(Действующий) МДС 80-2.2000 Использование конкуренции между работниками проектной...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Кроме этого, внутренняя конкуренция позволяет существенно уменьшить затраты времени высшего руководства на меры административного регулирования производственного процесса (контроль сроков выполнения работ, контроль за трудовой дисциплиной, распределение объемов работ, их стоимость, разрешение конфликтов по заработной плате и т.п.).
При этом следует иметь в виду, что интересы администрации и отдельного работника в вопросах внутренней конкуренции не совпадают. Работник стремится к монополизму, так как это создает для него благоприятные условия при переговорах о величине оплаты труда и загрузке, а администрация заинтересована в создании конкурентной среды для принятия решения на конкурсной основе.
Настоящие рекомендации посвящены вопросам организации конкуренции между работниками внутри проектного института.
В разделе 1 даются общие положения по организации внутренней конкуренции, усиливающие конкурентный "тонус" проектной организации.
В разделе 2 рассматриваются методы содействия развитию конкуренции, которые может применять директор института.
В разделе 3 освещены практические вопросы организации внутренней конкуренции для различных уровней управления.
В приложения вынесены вспомогательные материалы, рекомендуемые для использования при осуществлении мероприятий по организации внутренней конкуренции между работниками.
При необходимости получения дополнительной консультационной помощи по вопросам организации внутренней конкуренции между работниками проектного института можно обращаться в ГП "ЦЕНТРИНВЕСТпроект" Минстроя России к заведующему отделом организации и управления проектированием Марку Семеновичу Подольскому (тел. 157-33-16).

1. Общие положения по организации внутренней конкуренции в проектном институте

1.1. Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения продукции на данном рынке и стимулируют производство тех товаров (продукции), которые требуются потребителю.
Конкуренция в рыночных условиях хозяйствования является формой существования предприятий, организаций и отдельных работников.
Общим принципом (условием) возникновения конкуренции является превышение над спросом: превышение мощностей проектного института (его подразделений и специалистов) над потребностями заказчиков в разработке проектной продукции (услуг).
1.2. Наличие конкуренции между работниками внутри проектного института означает, что созданы такие организационные, экономические и социальные условия, которые позволяют директору института, управляющему проектом (ГИПу, ГАПу) и начальнику основного проектного отдела (мастерской) принимать решения о том, кому поручить выполнение работы, за какую цену и в какие сроки на конкурсной основе, т.е. в момент принятия решения претендентов на получение работы должно быть больше чем один. Только в этом случае можно рассчитывать на быструю адаптацию к условиям рынка.
1.3. На состояние конкурентной борьбы внутри проектного института оказывают влияние множество факторов, существенными из которых являются следующие (см. рисунок):
влияние проектных организаций-конкурентов;
влияние заказчиков проектной продукции (услуг);
влияние поставщиков ресурсов;
влияние новых видов проектной продукции.
Учет указанных факторов определяет выбор методов организации внутренней конкуренции.
612 × 364 пикс.     Открыть в новом окне
Внешние воздействия, усиливающие конкурентный "тонус" проектной
организации
1.4. Важнейшими мероприятиями, с помощью которых руководство проектного института может оказать воздействие на формирование внутренней конкуренции, являются:
увеличение числа производителей проектной продукции, в том числе содержание части временно незанятых работников;
разделение существующих производственных подразделений, выделение групп специалистов в самостоятельных участников конкуренции (временные трудовые коллективы);
использование возможности привлечения специалистов, не состоящих в штате проектной организации.

