Действующий
30) "высота полета" - общий термин, означающий расстояние по вертикали от определенного уровня до воздушного судна;
31) "высота нижней границы облаков" - расстояние по вертикали между земной (водной) поверхностью и нижней границей самого низкого слоя облаков;
32) "высота перехода" - высота, установленная для перевода шкалы давления барометрического высотомера на стандартное давление при наборе высоты полета;
33) "высота принятия решения" - высота, установленная для точного захода на посадку, на которой должен быть начат маневр ухода на второй круг в случае, если до достижения этой высоты командиром воздушного судна не был установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку или положение воздушного судна в пространстве, или параметры его движения не обеспечивают безопасности посадки (далее именуется - ВПР);
34) "граница действия разрешения" - рубеж (пункт), до которого действительно диспетчерское разрешение;
35) "давление на аэродроме" - атмосферное давление на уровне рабочего порога ВПП;
36) "давление атмосферное стандартное" - установленное значение давления 1 013,25 гектопаскаля (760 мм ртутного столба или 1 013,25 мбар);
37) "дельтадром (парадром)" - участок земной поверхности со склоном, подготовленный и маркированный для размещения, взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов;
38) "демонстрационный полет" - полет с целью показа возможностей воздушного судна, летного мастерства (показ авиатехники, авиационный парад и т.п.);
39) "дирижабль" - аэростат, перемещающийся в атмосфере при помощи силовой установки и управляемый по высоте, направлению, скорости, дальности и продолжительности полета;
40) "заявка на полет (план полета)" - документ установленного образца, содержащий необходимые данные для обеспечения полета;
41) "запас высоты над препятствием" - минимальное расстояние по вертикали от воздушного судна до горизонтальной поверхности проходящей через наивысшую точку препятствия, учитываемого в установленных границах;
42) "зона аэродромная (пилотажная)" - воздушное пространство установленных размеров для отработки техники пилотирования и других полетных заданий;
43) "зона ожидания" - воздушное пространство установленных размеров, расположенное, как правило, над радионавигационной точкой аэродрома (района аэродрома, аэроузла), предназначенное для ожидания воздушными судами своей очереди захода на посадку или подхода к аэродрому;
44) "зона специальная" - воздушное пространство установленных размеров, предназначенное для выполнения испытательных полетов, дозаправки топливом в воздухе, полетов на высотах ниже нижнего эшелона, на скоростях, превышающих скорость звука, пусков ракет, воздушных стрельб;
45) "зона (район) единой системы организации воздушного движения Российской Федерации" - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого соответствующие оперативные органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации осуществляет свои функции (далее именуется - зона (район) ЕС ОрВД) (
п. 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации);
46) "зональная навигация" - метод навигации, позволяющий воздушным судам выполнять полет по любой заданной траектории с использованием технических средств;
47) "командир воздушного судна" - лицо, имеющее действующий сертификат (свидетельство) пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа (
ст. 57 Воздушного кодекса Российской Федерации);
48) "контрольная точка аэродрома" - точка, определяющая местоположение аэродрома в выбранной системе координат (далее именуется - КТА);
49) "круг полетов" - установленный маршрут (схема) в районе аэродрома, по которому или по части которого выполняется набор высоты после взлета, заход на посадку, ожидание посадки, полет над аэродромом или выход воздушного судна за пределы аэродрома. Круг полетов устанавливается, как правило, на аэродромах государственной и экспериментальной авиации;
50) "маршрут зональной навигации" - маршрут, установленный для полетов воздушных судов, которые могут применять зональную навигацию;
51) "местная воздушная линия" - установленная для полетов воздушных судов на высотах ниже нижнего эшелона часть воздушного пространства, ограниченная по высоте и ширине, обеспеченная обслуживанием воздушного движения (далее именуется - МВЛ) (
п. 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации);
52) "местность горная" - местность с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км, а также местность с абсолютной высотой рельефа 1 000 м и более;
