(Действующий) Строительные нормы и правила СНиП III-42-80*"Магистральные...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Если на отдельных участках трассы в соответствии с проектом необходимо выполнить повороты малого радиуса, который не может быть получен при изгибе труб на станках холодного гнутья, кривые поворота следует выполнять из крутоизогнутых отводов горячего гнутья и штампосварных отводов, выполненных в соответствии со СНиП 2.05.06-85*.
4.39. Выполнение сварных косых стыков в полевых условиях запрещается.
4.40. Радиусы упругого изгиба трубопровода устанавливаются проектом.
Минимальные допустимые радиусы изгиба принимаются в соответствии с табл. 5.
Таблица 5
┌────────────┬──────────────────────╥──────────────────┬────────────────┐
│Диаметр │ Минимально ║ Диаметр │ Минимально │
│трубопро- │ допустимые ║ трубопроводов, │ допустимые │
│водов, мм │ радиусы ║ мм │ радиусы │
│ │ упругого ║ │ упругого │
│ │ изгиба ║ │ изгиба │
│ │ трубопровода, ║ │ трубопровода,│
│ │ м ║ │ м │
├────────────┼──────────────────────╫──────────────────┼────────────────┤
│ 1400 │ 1400 ║ 600 │ 600 │
│ 1200 │ 1200 ║ 500 │ 500 │
│ 1000 │ 1000 ║ 400 │ 400 │
│ 800 │ 800 ║ 300 │ 300 │
│ 700 │ 700 ║ 200 │ 200 │
└────────────┴──────────────────────╩──────────────────┴────────────────┘
4.41. Упругий изгиб сваренного в нитку трубопровода следует выполнять непосредственно при его укладке в траншею, отрытую по проекту.
4.42. Гнутые отводы могут изготовляться в базовых, заводских условиях и непосредственно у места укладки в траншею из отдельных труб или двухтрубных секций.
4.43. Холодному гнутью подлежат только прямошовные и бесшовные трубы.
Унифицированные радиусы гнутых отводов устанавливаются в соответствии с табл. 6.
Таблица 6
┌──────────────────┬────────────────┬───────────────────────────────────┐
│Диаметр труб, мм │ Толщина стенки │Унифицированные радиусы отводов при│
│ │ трубы, мм │гнутье труб в холодном состоянии, м│
├──────────────────┼────────────────┼───────────────────────────────────┤
│ 1420 │ 16-20 │ 60 │
│ 1220 │ 12-15 │ 60 │
│ 1020 │ 10-14 │ 40 │
│ 720-820 │ 8-12 │ 35 │
│ 529 │ 7-10 │ 25 │
│ 426 │ 6-12 │ 20 │
│ 219-377 │ 4-25 │ 15 │
│ │ │ │
│ Примечания: 1. Указанные радиусы относятся только к изогнутой части │
│ отвода. │
│ 2. Допускается отклонение величины радиуса на +-5 %. │
┴───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
4.44. При холодном гнутье труб и двухтрубных секций на трубогибочных станках продольные сварные швы должны располагаться в нейтральной плоскости изгиба.
4.45. Участок двухтрубной секции на расстоянии не менее 0,5 диаметра трубы по обе стороны кольцевого сварного шва не должен подвергаться изгибу.
4.46. Гнутье труб на трубогибочных станках должно производиться при температуре окружающего воздуха не ниже минус 20°С.
4.47. Допуски на изготовление гнутых отводов на трубогибочных станках должны быть в пределах, указанных в табл. 7.
4.48. Кривые поворота (углы поворота) на линейной части трубопроводов, выполняемые с помощью гнутых отводов, проектируются с шагом градации 3° и в стесненных условиях трассы - 1°.
Гнутые отводы изготавливают с углами изгиба, кратными 3° или 1°.
Таблица 7
┌───────────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐
│ Содержание допуска │ Величина отклонения от │
│ │ заданного параметра │
├───────────────────────────────────────┼───────────────────────────────┤
│Отклонение продольного сварного шва │ До 100 мм │
│от нейтральной плоскости гиба │ │
│Разброс продольных сварных швов двух- │ До 100 мм │
│трубной секции │ │
│Овальность поперечного сечения: │ │
│концов гнутых отводов │ До 2 % │
│изогнутой части отвода │ До 2,5 % │
│Длина неизгибаемых участков по обе сто-│ Не менее 0,5 диаметра │
│роны от кольцевого сварного шва двух- │ трубы │
│трубной секции │ │
│Высота плавных гофр гнутых отводов │ Не более толщины стенки │
│ │ трубы, но не более 10 мм │
│Допускаемое отклонение общего угла │ +- 0°20' │
│гнутого отвода от заданной величины │ │
└───────────────────────────────────────┴───────────────────────────────┘
4.49. Разбивка на местности кривых поворота, монтируемых из отводов, выполняется в соответствии с проектом. Запрещается разбивка поворотов трубопроводов по круговой кривой и по усредненным значениям радиусов.
4.50. Монтаж кривых поворота производится без обрезки прямых концов у гнутых отводов.
4.51. Если при подходе прямого участка трубопровода к кривой поворота образуется строительный разрыв, то он восполняется вставкой, а не передвижкой кривой к уложенной нитке трубопровода.

5. Транспортировка труб и трубных секций

5.1*. Для погрузки и разгрузки труб кранами и трубоукладчиками следует применять траверсы, мягкие канаты и мягкие полотенца; погрузка и разгрузка труб увеличенной длины должны производиться с применением специальной оснастки.
Перекатку труб и трубных секций разрешается производить только по лагам.
5.2*. Выбор вида транспорта и транспортных средств для перевозки труб и трубных секций следует производить с учетом результатов технико-экономических расчетов в зависимости от объема грузов, дальности перевозок, времени года и местных условий.
Транспортные средства должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими сохранность как самих труб (секций, трубной арматуры), так и покрытий, нанесенных на них.
5.3. Перемещение труб и трубных секций войлоком запрещается.
5.4. Предельное количество труб и трубных секций, перевозимых на автомобилях и тракторах, с учетом грузоподъемности машин и размеров труб определяется по табл. 8.
Таблица 8
┌────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │ Диаметр трубы, мм │
│ ├───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬──────────┤
│Грузоподъем-│ 1420х17 │ 1220х13 │1020х13 │ 820х9 │ 720х10 │
│ ность, т ├───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴──────────┤
│ │ Длина трубы или трубных секций, м │
│ ├───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬──┤
│ │12 │24 │36 │12 │24 │36 │12 │24 │36 │12 │24 │36 │12 │24 │36│
├────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼──┤
│ 9 │ 1 │- │ - │ 2 │ 1 │ - │ 2 │ 1 │ - │ 3 │ 2 │ 1 │ 5 │ 3 │1 │
│ 18 │ 2 │- │ 1 │ 3 │ 2 │ 1 │ 5 │ 2 │ 2 │ 5 │ 3 │ 2 │ 7 │ 5 │4 │
│ 30 │ - │2 │ 1 │ 3 │ 3 │ 2 │ 5 │ 3 │ 2 │ 5 │ 5 │ 3 │ 9 │ 9 │5 │
│ 50 │ - │2 │ 2 │ 3 │ 3 │ 3 │ 5 │ 5 │ 5 │ 6 │ 6 │ 6 │ 9 │ 9 │9 │
└────────────┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴──┘
5.5. Необходимая ширина дороги в зоне поворота исходя из вписываемости транспортных машин в прямоугольный поворот определяется по табл. 9.
Таблица 9
┌────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────┐
│Ширина │ Длина автопоезда, м │
│входного ├────────────┬───────────┬──────────┬───────────┬──────────┤
│проезда, м │ 12 │ 16 │ 20 │ 24 │ 28 │
│ ├────────────┴───────────┴──────────┴───────────┴──────────┤
│ │ Ширина дороги в зоне поворота, м │
├────────────┼────────────┬───────────┬──────────┬───────────┬──────────┤
│ 5 │ 15 │ 18 │ 22 │ 26 │ 28 │
│ 10 │ 11,5 │ 14 │ 17,5 │ 20 │ 23 │
│ 15 │ 8 │ 12 │ 14 │ 17 │ 19 │
│ 20 │ 7,5 │ 9 │ 12 │ 14 │ 17 │
│ 25 │ 7 │ 8 │ 11 │ 13 │ 15 │
└────────────┴────────────┴───────────┴──────────┴───────────┴──────────┘
5.6*. Доставка секций и труб должна осуществляться на транспортных средствах (платформах), исключающих возникновение изгибающих нагрузок на тело трубы.
Таблица 10 исключена.
5.7. Транспортирование трубных секций длиной до 24 м в горных условиях на участках с уклонами 10-15° следует выполнять трубовозами на колесном ходу. На участках с уклонами более 15° следует применять машины на гусеничном ходу.
Для особо трудных участков трассы и пересеченной местности необходимо предусматривать дежурные тракторы-тягачи или тракторные самоходные лебедки.
5.8. При невозможности доставки труб и трубных секций автомобильными транспортными средствами непосредственно к месту монтажных работ на трассе следует предусматривать промежуточные пункты перегрузки трубных секций на гусеничные транспортные средства. Места размещения пунктов надо выбирать с учетом устройства разворотов транспортных средств и двустороннего проезда.
Пункты перегрузки должны быть обеспечены погрузочно-разгрузочными средствами.
5.9. При перевозке грузов через пустыни, полупустыни, тундру и тайгу у конечных станций железной дороги или пристаней, а также на трассе путей развозки материалов на расстоянии не более дневного перехода транспортных средств должны быть организованы полевые опорные пункты, обеспеченные запасом питьевой и технической воды, пищи, топлива, передвижными ремонтными мастерскими, жильем и радиосвязью.

6. Защита магистральных трубопроводов от коррозии изоляционными покрытиями

Общие положения

6.1. Противокоррозионную защиту магистральных трубопроводов изоляционными покрытиями при любом способе прокладки (подземном, наземном, надземном, подводном) необходимо выполнять согласно требованиям проекта, стандартов, ТУ на изоляционные и оберточные материалы, СНиП 2.05.06-85* и настоящего раздела.
6.2. При применении неизолированных труб работы в трассовых условиях по очистке, огрунтовке и нанесению на трубопровод изоляционных покрытий и защитных оберток должны выполняться, как правило, механизированным способом в соответствии с требованиями настоящего раздела и технологических инструкций.
6.3. Защитные свойства изоляционных покрытий стыковых соединений (при применении труб с заводской изоляцией), отремонтированных участков (поврежденных изоляционных покрытий), а также покрытий мест присоединения к трубопроводу запорной арматуры, фитингов, проводов и кабелей средств электрохимической защиты должны соответствовать защитным свойствам покрытия трубопровода.

Очистка и огрунтовка трубопроводов

6.4. Изолируемые трубопроводы перед нанесением грунтовочного слоя или изоляционного покрытия следует очистить от ржавчины, земли, пыли, снега, наледи, копоти, масла, поддающейся механической очистке окалины и других загрязнений, а при необходимости высушить и подогреть.
Очищенная поверхность трубопровода под полимерные липкие ленты или битумные покрытия должна соответствовать утвержденному Миннефтегазстроем и согласованному с заказчиками эталону, а под лакокрасочные покрытия - требованиям действующих ГОСТов.