Действующий
4. Диспетчеры УВД осуществляют деятельность по обслуживанию воздушного движения в пределах квалификационных отметок и отметок о допуске к работе на конкретном диспетчерском пункте (секторе) обслуживания воздушного движения, внесенных в установленном порядке в свидетельство, а также установленного срока его действия и при наличии действующего медицинского заключения о признании годным к работе диспетчером УВД, кроме случаев, когда сфера деятельности диспетчера УВД ограничена выполнением функциональных обязанностей, не требующих медицинского заключения о признании годным к работе диспетчером УВД. В свидетельствах диспетчеров УВД приводятся сведения, установленные в
Приложении к настоящим Правилам.
5. Медицинское освидетельствование диспетчеров УВД и парашютистов-инструкторов осуществляется в соответствии с положениями федеральных авиационных правил, регламентирующих порядок медицинского освидетельствования.
6. Медицинское заключение о признании годным к работе является неотъемлемой частью свидетельства. Обладатели свидетельств перестают пользоваться правами, предусмотренными соответствующими квалификационными отметками, когда они узнают об ухудшении состояния здоровья, которое могло бы помешать им безопасно и надлежащим образом осуществлять данные им права.
7. Обладатель свидетельства осуществляет права, предусмотренные квалификационными отметками и отметками о допуске к работе, внесенными в свидетельство, лишь в том случае, если он сохраняет свою квалификацию, соответствующую требованиям профессиональной пригодности.
8. В целях продления срока действия свидетельства диспетчер УВД должен подтверждать свою квалификацию в рамках имеющейся квалификационной отметки (отметок) путем демонстрации при проведении проверок (тестирования) надлежащих теоретических знаний и практических навыков со следующей периодичностью:
диспетчер УВД 1 класса - один раз в три года;
диспетчер УВД 2 класса - один раз в два года;
диспетчер УВД 3 класса - ежегодно.
В целях продления срока действия свидетельства парашютист-инструктор должен подтверждать свою квалификацию путем демонстрации при проведении проверок надлежащих теоретических знаний и практических навыков со следующей периодичностью:
парашютист-инструктор 1 класса - один раз в три года;
парашютист-инструктор 2 класса - один раз в два года;
парашютист-инструктор 3 класса - ежегодно.
9. Диспетчер УВД не должен подвергаться дополнительным проверкам (тестированию) теоретических знаний до окончания срока действия свидетельства, если осуществляет свою деятельность без получения очередной квалификационной отметки, допуска к работе на другом диспетчерском пункте (секторе) или повышения классной квалификации, за исключением случаев, когда действия данного диспетчера УВД привели к авиационному происшествию или авиационному инциденту.
10. Тематика вопросов при проведении проверки (тестировании) теоретических знаний на подтверждение классной квалификации не должна выходить за рамки подтверждаемой квалификационной отметки (квалификационных отметок) и отметок о допуске к самостоятельной работе, внесенных в свидетельство.
11. В целях поддержания надлежащего уровня знаний для обеспечения безопасности полетов при обслуживании воздушного движения, установлены следующие требования по периодичности прохождения курсов повышения и поддержания квалификации персонала:
руководящий состав, включая лиц, занимающих должности руководителей полетов, должны пройти курсы повышения квалификации один раз в пять лет;
старшие диспетчеры, диспетчеры-инструкторы (включая диспетчеров-инструкторов тренажера), диспетчеры УВД должны пройти курсы повышения квалификации по специальности один раз в три года.
Лица, имеющие допуск к обслуживанию воздушного движения с применением английского языка, проходят курсы повышения квалификации по специальности и английскому языку по совмещенной программе.
12. Диспетчеры УВД, осуществляющие районное диспетчерское обслуживание (диспетчер процедурного и радиолокационного контроля района УВД) на международных трассах, а также диспетчерское обслуживание подхода (диспетчер процедурного и радиолокационного контроля подхода) и аэродромное диспетчерское обслуживание (диспетчер аэродрома, диспетчер посадочного радиолокатора) на международных аэродромах, должны демонстрировать способность говорить на языке, используемом в радиотелефонной связи, и понимать его не ниже чем на 4 (рабочем) уровне по Шкале оценки языковых знаний ИКАО
*.
13. Диспетчеры УВД, допущенные к обслуживанию воздушного движения с применением английского языка и демонстрирующие знание английского языка на 4 (рабочем) уровне по Шкале оценки языковых знаний ИКАО, должны проходить языковую аттестацию по английскому языку не реже одного раза в три года.
14. Диспетчеры УВД, допущенные к обслуживанию воздушного движения с применением английского языка и демонстрирующие знание английского языка на 5 (продвинутом) уровне по Шкале оценки языковых знаний ИКАО, должны проходить языковую аттестацию по английскому языку не реже одного раза в шесть лет.
15. Диспетчеры УВД, допущенные к обслуживанию воздушного движения с применением английского языка и демонстрирующие знание английского языка на 6 (профессиональном) уровне по Шкале оценки языковых знаний ИКАО, освобождаются от прохождения языковой аттестации по английскому языку.
II. Требования к кандидатам для получения свидетельства и квалификационной отметки
16. Для получения свидетельства диспетчера УВД с внесением в него квалификационной отметки кандидат должен отвечать требованиям, изложенным в настоящем пункте, и соответствовать требованиям настоящих Правил при получении квалификационных отметок:
1) возраст - не моложе 18 лет;
2) образование - среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, курсы профессиональной переподготовки;
3) кандидат получил знания, по крайней мере, в следующих областях:
а) документы, регламентирующие деятельность диспетчера УВД;
б) принципы, использование и ограничения оборудования, применяемого при обслуживании воздушного движения;
в) аэродинамика и летно-технические характеристики воздушных судов, принципы полета и эксплуатации воздушных судов;
г) применение и понимание метеорологической информации, возникновение и характеристики опасных явлений погоды, измерение метеоэлементов;
д) основные положения аэронавигации, принципы, ограничения и точность навигационных систем и визуальных средств;
е) теория и практика обслуживания (управления) воздушного движения, виды обслуживания воздушного движения, общие правила радиообмена и типовой фразеологии;
ж) практические методы обеспечения безопасности полетов при обслуживании воздушного движения, авиационные происшествия, связанные с недостатками при обслуживании воздушного движения;
з) английский язык (для кандидатов, предполагающих осуществлять функциональные обязанности с применением английского языка).
4) опыт (приобретенные навыки в процессе стажировки) - заключение диспетчера-инструктора о возможности допуска к самостоятельной работе и заключение диспетчера-инструктора диспетчерского тренажера;
5) состояние здоровья - действующее медицинское заключение в соответствии с требованиями, предъявляемыми к диспетчерам УВД, за исключением случаев, когда сфера деятельности кандидата ограничена выполнением функциональных обязанностей, не требующих медицинского заключения о годности к работе по результатам медицинского освидетельствования.
17. Требования, предъявляемые при внесении квалификационных отметок диспетчера аэродрома, диспетчера процедурного и радиолокационного контроля подхода, диспетчера посадочного радиолокатора, диспетчера процедурного и радиолокационного контроля района УВД, в свидетельство диспетчера УВД:
а) закончил учебное заведение гражданской авиации по соответствующей специализации или курсы профессиональной переподготовки (профессиональные курсы обучения);
б) дополнительно получил знания, которые соответствуют правам, предоставляемым квалификационными отметками, указанными в
пункте 17 в нижеперечисленных областях в той степени, в какой они затрагивают круг служебных функциональных обязанностей:
обслуживание воздушного движения;
план аэродрома, физические характеристики и визуальные средства;
структура воздушного пространства;
применяемые правила, процедуры и источники информации;
аэронавигационные средства;
основное оборудование обслуживания воздушным движением и его использование;
рельеф местности и характерные наземные ориентиры;
характерные особенности воздушного движения;