Действующий
Освещаемые объекты | Средняя горизонтальная освещенность, лк | |
1 | 2 | |
1 | Главные пешеходные улицы, непроезжие части площадей категорий А и Б и предзаводские площади | 10 |
2 | Пешеходные улицы: | |
в пределах общественных центров | 6 | |
на других территориях | 4 | |
3 | Тротуары, отделенные от проезжей части на улицах категорий; | |
А и Б | 4 | |
В | 2* | |
4 | Посадочные площадки общественного транспорта на улицах всех категорий | 10 |
5 | Пешеходные мостики | 10 |
6 | Пешеходные тоннели: | |
днем | 100 | |
вечером и ночью | 50 | |
7 | Лестницы пешеходных тоннелей вечером и ночью | 20 |
8 | Пешеходные дорожки бульваров и скверов, примыкающих к улицам категорий (табл. 11): | |
А | 6 | |
Б | 4 | |
В | 2 | |
Территории микрорайонов | ||
9 | Проезды: | |
основные | 4 | |
второстепенные, в том числе тротуары-подъезды | 2 | |
10 | Хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках | 2 |
11 | Детские площадки в местах расположения оборудования для подвижных игр | 10 |
* Норма распространяется также на освещенность тротуаров, примыкающих к проезжей части улиц категорий Б и В с переходными и низшими типами покрытий. |
Освещаемые объекты | Средняя горизонтальная освещенность, лк | |
1 | 2 | |
Детские ясли-сады, общеобразовательные школы и школы-интернаты, учебные заведения | ||
1 | Групповые и физкультурные площадки | 10 |
2 | Площадки для подвижных игр зоны отдыха | 10 |
3 | Проезды и подходы к корпусам и площадкам | 4 |
Санатории, дома отдыха | ||
4 | Въезд на территорию | 6 |
5 | Проезды и проходы к спальным корпусам, столовым, кинотеатрам и подобным зданиям | 4 |
6 | Центральные аллеи парковой зоны | 4 |
7 | Боковые аллеи парковой зоны | 2 |
8 | Площадки зоны тихого отдыха и культурно-массового обслуживания (площадки массового отдыха, площадки перед открытыми эстрадами и т.д.)* | 10 |
9 | Площадки для настольных игр, открытые читальни | 10 |
* Освещенность столов для чтения и настольных игр принимается по нормам освещенности помещений. |
Освещаемые объекты | Средняя горизонтальная освещенность, лк | ||||
общегородские парки | районные сады | стадионы | выставки | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | Главные входы | 6 | 4 | 10 | 10 |
2 | Вспомогательные входы | 2 | 1 | 6 | 6 |
3 | Центральные аллеи | 4 | 2 | 6 | 10 |
4 | Боковые аллеи | 2 | 1 | 4 | 6 |
5 | Площадки массового отдыха, площадки перед входами в театры, кинотеатры, выставочные павильоны и на открытые эстрады; площадки для настольных игр | 10 | 10 | - | 20 |
6 | Зоны отдыха на территориях выставок | - | - | - | 10 |
Освещаемые объекты | Средняя горизонтальная освещенность, лк | |
1 | Главная улица, площади общественных и торговых центров | 4 |
2 | Улицы в жилой застройке: основная | 4 |
второстепенная (переулок) | 2 | |
проезд | 2 | |
3 | Поселковая дорога | 2 |
Примечания1 Средняя освещенность основных проездов на территории садовых товариществ и дачных кооперативов должна быть 2 лк, остальных проездов - 1 лк.2 На территории блоков хозяйственных построек и сараев, расположенных вне селитебной зоны сельских поселений, средняя освещенность проездов между рядами построек должна быть 1 лк. |
7.36 Освещенность участков автомобильных дорог общей сети в пределах сельских поселений следует принимать как для улиц категории Б в зависимости от типа дорожного покрытия по
В проектах наружного освещения улиц и дорог категорий А и Б следует предусматривать освещение участков неосвещенных примыкающих улиц и дорог (по нормам освещения этих улиц и дорог) длиной 100 м.
табл. 16, а в вечернем и ночном режимах равной 50 лк.
7.39 Средняя горизонтальная освещенность дорожного покрытия проезжей части городских транспортных тоннелей длиной более 60 м следует принимать в дневном режиме по
В тоннелях длиной более 100 м при значительном экранировании небосвода над въездным порталом в поле зрения водителя окружающей застройкой, естественными возвышениями и др., а также при интенсивности движения менее 600 транспортных единиц в час следует снижать максимальную величину средней горизонтальной освещенности на въезде на одну ступень с пропорциональным уменьшением остальных освещенностей въездной зоны. Средняя горизонтальная освещенность внутренней зоны тоннелей постоянна и составляет во всех случаях 50 лк: в тоннелях с односторонним движением до выездного портала, а при движении в обоих направлениях - между концами обоих въездных зон.
