(Действующий) МДС 80-2.2000 Использование конкуренции между работниками проектной...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
5. Равный доступ участников конкуренции к информации о спросе и предложении на проектную продукцию (услуги) института, ценах и сроках разработки и др.
6. Независимость конкурентов при принятии решений. Директор проектного института должен создать ситуацию, не позволяющую осуществлять давление на кого-либо из конкурентов (подразделение или специалиста) по вопросам согласования цены, сроков разработки и других условий выполнения работ. Претенденты на выполнение работы должны руководствоваться только личными интересами, в состав которых, как правило, входят: получение более высокого материального вознаграждения за выполненную работу, удовлетворение личных профессиональных притязаний, стремление повысить собственную репутацию и т.п.
2.1.2. Вместе с тем следует принять меры по предотвращению возможности соглашения между конкурентами по вопросам контроля над ценами, сроками разработки и др. (более подробно см. п.2.3 настоящего руководства).

2.2. Недопущение недобросовестной конкуренции в проектном институте

2.2.1. Недобросовестная конкуренция чаще всего проявляется в следующем:
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки конкуренту (подразделению, специалисту) либо нанести ущерб его деловой репутации;
введение потребителей (заказчиков проектной продукции (услуг), в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества проектной продукции (услуг), разрабатываемых конкурентом;
некорректное сравнение собственных работ (услуг) с работами (услугами) конкурентов;
самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или марки проектной продукции, а также копирование внешнего оформления продукции конкурента;
получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или коммерческой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
2.2.2. Наиболее распространенный способ недобросовестной конкуренции в проектном институте - использование в собственных работах проектных материалов других работников (подразделений) без разрешения автора, поскольку доступ к архивным материалам в большинстве случаев свободный.
Этот недостаток может быть устранен введением правила, в соответствии с которым доступ к архивным материалам должен быть согласован с автором разработки.
2.2.3. Для ограничения возможной недобросовестной конкуренции при приеме на работу в проектный институт целесообразно заключать с работниками специальные соглашения, в состав которых включать соглашение о неразглашении конфиденциальной информации, соглашение о недопущении конкуренции со стороны работника, в том числе при выполнении работ во временных творческих коллективах. Комплект рекомендуемых форм документов по недопущению недобросовестной конкуренции в проектном институте приведен в прил.1 - 4.

2.3. Антимонопольные воздействия руководства проектного института

2.3.1. Основная задача руководства проектной организации при формировании антимонопольных воздействий заключается в предупреждении, ограничении и пресечении действий подразделений (специалистов), занимающих доминирующее положение в проектной организации, которые могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и/или ущемление интересов других подразделений (работников). В практическом плане антимонопольные воздействия руководства проектного института целесообразно рассмотреть с двух сторон - что следует и что не следует делать директору (руководству) для преодоления монопольного положения подразделений (работников).
2.3.2. Для преодоления монопольного положения подразделений (работников) не рекомендуется:
устанавливать запреты подразделениям (работникам) на осуществление определенных видов деятельности или на производство определенных видов проектной продукции (услуг);
необоснованно препятствовать осуществлению деятельности подразделений (работников) в какой-либо сфере проектной деятельности;
устанавливать запреты на разработку проектной продукции (услуг) для определенных заказчиков или регионов или иным образом ограничивать права подразделений (работников) на производство проектной продукции (услуг);
препятствовать созданию новых структур (подразделений, должностей, временных творческих коллективов) в проектном институте;
предоставлять отдельным подразделениям (работникам) льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим подразделениям (работникам), занятым разработкой проектной продукции (услуг).
2.3.3. В случаях, когда подразделения (работники) занимают доминирующее положение, осуществляют монополистическую деятельность, директору целесообразно:
принять решение о принудительном разделении подразделений и/или создании новых рабочих мест (должностей);
запретить слияние и присоединение подразделений.

3. Организация внутренней конкуренции между работниками

3.1. Конкурентные условия: "Директор - управляющий проектом"

Появление в "портфеле заказов" объекта проектирования позволяет директору для обеспечения внутренней конкуренции объявить конкурс среди работников института на управляющего проектом. Прежде директор назначал ГИПа административно. Рыночное и административно-командные отношения несовместимы. Если между проектным институтом и заказчиком действуют рыночные отношения, то и в отношениях между работодателем и исполнителем внутри проектного института также должны действовать рыночные механизмы: договорные цены на работу, свободный выбор исполнителей исходя из экономических интересов сторон.
Участие в конкурсе могут принять все обладающие необходимой квалификацией специалисты, если не устанавливаются дополнительные ограничения. Возможный порядок назначения управляющего проектом приведен в прил.5.
Следует особо сказать о наименовании должности "управляющий проектом". Традиционно в роли управляющего проектом выступает главный инженер (главный архитектор) проекта. В рыночных условиях лучше, как это принято в международной практике, перейти к наименованию "управляющий проектом". Назначение управляющего проектом на основе конкурса дает возможность директору проектного института достигать лучших условий выполнения работ для организации в целом. Возможными критериями при выборе кандидатуры для назначения управляющего проектом могут быть:
улучшение технико-экономических показателей проектируемого объекта;
сокращение сроков проектирования и строительства;
сокращение трудоемкости проектных работ;
более выгодные для проектной организации условия расчетов с участниками разработки проекта.
При выборе управляющего проектом наибольшее значение следует придавать репутации кандидата (конкурсанта).
Взаимоотношения между работодателем в лице директора проектного института и управляющим проектом целесообразно оговаривать в форме контракта.
Директор института в предварительном соглашении (протоколе о намерениях) с заказчиком фиксирует предварительную договорную цену работ. Предварительная договорная цена является конфиденциальной информацией директора. Управляющий проектом, который выиграл конкурс, называет директору свою цену (ценовая конкуренция). Разница в цене остается в распоряжении директора и может использоваться на общеинститутские нужды (например, на оплату участия института в тендерах на получение новых заказов, проведение рекламных кампаний и т.п.). Опыт показывает, что цена работ, которую запрашивает управляющий проектом, должна соответствовать запросам участников разработки проекта.

3.2. Конкурентные условия: "Управляющий проектом - начальник основного проектного отдела"

После подписания контракта с заказчиком управляющий проектом приступает к формированию временного трудового коллектива. При рыночных отношениях формирование коллектива разработчиков не может быть принудительным. Управляющий проектом располагает разнообразными возможностями для формирования временного трудового коллектива на основе добровольного заинтересованного участия. Например, управляющий проектом может обратиться с предложением принять участие в работе над проектом к руководителям основных проектных отделов. В этом случае управляющий проектом будет обсуждать договорную цену отдельных разделов проекта, которые разрабатываются в отделе, как работодатель. Если управляющего проектом не устраивают предлагаемые руководителями отделов условия, он может обратиться к другим подразделениям (работникам) института, а также привлечь специалистов со стороны. При этом может возникнуть вопрос, имеет ли право управляющий проектом вступать в отношения со специалистами основных проектных отделов напрямую, минуя руководителей подразделений института. Это зависит от решения руководителя подразделения. Начальник основного проектного отдела вправе как не допускать получения заказов на выполнение работ специалистами отдела минуя начальника, так и предоставить право отдельным специалистам заключать соглашения на выполнение работ напрямую. Привлечение управляющим проектом внештатных высококвалифицированных специалистов позволяет с одной стороны достигать более высоких результатов, если квалификация штатных работников недостаточно высокая, а с другой, создавая конкуренцию штатным работникам, влиять на цены и другие условия выполнения работ.
Наряду с обсуждением цены работ управляющий проектом может поставить перед руководителем основного проектного отдела условие об участии в работе конкретных специалистов.
Проведение конкурса является своеобразным ситом, через которое "просеиваются" специалисты, претендующие на участие в разработке проектной продукции. Штатные работники, которые не выигрывают конкурс, которых редко включают в состав временных трудовых коллективов, будут вынуждены самостоятельно принимать меры по повышению своей квалификации, улучшению исполнительной дисциплины, укреплению долговременных деловых отношений. В противном случае, как вариант, искать другое место работы. Важно то, что рыночные отношения избавляют руководителя от необходимости заставлять кого-либо выполнять установленные задания, следить за дисциплиной, соблюдением сроков выполнения работ.

3.3. Конкурентные условия: "Начальник основного проектного отдела - проектировщик (исполнитель)"

При переходе к рынку изменяется статус основного проектного отдела проектного института. Отдел превращается в своеобразный рынок рабочей силы. Задачей начальника отдела становится поддержание высокого потенциала работников отдела - комплектование отдела высококвалификационными специалистами и повышение их квалификации, обеспечение доступа к прогрессивным техническим средствам и создание условий для применения высокоэффективных технологий выполнения работ, информационное обеспечение, создание благоприятного психологического климата и др. В период работы во временном трудовом коллективе специалисты отдела (административного и технического) подчиняются управляющему проектом.
Конкурентные условия, создаваемые начальником отдела, направлены на обеспечение соответствия квалификации специалистов и их загрузки потребностям управляющих проектами. Начальник отдела согласовывает с управляющим проектом (ГИПом) величину оплаты (стоимость) работы, выполняемой в отделе, и определяет специалиста, который будет ее выполнять.

Приложение 1 Соглашение о неразглашении конфиденциальной информации

1. При поступлении на работу по найму работник
_________________________________________________________________________
ф.и.о. работника
ставится в известность, что в течение срока найма ему может быть
сообщена некоторая конфиденциальная информация, в том числе:
а) техническая: методы, процессы, формулы, составы, изобретения,