(Утративший силу) Строительные нормы и правила СНиП 2.05.07-91*"Промышленный...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу

Основные положения

6.1. Нормы и правила настоящего раздела следует соблюдать при проектировании гидравлического (напорного и безнапорного) транспорта (гидротранспорта) промышленных предприятий для перемещения гидросмеси (пульпы), разработанных полезных ископаемых, грунтов вскрыши карьеров, отходов обогащения и переработки рудных и нерудных материалов; золы и шлака тепловых электростанций.
Нормы не распространяются на проектирование сооружений и оборудования для добычи, получения и приготовления гидросмеси, складирования транспортируемого материала, а также транспортирования вязких суспензий.
6.2. Безнапорный гидротранспорт следует применять при естественном уклоне местности по трассе, обеспечивающем надежное перемещение гидросмеси по лоткам, желобам или трубам.
В остальных случаях следует применять напорносамотечный или напорный гидротранспорт по трубам за счет естественного напора, создаваемого разностью высотных отметок, или напора, создаваемого искусственно насосами.
6.3. Гидротранспорт, требующий применения более трех ступеней подъема грунтовыми насосами, а также транспортирования гидросмесей высокой плотности (свыше 1,3 ), следует проектировать с применением шлюзовых камерных аппаратов, земснарядов с погружными грунтовыми насосами или другого вида оборудования на основании предварительных исследований в производственных или лабораторных условиях.
6.4. При транспортировании зернистого материала и отсутствии в гидросмеси компонентов, обладающих цементирующей способностью, допускается образование в трубах слоя заиления, толщина которого не должна превышать 10% диаметра пульпопровода.

Трасса пульпопроводов

6.5. В зависимости от назначения пульпопроводы подразделяются на участки: карьерные (расположенные в пределах карьера), магистральные (главные), внутриплощадочные и намывные, предназначенные для складирования грунта в отвале, хвостохранилище или на картах намыва.
6.6. Для профилактического обслуживания и ремонта сооружений и устройств гидротранспорта следует предусматривать вдоль трассы пульпопровода спланированные полосы с подъездами. При технико-экономическом обосновании допускается предусматривать патрульные автодороги, проектируемые по нормам, приведенным в разд.5.
6.7. Положение магистральных пульпопроводов в плане, в зависимости от местных условий, следует назначать по возможности по кратчайшему расстоянию.
6.8. При выборе трассы магистрального пульпопровода следует отдавать предпочтение безнапорным и напорно-самотечным системам гидротранспорта.
6.9. Продольный профиль пульпопроводов должен соответствовать рельефу местности и обеспечивать возможность самотечного опорожнения трубопроводов на период ремонта или в случае аварии в специальные емкости, устраиваемые в пониженных местах. При этом объем аварийных емкостей должен приниматься не менее объема опорожняемых участков пульпопроводов.
Продольный уклон напорных пульпопроводов должен быть не менее 0,5% по направлению к выпуску.
Минимальный уклон пульпопроводов для самотечного движения гидросмеси следует определять гидравлическим расчетом.
6.10. Число поворотов магистральных пульпопроводов в плане и продольном профиле должно быть по возможности минимальным.
6.11. При изменении направления трассы пульпопровода до 30° радиус в углах поворота должен быть не менее трех, более 30 до 45° - не менее пяти, более 45 до 90° - не менее семи диаметров пульпопровода.
В местах резкого изменения направления трассы пульпопровода, когда возникающие осевые усилия не могут быть восприняты стыками труб, следует устанавливать анкерные опоры.
Углы поворота пульпопроводов, располагаемых на эстакадах, следует предусматривать только при наличии анкерных опор.
6.12. Расстояния в свету между наружными поверхностями параллельно укладываемых магистральных пульпопроводов следует принимать с учетом возможности сварки стыков, поворота и замены отдельных участков трубопровода, ремонта арматуры, а также в зависимости от материала труб, внутреннего давления и величины смещения труб при самокомпенсации пульпопровода, но не менее: 500 мм - для труб внутренним диаметром до 900 мм; 600 мм - внутренним диаметром свыше 900 мм.
6.13. Магистральные пульпопроводы следует укладывать по спланированной поверхности земли на поперечные, как правило, бетонные или деревянные подкладки. Подземный способ прокладки пульпопроводов, прокладка на надземных эстакадах и опорах допускаются при соответствующем обосновании. При подземной прокладке пульпопроводов глубину заложения труб следует определять в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84*.
На заболоченных территориях пульпопроводы следует укладывать на лежневых или свайных опорах, а при соответствующем обосновании - на специально возводимой насыпи.
При пересечении оврагов следует предусматривать укладку пульпопроводов по отдельно стоящим опорам с пролетом, определяемым в соответствии с несущей способностью труб (с учетом их возможного гидроабразивного износа) и согласно табл.68.
Во всех случаях необходимо обеспечить возможность работы кранов, трубоукладчиков или другого вспомогательного оборудования для проведения монтажных и ремонтных работ.
6.14. Подъем пульпопроводов на сооружения, где это требуется по условиям производства, следует предусматривать под углом не более 30° .
Таблица 68
┌────────────────────────┬──────────────────────┬───────────────────────┐
│ Условный проход, │ Толщина стенки │ Расстояние между │
│ мм │ трубы, мм │ опорами, м │
├────────────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────┤
│ 100 │ 4,5 │ 5 │
│ 150 │ 5 │ 7 │
│ 200 │ 8 │ 9 │
│ 250 │ 8 │ 11 │
│ 300 │ 8 │ 12 │
│ 400 │ 9 │ 14 │
│ 500 │ 9 │ 14 │
│ 600 │ 9 │ 15 │
│ 700 │ 9 │ 15 │
│ 800 │ 9 │ 16 │
│ 900 │ 9 │ 18 │
│ 1000 │ 10 │ 20 │
└────────────────────────┴──────────────────────┴───────────────────────┘