53) "местность холмистая" - местность с пересеченным рельефом и относительными превышениями рельефа от 200 м до 500 м в радиусе 25 км;
54) "местность равнинная" - местность с относительными превышениями рельефа менее 200 м в радиусе 25 км;
55) "метеорологическая информация" - сведения, сообщения о фактической и прогнозируемой погоде, поступающие от органов метеорологической службы, экипажей воздушных судов и органов обслуживания воздушного движения (управления полетами);
56) "минимальная высота снижения" - высота, установленная для неточного захода на посадку, ниже которой снижение не может производиться без необходимого визуального контакта с ориентирами (далее именуется - МВС);
57) "неточный заход на посадку" - заход на посадку по приборам без навигационного наведения по глиссаде, формируемой с помощью электронных средств;
58) "обледенение" - отложение льда на различных частях воздушного судна (слабое - при отложении льда на передней кромке крыла до 0,5 мм/мин, умеренное - от 0,5 до 1 мм/мин, сильное - более 1 мм/мин);
59) "опасное сближение" - не предусмотренное заданием на полет сближение воздушных судов между собой или с другими материальными объектами на интервалы менее половины установленных
Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации;
60) "переходный слой" - воздушное пространство между высотой перехода и эшелоном перехода;
61) "перрон" - определенная площадь аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки (высадки) пассажиров, погрузки (выгрузки) почты или грузов, заправки, стоянки или технического обслуживания;
62) "пилотаж" - преднамеренно выполняемые воздушным судном маневры, характеризующиеся изменением его пространственного положения и режима полета;
63) "плановая таблица полетов" - документ установленного образца, определяющий порядок выполнения полетов, характер заданий экипажам и очередность их выполнения. Плановая таблица полетов применяется при полетах государственной и экспериментальной авиации;
64) "площадь маневрирования" - часть аэродрома, исключая перрон (стоянку), предназначенная для взлета, посадки и руления воздушных судов;
65) "полет" - движение воздушного судна с начала взлета до окончания посадки;
66) "полет визуальный" - полет, когда пространственное положение воздушного судна и его местонахождение определяются экипажем визуально по естественному горизонту, земным ориентирам, а также относительно других материальных объектов и сооружений;
67) "полет по приборам" - полет, когда пространственное положение воздушного судна, его местонахождение, а также положение относительно других материальных объектов и сооружений определяются экипажем по приборам;
68) "полетный лист (задание на полет)" - документ установленной формы, разрешающий командиру воздушного судна выполнение полета. Аэродромные полеты по утвержденной плановой таблице могут выполняться без полетных листов;
69) "порог ВПП" - начало участка ВПП, предназначенного для приземления воздушных судов;
70) "посадка" - этап полета от момента замедленного движения воздушного судна с высоты начала выравнивания (начала торможения при вертикальной посадке) до момента касания земной, водной или иной поверхности и окончания пробега (дросселирования двигателя после приземления при вертикальной посадке);
71) "посадочная площадка" - участок земли, водной или иной поверхности, пригодный для взлета и посадки воздушных судов;
72) "потеря ориентировки" - ситуация, при которой экипаж воздушного судна не знает местонахождения воздушного судна;
73) "превышение аэродрома" - абсолютная высота наивысшей точки ВПП;
74) "предпосадочная прямая" - установленная траектория движения воздушных судов на заключительном этапе схемы захода на посадку после выхода на посадочный курс и до точки приземления;
75) "препятствие" - рельеф местности, естественные и искусственные объекты на ней, представляющие угрозу безопасности воздушного движения;
76) "приборные метеорологические условия" - метеорологические условия, выраженные в величинах дальности видимости и высоты нижней границы облаков, при которых полет выполняется по правилам полетов по приборам;
77) "рабочая площадь аэродрома" - часть аэродрома, состоящая из площади маневрирования и перрона (стоянки);
78) "расчетное время прилета (прибытия)" - расчетное время (момент) выхода воздушного судна на аэродромное навигационное средство, а при его отсутствии на центр ВПП (КТА);
79) "район аэродрома" - часть воздушного пространства установленных размеров, предназначенная для организации и выполнения аэродромных полетов (
п. 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации);