(Действующий) МДС 80-2.2000 Использование конкуренции между работниками проектной...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

МДС 80-2.2000 Использование конкуренции между работниками проектной организации для выживания на рынке. Руководство для директора

Введение
Развитие рыночных отношений в инвестиционном комплексе сопровождается на современном этапе снижением объемов централизованных капитальных вложений, сокращением бюджетного финансирования, появлением на рынке проектных организаций новых формаций (акционерных, частных и т.п.). Проектные организации впервые за всю историю существования вынуждены работать в условиях ограниченного спроса на их продукцию и жесткой конкурентной борьбы.
Новые условия хозяйствования требуют существенной переориентации деятельности проектной организации. Для выживания необходимо знать и использовать законы рынка, тщательно изучать и анализировать спрос на конкретные виды проектных работ (услуг), выявлять потенциальных заказчиков, искать способы более эффективного, чем у конкурентов, удовлетворения потребностей заказчиков, быстро адаптировать производственную программу проектного института к меняющейся рыночной конъюнктуре.
Конкуренция - это обязательный атрибут рыночных отношений. Она возникает на рынке всегда и не зависит от воли и желания субъектов рыночных отношений. Участие проектной организации в конкурентной борьбе - это не эпизод, а условие существования.
Внешняя конкурентная среда, где проектные организации конкурируют с другими организациями за получение заказов в отрасли, регионе и т.п., уже сформировалась и преимущества имеют те проектные организации, которые лучше других освоились в новой обстановке и умеют использовать методы борьбы с конкурентами. Участие в конкурентной борьбе будет успешнее, если и внутри проектного института будет создана аналогичная внешней конкурентная среда, в которой работники института смогут действовать по тем же правилам, по которым они действуют при взаимоотношениях с внешним миром. Другими словами, и внутри проектного института должна быть создана ситуация получения работы на основе конкуренции.
Создание условий для внутренней конкуренции между работниками - это вопрос политики руководства института и в первую очередь директора. В условиях прежней административной системы предпринимались попытки искусственного создания обстановки состязательности между работниками через институт "социалистического соревнования". Однако, как известно, эта идея превратилась в пустую формальность, так как существовавшие экономические и идеологические ограничения не позволяли и не заинтересовывали работника "выделиться". В новых условиях эти ограничения либо полностью сняты, либо существенно уменьшены, поэтому включение в систему производственно-хозяйственной деятельности факторов состязательности, конкуренции, обеспечивающих "выживание" каждого конкретного работника, должно обеспечить и выживание проектного института в целом.
Кроме этого, внутренняя конкуренция позволяет существенно уменьшить затраты времени высшего руководства на меры административного регулирования производственного процесса (контроль сроков выполнения работ, контроль за трудовой дисциплиной, распределение объемов работ, их стоимость, разрешение конфликтов по заработной плате и т.п.).
При этом следует иметь в виду, что интересы администрации и отдельного работника в вопросах внутренней конкуренции не совпадают. Работник стремится к монополизму, так как это создает для него благоприятные условия при переговорах о величине оплаты труда и загрузке, а администрация заинтересована в создании конкурентной среды для принятия решения на конкурсной основе.
Настоящие рекомендации посвящены вопросам организации конкуренции между работниками внутри проектного института.
В разделе 1 даются общие положения по организации внутренней конкуренции, усиливающие конкурентный "тонус" проектной организации.
В разделе 2 рассматриваются методы содействия развитию конкуренции, которые может применять директор института.
В разделе 3 освещены практические вопросы организации внутренней конкуренции для различных уровней управления.
В приложения вынесены вспомогательные материалы, рекомендуемые для использования при осуществлении мероприятий по организации внутренней конкуренции между работниками.
При необходимости получения дополнительной консультационной помощи по вопросам организации внутренней конкуренции между работниками проектного института можно обращаться в ГП "ЦЕНТРИНВЕСТпроект" Минстроя России к заведующему отделом организации и управления проектированием Марку Семеновичу Подольскому (тел. 157-33-16).