Расчетные параметры

6.15. К расчетным параметрам относятся: удельные потери напора в пульпопроводе, скорость транспортирования, диаметр труб и плотность гидросмеси.
Потери напора на местные сопротивления принимаются в пределах 5-10% величины потерь напора по длине трубопровода, а для сложных трасс должны определяться расчетом.
Расчеты параметров гидротранспорта следует производить исходя из физико-механических свойств и гранулометрического состава транспортируемого материала по специальным методикам.

Перекачивающие станции

6.16. Перекачивающие станции в зависимости от условий эксплуатации надлежит проектировать стационарными или передвижными. В любом случае они должны обеспечивать бесперебойную подачу расчетного количества гидросмеси в принятом режиме работы системы гидротранспорта.
6.17. По месту расположения на трассе пульпопровода станции подразделяются на головные (первого подъема) и перекачивающие (второго и последующих подъемов).
Для головных станций и станций последующих подъемов, работающих с разрывом потока гидросмеси, следует предусматривать приемные емкости. В целях обеспечения бесперебойной работы приемная емкость должна соответствовать не менее чем 2-3-минутному суммарному расходу гидросмеси рабочих грунтовых насосов.
6.18. При проектировании перекачивающих станций с приемными емкостями следует соблюдать следующие условия:
аварийный водослив должен обеспечивать сброс всего расхода грунтового насоса при глубине переливающегося слоя не более 30 см;
уклон отводящих лотков аварийного слива должен быть не менее 3%;
в стационарных условиях следует устанавливать насосы "под залив". Ось грунтового насоса должна быть расположена ниже уровня рабочего горизонта в емкости не менее чем на 1 м; а всас насоса - на глубине, исключающей просос воздуха;
число приемных емкостей (или их отсеков) должно соответствовать числу технологических насосных агрегатов.
6.19. В одной станции не допускается устанавливать более двух ступеней последовательно работающих насосов. Двухступенчатая работа грунтовых насосов должна быть предварительно согласована с заводом-изготовителем.
6.20. При проектировании перекачивающих станций следует предусматривать:
подачу чистой воды для собственных нужд (гидроуплотнения грунтовых насосов и охлаждения подшипников), при этом количество и качество потребной воды и необходимый напор надлежит определять в соответствии с техническими условиями заводов-изготовителей;
монтажные площадки для производства ремонтных работ и переходы для обслуживающего персонала - в соответствии с требованиями техники безопасности;
подъемно-транспортные средства грузоподъемностью не менее веса наиболее тяжелой составной части установленного оборудования;
оборудование и инструмент для текущего ремонта;
помещения для бытовых нужд - в соответствии с санитарными нормами;
дренажные насосы;
аварийный сброс.
6.21. Стационарные перекачивающие станции следует проектировать закрытыми, а при соответствующем обосновании с учетом производственных (сезонного режима работы, непродолжительного срока действия) и климатических условий - открытыми.