Утративший силу
9. Берегоукрепительные, защитные, регуляционные и оградительные сооружения
9.1. Берегоукрепительные, защитные, регуляционные и оградительные сооружения следует проектировать в зависимости от назначения и характера использования защищаемого участка с учетом регулирования речного стока, прогноза переработки береговой полосы или русла реки, перемещения наносов, волновых и ледовых воздействий, возможных оползневых явлений и пр. При этом в необходимых случаях должны быть учтены требования судоходства, лесосплава, водопользования, охраны окружающей природной среды, а также перспективного развития населенных пунктов и объектов народного хозяйства.
9.2. Берегоукрепительные, защитные, регуляционные и оградительные сооружения следует проектировать с учетом возможности их использования в народнохозяйственных и социальных целях (в качестве причальных, транспортных и других инженерных сооружений, для массового отдыха населения и спортивно-оздоровительных мероприятий).
9.3. Способы защиты и конструкции сооружений, применяемые для защиты от затопления и подтопления объектов народного хозяйства, следует проектировать согласно требованиям
СНиП 2.06.15-85.
Вопросы противопаводковой защиты необходимо решать одновременно с проектированием сооружений для регулирования речного стока.
9.4. При выборе конструкций сооружений следует учитывать кроме их назначения наличие местных строительных материалов и возможные способы производства работ. Конструктивные типы берегоукрепительных сооружений и основные условия их применения приведены в рекомендуемом
приложении 8. Допускается по длине сооружения применять разные конструкции в соответствии с геологическими особенностями, глубинами, характером волнения и др.
9.5. Защиту побережий от размыва следует выполнять с помощью искусственных сооружений (волнозащитных и волногасящих) или созданием пляжа необходимой ширины путем использования поступающих наносов либо пополнения пляжа из карьеров пляжного материала.
9.6. При проектировании оградительных сооружений следует учитывать также требования
разд. 12.
10. Рыбопропускные и рыбозащитные сооружения
10.1. При проектировании гидроузлов на реках, водохранилищах или внутренних водоемах, имеющих рыбохозяйственное значение, следует предусматривать, по согласованию с органами рыбоохраны, устройство рыбопропускных и рыбозащитных сооружений.
10.2. Рыбопропускные сооружения должны обеспечивать пропуск проходных, полупроходных, а в отдельных случаях - и жилых рыб из нижнего бьефа гидроузла в верхний для сохранения рыбных запасов.
10.3. При проектировании водозаборов на рыбохозяйственных водоемах необходимо предусматривать, по согласованию с органами рыбоохраны, установку специальных приспособлений для предохранения рыбы от попадания в водозаборные сооружения.
11.1. При проектировании водохранилищ должны быть решены вопросы переселения населения, возмещения потерь сельскохозяйственного производства, защиты от затопления сельскохозяйственных земель, инженерной защиты или переноса (сноса) населенных пунктов, промышленных объектов, отдельных сооружений или строений, исторических или архитектурных памятников, переустройства автомобильных и железных дорог, газо- и нефтепроводов, линий электропередачи и связи, санитарной подготовки ложа водохранилищ, лесосводки и лесоочистки, создания условий для транспортного и рыбохозяйственного освоения водохранилищ, а также вопросы охраны и рационального использования водных, гидробиологических, лесных и других природных ресурсов.
11.2. При проектировании водохранилищ следует:
составлять прогнозы изменения окружающей природной среды в результате создания водохранилищ с учетом гидрологических, геологических, гидрогеологических, геоботанических, сельскохозяйственных, экологических и других факторов, в том числе составлять прогнозы качества воды, заиления водохранилищ, переработки берегов, изменения уровня подземных вод, свойств грунтов;
рассчитывать кривые свободной поверхности водохранилищ;
предусматривать мероприятия, направленные на устранение затруднений при эксплуатации водохранилищ от всплывающих торфяных массивов, плавающей древесины и др.;
разрабатывать правила эксплуатации водохранилищ.
Прогнозы переработки берегов необходимо составлять на срок 10 лет и на конечную стадию. В полосе 10-летней переработки необходимо предусматривать мероприятия по выносу строений, захоронений и др.
Водохранилища для водоснабжения тепловых (ТЭС) и атомных (АЭС) электростанций
11.3. Параметры водохранилищ-охладителей, компоновку водосбросных и водозаборных сооружений необходимо определять на основании термических расчетов, уточнять при необходимости исследованиями на моделях и выбирать по результатам сравнения технико-экономических показателей вариантов.
11.4. В качестве водохранилищ-охладителей следует рассматривать возможность использования водохранилищ комплексного назначения или отсеченной их части, при этом следует учитывать интересы водопользователей и водопотребителей.
11.5. При проектировании водохранилищ-охладителей следует предусматривать возможность комплексного их использования для рыбного хозяйства, орошения, организации зон отдыха и др.
12.1. Портовые сооружения (причальные, оградительные и берегоукрепительные) следует проектировать исходя из технологических требований, на основании которых устанавливаются компоновка порта, длина сооружений, отметки вертикальной планировки, нормативные эксплуатационные нагрузки и т.д.
12.2. Расположение портовых сооружений следует определять исходя из создания необходимой ширины территории и площади акватории порта, удобных водных, железнодорожных и автодорожных подходов, минимальных объемов земляных работ по созданию территории и акватории портов, оптимального баланса объемов выемки и насыпи, перспективы развития порта, геологических и других естественных и эксплуатационных условий в увязке с планировкой городской застройки.
12.3. Проектную навигационную глубину акватории порта следует назначать в зависимости от осадки расчетного судна и необходимых запасов.
Проектную навигационную глубину необходимо отсчитывать для внутренних водных путей - от расчетного наинизшего судоходного уровня воды, для морей - от отсчетного уровня.
12.4. Расчетный наинизший судоходный уровень воды (НСУ) следует, как правило, принимать не выше:
навигационного уровня с обеспеченностью, определенной по ежедневным данным за многолетний период (с учетом суточных колебаний на зарегулированных участках водных путей и в устьях ливных морей), для портов I и II категорий - 99%, для портов III и IV категорий - соответственно 97 и 95%;
проектного уровня воды на прилегающих участках водного пути с учетом перспективы его изменения, а на водохранилищах - уровня максимальной навигационной сработки.
Навигационный период следует устанавливать с учетом сроков навигации в корреспондирующих портах.
12.5. Отсчетный уровень для морских портовых акваторий следует назначать на основе многолетнего графика обеспеченности ежедневных уровней воды за навигационный период в зависимости от разности между уровнем 50%-ной обеспеченности
и минимальным уровнем
по
табл. 2.
Для промежуточных значений
отсчетный уровень определяется интерполяцией.
12.6. При изменении категории существующего порта допускается при соответствующем обосновании не изменять расчетные уровни воды или принятые в сооружениях, построенных ранее, отметки кордона и дна акватории у причалов.
12.7. При проектировании реконструкции портовых сооружений, связанных с увеличением глубин, повышением эксплуатационных нагрузок, следует использовать резервы несущей способности конструкций существующих сооружений.
12.8. При проектировании портовых сооружений в северной строительно-климатической зоне следует учитывать специфические особенности их работы: наличие значительных ледовых нагрузок, торошение льда, изменение характеристик грунта при его оттаивании и промерзании, а также возможность применения замораживающих устройств и использования льда и мерзлого грунта в качестве строительного материала.
12.9. Выбор типа и конструкции причального сооружения следует производить с учетом назначения причала, технологических требований, размеров территории и акватории порта, возможных способов производства работ и др.
12.10. Отметку территории причала у кордона следует определять в зависимости от категории речного порта, уровней воды и ледохода, с учетом назначения, рельефа прилегающей территории, ожидаемого изменения уровня воды, применяемого технологического оборудования и пр.
На свободных реках, как правило, отметка территории грузовых причалов назначается не менее уровня пика половодья с ежегодной вероятностью превышения, %, для портов:
На водохранилищах отметка территории причала у кордона должна быть не ниже указанной и не менее чем на 2 м выше НПУ, при этом она, как правило, должна быть не менее чем на 0,2 м выше отметки наивысшего уровня ледохода, установленного наблюдениями за последние 50 лет с учетом заторных явлений.
12.11. При проектировании причальных сооружений следует предусматривать прокладку инженерных сетей, устройство пожарных проездов, установку колесоотбойных брусьев, стремянок, рымов, отбойных и швартовных устройств, покрытие территории с отводом поверхностных вод, крепление дна и пр.
Для причалов, на которых не устанавливается крановое перегрузочное оборудование (паромных переправ, причалов тяжеловесов, нефтепричалов и др.), следует предусматривать конструктивные мероприятия и устройства, обеспечивающие нормальную их эксплуатацию при изменении осадки судна и колебаниях уровня акватории.
Устройства для закрепления плавучих причалов должны обеспечивать безопасную швартовку судна при переменных уровнях воды.