2. Методы содействия развитию конкуренции в проектном институте

2.1. Формирование конкурентной среды в проектном институте

2.1.1. Для формирования конкурентной среды в проектном институте необходимо обеспечить наличие следующих условий:
1. Свободный доступ на рынок проектной продукции (услуг) внутри проектного института. Каждый работник должен иметь право участвовать (заявлять об участии) в получение заказов на разработку проектной документации.
2. Привлечение не менее двух претендентов при получении заказа на разработку проектной документации. Необходимо создавать условия для формирования рынка рабочей силы, преодоления монополии отдельных подразделений и специалистов (узкой специализации) путем создания параллельных структур (дублирования подразделений и работников), формирования временных трудовых коллективов, привлечения работников и организаций со стороны.
3. Равный доступ к материальным, трудовым, финансовым и другим ресурсам. Необходимо создать равные условия для выполнения любого заказа в обеспечении материальными, финансовыми и другими ресурсами. Не следует устанавливать приоритеты в ресурсном обеспечении в зависимости от вида объекта, объема работ, "важности" заказчика и др.
4. Однородность выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) подразделениями и специалистами проектного института. Конкуренция может возникнуть только в том случае, если продукт (работа, услуга) один, а претендентов на его изготовление больше одного.
5. Равный доступ участников конкуренции к информации о спросе и предложении на проектную продукцию (услуги) института, ценах и сроках разработки и др.
6. Независимость конкурентов при принятии решений. Директор проектного института должен создать ситуацию, не позволяющую осуществлять давление на кого-либо из конкурентов (подразделение или специалиста) по вопросам согласования цены, сроков разработки и других условий выполнения работ. Претенденты на выполнение работы должны руководствоваться только личными интересами, в состав которых, как правило, входят: получение более высокого материального вознаграждения за выполненную работу, удовлетворение личных профессиональных притязаний, стремление повысить собственную репутацию и т.п.
2.1.2. Вместе с тем следует принять меры по предотвращению возможности соглашения между конкурентами по вопросам контроля над ценами, сроками разработки и др. (более подробно см. п.2.3 настоящего руководства).

2.2. Недопущение недобросовестной конкуренции в проектном институте

2.2.1. Недобросовестная конкуренция чаще всего проявляется в следующем:
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки конкуренту (подразделению, специалисту) либо нанести ущерб его деловой репутации;
введение потребителей (заказчиков проектной продукции (услуг), в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества проектной продукции (услуг), разрабатываемых конкурентом;
некорректное сравнение собственных работ (услуг) с работами (услугами) конкурентов;
самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или марки проектной продукции, а также копирование внешнего оформления продукции конкурента;
получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или коммерческой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
2.2.2. Наиболее распространенный способ недобросовестной конкуренции в проектном институте - использование в собственных работах проектных материалов других работников (подразделений) без разрешения автора, поскольку доступ к архивным материалам в большинстве случаев свободный.
Этот недостаток может быть устранен введением правила, в соответствии с которым доступ к архивным материалам должен быть согласован с автором разработки.
2.2.3. Для ограничения возможной недобросовестной конкуренции при приеме на работу в проектный институт целесообразно заключать с работниками специальные соглашения, в состав которых включать соглашение о неразглашении конфиденциальной информации, соглашение о недопущении конкуренции со стороны работника, в том числе при выполнении работ во временных творческих коллективах. Комплект рекомендуемых форм документов по недопущению недобросовестной конкуренции в проектном институте приведен в прил.1 - 4.

2.3. Антимонопольные воздействия руководства проектного института

2.3.1. Основная задача руководства проектной организации при формировании антимонопольных воздействий заключается в предупреждении, ограничении и пресечении действий подразделений (специалистов), занимающих доминирующее положение в проектной организации, которые могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и/или ущемление интересов других подразделений (работников). В практическом плане антимонопольные воздействия руководства проектного института целесообразно рассмотреть с двух сторон - что следует и что не следует делать директору (руководству) для преодоления монопольного положения подразделений (работников).
2.3.2. Для преодоления монопольного положения подразделений (работников) не рекомендуется:
устанавливать запреты подразделениям (работникам) на осуществление определенных видов деятельности или на производство определенных видов проектной продукции (услуг);
необоснованно препятствовать осуществлению деятельности подразделений (работников) в какой-либо сфере проектной деятельности;