1. Общие положения по организации внутренней конкуренции в проектном институте

1.1. Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения продукции на данном рынке и стимулируют производство тех товаров (продукции), которые требуются потребителю.
Конкуренция в рыночных условиях хозяйствования является формой существования предприятий, организаций и отдельных работников.
Общим принципом (условием) возникновения конкуренции является превышение над спросом: превышение мощностей проектного института (его подразделений и специалистов) над потребностями заказчиков в разработке проектной продукции (услуг).
1.2. Наличие конкуренции между работниками внутри проектного института означает, что созданы такие организационные, экономические и социальные условия, которые позволяют директору института, управляющему проектом (ГИПу, ГАПу) и начальнику основного проектного отдела (мастерской) принимать решения о том, кому поручить выполнение работы, за какую цену и в какие сроки на конкурсной основе, т.е. в момент принятия решения претендентов на получение работы должно быть больше чем один. Только в этом случае можно рассчитывать на быструю адаптацию к условиям рынка.
1.3. На состояние конкурентной борьбы внутри проектного института оказывают влияние множество факторов, существенными из которых являются следующие (см. рисунок):
влияние проектных организаций-конкурентов;
влияние заказчиков проектной продукции (услуг);
влияние поставщиков ресурсов;
влияние новых видов проектной продукции.
Учет указанных факторов определяет выбор методов организации внутренней конкуренции.
612 × 364 пикс.     Открыть в новом окне
Внешние воздействия, усиливающие конкурентный "тонус" проектной
организации
1.4. Важнейшими мероприятиями, с помощью которых руководство проектного института может оказать воздействие на формирование внутренней конкуренции, являются:
увеличение числа производителей проектной продукции, в том числе содержание части временно незанятых работников;
разделение существующих производственных подразделений, выделение групп специалистов в самостоятельных участников конкуренции (временные трудовые коллективы);
использование возможности привлечения специалистов, не состоящих в штате проектной организации.

2. Методы содействия развитию конкуренции в проектном институте

2.1. Формирование конкурентной среды в проектном институте

2.1.1. Для формирования конкурентной среды в проектном институте необходимо обеспечить наличие следующих условий:
1. Свободный доступ на рынок проектной продукции (услуг) внутри проектного института. Каждый работник должен иметь право участвовать (заявлять об участии) в получение заказов на разработку проектной документации.
2. Привлечение не менее двух претендентов при получении заказа на разработку проектной документации. Необходимо создавать условия для формирования рынка рабочей силы, преодоления монополии отдельных подразделений и специалистов (узкой специализации) путем создания параллельных структур (дублирования подразделений и работников), формирования временных трудовых коллективов, привлечения работников и организаций со стороны.
3. Равный доступ к материальным, трудовым, финансовым и другим ресурсам. Необходимо создать равные условия для выполнения любого заказа в обеспечении материальными, финансовыми и другими ресурсами. Не следует устанавливать приоритеты в ресурсном обеспечении в зависимости от вида объекта, объема работ, "важности" заказчика и др.
4. Однородность выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) подразделениями и специалистами проектного института. Конкуренция может возникнуть только в том случае, если продукт (работа, услуга) один, а претендентов на его изготовление больше одного.
5. Равный доступ участников конкуренции к информации о спросе и предложении на проектную продукцию (услуги) института, ценах и сроках разработки и др.
6. Независимость конкурентов при принятии решений. Директор проектного института должен создать ситуацию, не позволяющую осуществлять давление на кого-либо из конкурентов (подразделение или специалиста) по вопросам согласования цены, сроков разработки и других условий выполнения работ. Претенденты на выполнение работы должны руководствоваться только личными интересами, в состав которых, как правило, входят: получение более высокого материального вознаграждения за выполненную работу, удовлетворение личных профессиональных притязаний, стремление повысить собственную репутацию и т.п.
2.1.2. Вместе с тем следует принять меры по предотвращению возможности соглашения между конкурентами по вопросам контроля над ценами, сроками разработки и др. (более подробно см. п.2.3 настоящего руководства).

2.2. Недопущение недобросовестной конкуренции в проектном институте

2.2.1. Недобросовестная конкуренция чаще всего проявляется в следующем:
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки конкуренту (подразделению, специалисту) либо нанести ущерб его деловой репутации;
введение потребителей (заказчиков проектной продукции (услуг), в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества проектной продукции (услуг), разрабатываемых конкурентом;
некорректное сравнение собственных работ (услуг) с работами (услугами) конкурентов;
самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или марки проектной продукции, а также копирование внешнего оформления продукции конкурента;
получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или коммерческой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
2.2.2. Наиболее распространенный способ недобросовестной конкуренции в проектном институте - использование в собственных работах проектных материалов других работников (подразделений) без разрешения автора, поскольку доступ к архивным материалам в большинстве случаев свободный.