
Для сооружений, предназначенных только для спуска судов, при выборе расчетного уровня дополнительно к перечисленным факторам следует учитывать:
для поперечных наклонных стапелей - возможность спуска судна с прыжком;
для продольных наклонных стапелей - результаты расчетов спуска судов, включая перспективные суда.
Расчетный уровень наполнения наливных доков и наливных док-камер должен быть определен технологическими факторами. Минимальное возвышение стен этих сооружений над расчетным уровнем должно составлять 0,3-0,4 м.
14.3. Параметры гидротехнических сооружений следует выбирать исходя из основных массо-габаритных характеристик судов, технологии их постройки или ремонта, выбранных в соответствии с расчетным уровнем воды (см.
п.14.2), а также требований
разд. 1.
14.4. Камеру сухого дока во всех случаях, когда это позволяют инженерно-геологические и гидрогеологические условия площадки строительства, следует проектировать в виде конструкции облегченного типа.
Конструкции гравитационного типа допускается применять только в случае невозможности (или экономической нецелесообразности) использования конструкций облегченного типа.
При необходимости камеру сухого дока следует делить по длине промежуточным затвором на две камеры различной длины.