Во въездной зоне тоннелей с односторонним движением должна использоваться система "встречного освещения", а с движением в обоих направлениях - система "симметричного освещения".
Транспортные тоннели длиной более 100 м должны оборудоваться световыми указателями запасных выходов и направлений движения к ним.
В транспортных тоннелях, имеющих одну стену с открытыми проемами, занимающими более 0,25% ее площади, а также в тоннелях местного значения, предназначенных для проезда одиночных средств личного и общественного транспорта, средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части в дневное время должна соответствовать требованиям табл. 17.
Длина тоннеля, м | Скорость движения, км/ч | Система освещения | Средняя горизонтальная освещенность (лк) покрытия проезжей части на расстоянии от начала въездного портала, м | |||||||||||||
10-30 | 50 | 75 | 100 | 125 | 150 | 175 | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 | 450 | 500 и более | |||
61-100 | 60 | встречная | 500 | 250 | 100 | 50 | ||||||||||
80 | встречная | 600 | 500 | 300 | 100 | |||||||||||
100 | встречная | 750 | 750 | 500 | 200 | |||||||||||
более 100 | 60 | встречная | 1250 | 740 | 280 | 160 | 110 | 80 | 60 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 |
80 | встречная | 1500 | 1500 | 1050 | 600 | 330 | 210 | 160 | 120 | 80 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | |
100 | встречная | 2000 | 2000 | 2000 | 1700 | 1300 | 940 | 530 | 360 | 195 | 120 | 90 | 80 | 50 | 50 | |
60 | симметр. | 2000 | 1200 | 500 | 250 | 180 | 120 | 90 | 80 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | |
80 | симметр. | 2500 | 2500 | 1750 | 1000 | 530 | 340 | 220 | 180 | 115 | 80 | 65 | 50 | 50 | 50 | |
100 | симметр. | 3000 | 3000 | 3000 | 2550 | 2000 | 1400 | 900 | 580 | 300 | 200 | 140 | 110 | 80 | 50 |
Примечание: В табл. 16 ход снижения уровней освещенности последовательных участков въездной зоны соответствует требованиям создания необходимых условий адаптации въезжающего в тоннель водителя.
Освещаемые объекты | Средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части, лк, на расстоянии от начала въездного портала, м | ||||
5 | 25 | 50 | 75 | 100 и более | |
Тоннель местного значения | 250 | 250 | 150 | 100 | 50 |
Тоннель с проемами в одной стене | 150 | 150 | 100 | 75 | 50 |
В транспортных тоннелях любого типа с криволинейной трассой радиусом в плане 350 и менее в зоне въезда на протяжении 75 м от портала величина вертикальной освещенности стены большего радиуса или стены, имеющей проемы, на высоте 2 м от покрытия проезжей части должна быть не менее: 0,5 величины горизонтальной освещенности при интегральном коэффициенте отражения менее 0,4. При любом профиле тоннеля в горизонтальной плоскости величина вертикальной освещенности на стенах на высоте до 2 м во въездной зоне на протяжении не менее 200 м от портала должна составлять не менее 0,5 величины горизонтальной освещенности покрытия проезжей части.
Допускается предусматривать автоматическое регулирование искусственного освещения въездной части тоннеля в зависимости от уровня естественной наружной освещенности начиная от 10000 лк и ниже, исходя из отношения величины искусственной освещенности в начале въезда к естественной 1:10 и сохранении снижения искусственной освещенности во всей въездной зоне по табл. 16 и табл. 17.
7.40 Средняя горизонтальная освещенность покрытия проездов под путепроводами и мостами в темное время суток должна быть не менее 30 лк при длине проезда до 40 м, а при большей длине принимается по нормам освещения тоннелей согласно
Освещаемые объекты | Средняя горизонтальная освещенность, лк |
1 | 2 |
Топливозаправочные пункты и автозаправочные станции | |
1. Подъездные пути с улиц и дорог. | |
категорий А и Б | 10 |
категорий В | 6 |
2. Места заправки и слива нефтепродуктов | 20 |
3. Остальная территория, имеющая проезжую часть | 10 |
Стоянки, площадки для хранения подвижного состава | |
1. Открытые стоянки на улицах всех категорий, а также платные вне улиц. | 4 |
2 Открытые стоянки в микрорайонах. | 2 |
3. Проезды между рядами гаражей боксового типа | 4 |


Допускается с целью получения дополнительной экономии электроэнергии в вечернее и утреннее темное время суток снижать регулятором уровень освещения:
На улицах и дорогах при нормируемых величинах средней яркости 0,3
, или средней освещенности 4 лк и менее, на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений частичное или полное отключение освещения в ночное время не допускается.

Для осветительных установок улиц и дорог категории В, а также осветительных установок, уровень освещения которых регламентируется нормами горизонтальной или полуцилиндрической освещенности, наименьшая высота расположения светильников по условиям ограничения ослепленности должна приниматься по табл. 9.