(Действующий) МДС 81-5.99 Методические указания по определению величины накладных...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Дата введения 1 января 2000 г.
Введение
Настоящие Методические указания определяют порядок расчета величины накладных расходов и сметной прибыли при исчислении сметной стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.
Отличительные черты ценообразования и сметного нормирования в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определены комплексным воздействием экономико-географических и экстремальных природно-климатических условий данных районов на строительное производство, а также государственными гарантиями и компенсациями для лиц, работающих и проживающих в этих районах, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-1 (с последующими изменениями и дополнениями к нему).
Неблагоприятные местные условия влияют на технологические процессы в строительстве, снижают производительность труда, увеличивают трудоемкость и сроки строительства, ускоряют физический износ строительной техники, приводят к увеличению заработной платы, расходу материально-технических ресурсов и, как следствие, к общему увеличению стоимости строительной продукции, в том числе и затрат по организации, обслуживанию и управлению строительным производством.
Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей устанавливается законодательными актами Российской Федерации.
Анализ действующих перечней районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей показал их многообразие, связанное с различными принципами их формирования в зависимости от:
условий оплаты труда работников;
условий доставки строительных материалов;
сроков продолжительности строительства;
условий работы строительных машин.
Учитывая, что в структуре накладных расходов затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды составляют до 70% от общей суммы затрат, для целей нормирования накладных расходов на строительные работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях принят перечень районов, сформированный с учетом условий оплаты труда работников.
Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов.
Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, Методические указания носят рекомендательный характер.
В Методических указаниях учтены требования и положения правовых и нормативно-методических документов по состоянию на 01.10.1999 г.
Замечания и предложения по дальнейшему совершенствованию Методических указаний направлять по адресу:
117987, г. Москва, ГСП-1, ул. Строителей, 8, корп.2, Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России.

1. Общие положения

Методические указания предназначены для определения величины накладных расходов и сметной прибыли при составлении сметных расчетов (смет) на строительство предприятий, зданий и сооружений, осуществляемых на территории Российской Федерации в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.
Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей приведен в прил.1.
Накладные расходы, как часть себестоимости строительно-монтажных работ, представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием.
Сметная прибыль - сумма средств, необходимых для покрытия отдельных (общих) расходов строительно-монтажной организации на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование. Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость.
Начисление накладных расходов и сметной прибыли при составлении локальных сметных расчетов (смет) производится в конце расчета (сметы), за итогом прямых затрат.

2. Порядок определения величины накладных расходов на строительные работы

2.1. При определении величины накладных расходов на строительные работы следует руководствоваться нормативно-методическими документами, приведенными в прил.2.
2.2. Величина накладных расходов может определяться на основе:
- укрупненных нормативов по видам строительства;
- нормативов по видам строительных и монтажных работ;
- индивидуальной нормы накладных расходов для конкретной строительной, монтажной и ремонтно-строительной организации;
- предельных норм накладных расходов на строительные работы, введенных в действие с 01.01.84 или 01.01.91, для определения базисного уровня стоимости строительства.
Решение о выборе варианта определения величины накладных расходов принимается заказчиком (инвестором) и подрядной организацией.
2.3. Накладные расходы следует нормировать в процентах от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, занятых в основной деятельности. Перечень затрат на оплату труда определен п.2.10 "Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ", утвержденных Минстроем России от 04.12.95 N БЕ-11-260/7.
Порядок определения средств на оплату труда рабочих, используемых в качестве базиса для исчисления величины накладных расходов и сметной прибыли, приведен в прил.3.
2.4. При определении величины накладных расходов на основе укрупненных нормативов по основным видам строительства следует руководствоваться данными табл. 1.
Таблица 1
┌──────────────┬───────────────────────────┬────────────────────────────┐

│ Виды │Размеры в % от фонда оплаты│ Область применения │

│строительства │ труда рабочих-строителей │ │

│ │ и механизаторов, для │ │

│ ├─────────────┬─────────────┤ │

│ │ районов │ местностей, │ │

│ │ Крайнего │приравненных │ │

│ │ Севера │ к районам │ │

│ │ │ Крайнего │ │

│ │ │ Севера │ │

├──────────────┼─────────────┼─────────────┼────────────────────────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │

├──────────────┼─────────────┼─────────────┼────────────────────────────┤

│Промышленное │ 129 │ 118 │Объекты производственного│

│ │ │ │назначения для всех отраслей│

│ │ │ │народного хозяйства, кроме│

│ │ │ │объектов энергетического и│

│ │ │ │сельскохозяйственного │

│ │ │ │строительства │

├──────────────┼─────────────┼─────────────┼────────────────────────────┤

│Жилищно-граж- │ 135 │ 124 │Объекты жилищно-гражданского│

│данское (кроме│ │ │назначения для всех отраслей│

│крупнопанель- │ │ │народного хозяйства, кроме│

│ного и объем-│ │ │крупнопанельного и объемно-│

│но-блочного │ │ │-блочного жилищного строи-│

│жилищного) │ │ │тельства │

├──────────────┼─────────────┼─────────────┼────────────────────────────┤

│Крупнопанель- │ 205 │ 190 │Комплекс строительных работ│

│ное и объемно-│ │ │по возведению крупнопанель-│

│-блочное │ │ │ных и объемно-блочных жилых│

│ │ │ │домов, кроме работ по нуле-│

│ │ │ │вому циклу, встроенным и│

│ │ │ │пристроенным помещениям,│

│ │ │ │прокладки внешних коммуника-│

│ │ │ │ций, благоустройства, мон-│

│ │ │ │тажных, электромонтажных,│

│ │ │ │слаботочных и внутренних│

│ │ │ │санитарно-технических работ │

├──────────────┼─────────────┼─────────────┼────────────────────────────┤

│Сельскохозяй- │ 132 │ 120 │Объекты сельского хозяйства│

│ственное │ │ │производственного назначе-│

│ │ │ │ния, за исключением водохо-│

│ │ │ │зяйственного строительства │

├──────────────┼─────────────┼─────────────┼────────────────────────────┤

│Транспортное │ 127 │ 116 │Объекты железнодорожного,│

│ │ │ │морского, речного, автомо-│

│ │ │ │бильного и воздушного транс-│

│ │ │ │порта │

├──────────────┼─────────────┼─────────────┼────────────────────────────┤

│Водохозяйст- │ 122 │ 111 │Объекты мелиорации, включая│

│венное │ │ │сельхозводоснабжение │

├──────────────┼─────────────┼─────────────┼────────────────────────────┤

│Энергетическое│ 131 │ 119 │ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и другие│

│ │ │ │объекты │

├──────────────┼─────────────┼─────────────┼────────────────────────────┤

│Капитальный │ 109 │ 100 │ │

│ремонт жилых и│ │ │ │

│общественных │ │ │ │

│зданий │ │ │ │

├──────────────┼─────────────┼─────────────┼────────────────────────────┤

│Прочие отрасли│ 120 │ 110 │ │

└──────────────┴─────────────┴─────────────┴────────────────────────────┘
Нормативы, приведенные в табл.1, определены на основе данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) подрядных организаций с учетом результатов анкетного опроса участников инвестиционно-строительного процесса, а также отдельных организаций-представителей, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Указанные нормативы целесообразно использовать для разработки инвесторских смет и на стадии подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов.
2.5. При определении величины накладных расходов на основе нормативов по видам строительных и монтажных работ следует руководствоваться данными, приведенными в прил.4.
Эти нормативы используются на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации и для расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком.
2.6. Укрупненные нормативы накладных расходов по видам строительства и нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ могут корректироваться Госстроем России в связи с изданием новых законодательных и нормативных актов, а также по результатам наблюдений и анализа фактических затрат по накладным расходам строительных организаций.
Внесение изменений и дополнений другими инстанциями в утвержденные Госстроем России нормативы накладных расходов не допускается.
2.7. Расчет индивидуальных норм накладных расходов рекомендуется осуществлять расчетно-аналитическим методом, путем прямого калькулирования по статьям затрат накладных расходов. Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве приведен в прил.5.
При расчете индивидуальной нормы накладных расходов не должны учитываться затраты V раздела указанного Перечня "Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы", т.к. эти затраты могут включаться, при соответствующем обосновании, в главу 8 "Временные здания и сооружения" и главу 9 "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета стоимости строительства.
К ним относятся:
- пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений;
- налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком (за исключением отчислений на социальные нужды);
- затраты на платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию, в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию;
- отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий (сооружений) в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены в свободной (договорной) цене строительства;
- затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более 3 километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта; дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного, городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта;