Утративший силу
┌───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐
│ │ Крутизна откосов │
│ Характеристика выемок │ выемок глубиной │
│ │ до 12 м │
├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│Выемки в глинах, суглинках, супесях и песках одно- │ 1:1,3 │
│родного напластования │ │
│ │ │
│Выемки в сухих лессах в условиях засушливого кли- │ 1:0,1 │
│мата │ │
│ │ │
│Выемки в лессах в остальных случаях; выемки в лес- │ 1:0,5 - 1:1,5 │
│совидных грунтах, а также выемки в крупнообломоч- │ │
│ных (щебенистых, гравелистых и т.п.) грунтах в за- │ │
│висимости от их свойств, характера напластования и │ │
│высоты откосов │ │
│ │ │
│Выемки в слабовыветривающейся скале при отсутствии │ 1:0,1 │
│падения пластов в сторону полотна и отсутствии │ │
│трещиноватости │ │
│ │ │
│Прочие скальные выемки в зависимости от свойств │ 1:0,2 - 1:1 │
│грунтов, характера их напластования и высоты отко- │ │
│са │ │
└───────────────────────────────────────────────────┴───────────────────┘
Для насыпей высотой до 2 м при благоприятных климатических и геологических условиях ширину бермы допускается уменьшать до 1 м.
3.67*. Для возведения насыпей подъездных и внутренних железнодорожных путей следует использовать, как правило, местные грунты и прежде всего имеющиеся технологические отходы металлургических, горно-добывающих, дробильно-сортировочных и других производств (металлургические шлаки, отсевы, материалы породных отвалов угольных и сланцевых шахт и др.), отвечающие требованиям, предъявляемым к грунтам земляного полотна, с учетом
Коэффициент уплотнения грунтов следует принимать: 0,95 на участках периодического подтопления и 0,90 - во всех других случаях.
Конструкцию земляного полотна при показателе текучести грунтов более 0,5 на участках обращения подвижного состава, имеющего осевую нагрузку более 294 кН (30 тс), на участках с возможным увлажнением пучинистых грунтов, насыпей, примыкающих к мостам в сложных инженерно-геологических и гидрогеологических условиях, следует проектировать индивидуально и при необходимости проверять расчетами на устойчивость.
3.71*. Бровка земляного полотна должна возвышаться над наивысшим уровнем грунтовых вод или уровнем длительного стояния поверхностных вод на величину, достаточную для предохранения железнодорожного пути от пучения и просадок. При проектировании земляного полотна с открытым балластным слоем на слабых основаниях, водонасыщенных глинистых, лессовых и других просадочных грунтах следует предусматривать возвышение бровки насыпи над уровнем длительного (более 20 сут) стояния поверхностных вод или над уровнем грунтовых вод с учетом опыта эксплуатации дорог в районе строительства. При отсутствии такого опыта минимальное возвышение бровки в зависимости от вида грунтов земляного полотна и глубины сезонного промерзания грунтов следует принимать по
При этом необходимо учитывать величину осадки грунтов основания в процессе консолидации их в период эксплуатации.
┌───────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│ │Минимальная величина возвышения │
│ │бровки земляного полотна, м, над │
│ Грунты земляного │уровнем длительного (более 20 сут) │
│ полотна │стояния поверхностных вод или над │
│ │уровнем грунтовых вод при глубине │
│ │ промерзания грунтов, м │
│ ├────────┬───────┬────────┬─────────┤
│ │ 1,0 │ 1,5 │ 2,0 │ 2,5 и │
│ │ │ │ │ более │
├───────────────────────────────────┼────────┼───────┼────────┼─────────┤
│Дренирующие грунты │ 0,4 │ 0,7 │ 0,9 │ 1,0 │
│ │ │ │ │ │
│Недренирующие грунты, мелкие пыле-│ 0,7 │ 1,0 │ 1,2 │ 1,35 │
│ватые пески и супеси │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Суглинки и глины │ 0,8 │ 1,2 │ 1,35 │ 1,7 │
└───────────────────────────────────┴────────┴───────┴────────┴─────────┘
Расчетная величина упругих осадок основания насыпей по оси пути не должна превышать 3 мм на подъездных и соединительных путях I категории и 5 мм - на остальных путях.
В качестве основного средства повышения прочности и устойчивости основной площадки земляного полотна в пределах площадки промышленных предприятий следует предусматривать замену глинистого переувлажненного грунта дренирующим. Величину замены надлежит определять расчетом в зависимости от высоты насыпи, состояния и свойств заменяемого грунта с учетом запаса на осадку земляного полотна и основания.
При меньшем расстоянии земляное полотно должно быть защищено лотками, дренажами или заменой просадочного грунта дренирующим.
При расположении площадки предприятия на уклоне и наличии подвижных подземных вод в сторону земляного полотна (нарушающих его устойчивость) должны предусматриваться дренажи для перехвата или понижения уровня и отвода подземной воды.
Дренажи следует проектировать с применением трубчатых дрен диаметром не менее 150 мм и устройств для их прочистки.
В отдельных случаях при значительном притоке воды и в районах с суровым климатом (при среднемесячной температуре наружного воздуха наиболее холодного месяца ниже минус 15°С) дренажи необходимо укладывать на глубине ниже глубины промерзания или предусматривать их утепление в соответствии с теплотехническими расчетами.
3.80. Земляное полотно и водоотводные сооружения в условиях вечной мерзлоты следует проектировать по
табл.19* в зависимости от объема перевозок и осевой нагрузки подвижного состава.
3.81*. Мощность верхнего строения подъездных и внутренних железнодорожных путей промышленного транспорта следует устанавливать по
Для многопутных участков путей допускается применять разную мощность верхнего строения для грузового и порожнего направлений.
При осевой нагрузке более 294 кН (30 тс) требуются расчетная проверка напряжений на основной площадке земляного полотна и в необходимых случаях увеличение толщины балластного слоя или усиление верхней части земляного полотна.
┌───────────┬───────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │ Значения параметров при осевой нагрузке подвижного │
│ │ состава, кН │
│ ├─────────────────────────────────┬──────────────────┬──────┤
│ │ до 265 │ св. 265 до 294 │св.294│
│Параметры │ │ │до 450│
│верхнего ├─────────────────────────────────┴──────────────────┴──────┤
│строения │ и при объеме перевозок, млн т брутто/год │
│пути ├──────┬──────┬──────┬──────┬─────┬──────┬─────┬─────┬──────┤
│ │ до 1 │ св. 1│св. 3 │св. 10│св.25│ до 3 │св. 3│св.10│ до 10│
│ │ │ до 3 │до 10 │до 25 │ │ │до 10│ │ │
├───────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────┴──────┴─────┴─────┴──────┤
│ Подъездные и соединительные пути, а также главные и │
│ приемоотправочные пути на раздельных пунктах, │
│ по которым предусматривается безостановочный пропуск поездов │
│Тип рельсов│Р50(С)│Р50(С)│Р65(С)│ Р50 │ Р65 │Р65(С)│ Р50│ Р65 │ Р65 │
│Число шпал│ 1440 │ 1600 │ 1600 │ 1840 │1840 │ 1600 │ 1840│1840 │1840 │
│на 1 км пу-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ти │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Толщина │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│балласта │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│под дере-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│вянной шпа-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│лой, см: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│однослойно-│ 25 │ 25 │ 25 │ 30 │ - │ 30 │ 30 │ - │ - │
│го │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│двухслойно-│ - │ - │ - │ - │25/20│ - │ - │25/20│25/20 │
│го │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│То же, под│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│железобе- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│тонной шпа-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│лой, см: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│однослойно-│ 30 │ 30 │ - │ - │ - │ 35 │ - │ - │ - │
│го │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│двухслойно-│15/20 │15/20 │ 20/20│ 30/20│35/20│ 20/20│25/20│ - │ - │
│го │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ Главные и приемоотправочные пути на раздельных пунктах, по которым │
│ не намечается безостановочный пропуск поездов, а также │
│ сортировочные, вытяжные и другие внутренние пути │
│Тип рельсов│ Р50(С) │Р50(С)│ Р65(С) │Р50(С)│Р50; │Р65 │Р65(С)│
│ │ │ │ │ │Р65 │(С) │ │
│ │ │ │ │ │(С) │ │ │
│Число шпал│ 1440 │ 1440 │ 1600 │ 1440 │1600 │1600 │ 1600 │
│на 1 км пу-│ │ │ │ │ │ │ │
│ти │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Толщина │ │ │ │ │ │ │ │
│балластной │ │ │ │ │ │ │ │
│призмы под│ │ │ │ │ │ │ │
│деревянной │ │ │ │ │ │ │ │
│шпалой, см:│ │ │ │ │ │ │ │
│ однослой- │ 20 │ 20 │ 25 │ 25 │ 25 │ - │ - │
│ ной │ │ │ │ │ │ │ │
│ двухслой- │ - │ - │ - │ - │ - │20/20│ 20/20│
│ ной │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│То же, под│ │ │ │ │ │ │ │
│железобе- │ │ │ │ │ │ │ │
│тонной шпа-│ │ │ │ │ │ │ │
│лой, см: │ │ │ │ │ │ │ │
│ однослой- │ 25 │ - │ - │ 30 │ - │ - │ - │
│ ной │ │ │ │ │ │ │ │
│ двухслой- │ 15/20 │20/20 │ 25/20 │ 20/20│25/20│ - │ - │
│ ной │ │ │ │ │ │ │ │
│ Примечания: 1. Тип верхнего строения устанавливается для каждого │
│ пути отдельно в зависимости от объема перевозок по нему, тип верхнего │
│ строения станционных путей - в зависимости от объема перевозок на │
│ прилегающем перегоне. На путях раздельных пунктов, к которым │
│ примыкают внутренние соединительные или подъездные пути, имеющие │
│ разные объемы перевозок, типы верхнего строения принимают по размерам │
│ перевозок со стороны подхода путей, имеющих больший объем перевозок. │
│ 2. С буквой "С" указаны типы отремонтированных старогодных рельсов │
│ с допустимым износом согласно действующим техническим условиям на │
│ рельсы старогодные для железных дорог широкой колеи. │
│ 3. Число шпал указано для прямых участков пути и кривых радиусом │
│ 350 м и более. │
│ 4. Перед чертой указана толщина верхнего слоя балласта, после │
│ черты - толщина подушки. │
│ 5. Вместо рельсов типа Р50(С) допускается при обосновании │
│ применять рельсы типа Р65(С) с одновременной заменой шпал III типа на │
│ шпалы II типа, а вместо новых рельсов типа Р50 применять Р65(С) 1-й и │
│ 2-й групп годности. В этом случае число шпал вместо 1840 или 1600 на │
│ 1 км пути следует принимать соответственно 1600 или 1440. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
На путях металлургических предприятий, по которым предусматривается движение специального подвижного состава для перевозки жидкого чугуна, шлака, слитков и т.д., укладка старогодных рельсов запрещается.
при деревянных шпалах - ракушку, гравийно-песчаную смесь, металлургический шлак, отходы асбестового производства и дробильно-сортировочных установок, а также местные материалы, удовлетворяющие техническим условиям на балласт;
при железобетонных шпалах - щебень, гравий, металлургический шлак, гравийно-песчаную смесь, отходы асбестового производства.
В качестве материала для двухслойного балласта при деревянных и железобетонных шпалах следует использовать щебеночный или асбестовый балласт, укладываемый на подушке из гравийно-песчаной смеси, ракушки. Использование асбестового балласта следует предусматривать с учетом требований п.2.10.
Передвижные пути на отвалах металлургических шлаков следует укладывать с применением в качестве балласта отвальных шлаков, а в карьерах наряду со щебеночным и гравийным балластом использовать шлак, вскрышные породы и другие местные материалы.