(Действующий) Приказ Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 г. N 6"Об...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Уравнительный перезаряд всей батареи или отдельных ее элементов должен осуществляться только по мере необходимости.
Заряжать и разряжать батарею допускается током не выше максимального для данной батареи. Температура электролита в конце заряда должна быть не выше 40°С для аккумуляторов типа СК и не выше 35°С для аккумуляторов типа СН.
2.10.15. Контрольные разряды кислотных батарей должны проводиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации стационарных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей для определения фактической емкости батареи по мере необходимости или 1 раз в 1-2 года.
Значение тока разряда каждый раз должно быть одним и тем же. Результаты измерений при контрольных разрядах должны сравниваться с результатами измерений предыдущих разрядов.
Кислотные батареи, работающие в режиме постоянного подзаряда, должны эксплуатироваться без тренировочных разрядов. Разряд отдельных аккумуляторов (или их группы) может производиться для выполнения ремонтных работ или при устранении неисправностей в них.
2.10.16. Мощность и напряжение зарядного устройства должны быть достаточными для заряда аккумуляторной батареи на 90% номинальной емкости в течение не более 8 ч при предшествующем 30-минутном разряде.
Подзарядное устройство должно обеспечивать стабилизацию напряжения на шинах батареи с отклонением +-2%. Выпрямительные установки, применяемые для заряда и подзаряда аккумуляторных батарей, должны присоединяться со стороны переменного тока через разделительный трансформатор.
Дополнительные аккумуляторы батарей, постоянно не используемые в работе, должны иметь отдельное устройство подзаряда.
Аккумуляторная установка должна быть оборудована вольтметром с переключателем и амперметрами в цепях зарядного, подзарядного устройств и аккумуляторной батареи.
2.10.17. Порядок эксплуатации системы вентиляции в помещении аккумуляторной батареи с учетом конкретных условий должен быть определен местной инструкцией.
Приточно-вытяжная вентиляция помещения аккумуляторной батареи должна быть включена перед началом заряда батареи и отключена после полного удаления газов, но не раньше чем через 1,5 ч после окончания заряда. Для аккумуляторной батареи следует предусматривать блокировку, не допускающую проведения заряда с напряжением более 2,3 В на элемент при отключенной вентиляции.
2.10.18. Напряжение на шинах оперативного постоянного тока в нормальных условиях эксплуатации допускается поддерживать на 5% выше номинального напряжения токоприемников.
2.10.19. Все сборки и кольцевые магистрали постоянного тока должны обеспечиваться питанием от двух источников.
2.10.20. Измерение сопротивления изоляции аккумуляторной батареи производится 1 раз в 3 месяца, его значение в зависимости от номинального напряжения батареи должно быть следующим:
┌───────────────────────────────┬───────┬───────┬────────┬───────┬───────┐
│Напряжение аккумуляторной│ 24 │ 48 │ 60 │ 110 │ 220 │
│батареи, В │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────────┼───────┼───────┼────────┼───────┼───────┤
│Сопротивление изоляции R_из,│ 15 │ 25 │ 30 │ 50 │ 100 │
│кОм, не менее │ │ │ │ │ │
└───────────────────────────────┴───────┴───────┴────────┴───────┴───────┘
Шины постоянного тока должны быть снабжены устройством для постоянного контроля изоляции, действующие на сигнал при снижении сопротивления изоляции одного из полюсов до значения 3 кОм в сети 24 В, 5 кОм в сети 48 В, 6 кОм в сети 60 В, 10 кОм в сети 110 В, 20 кОм в сети 220 В.
В условиях эксплуатации сопротивление изоляции сети постоянного оперативного тока, измеряемое периодически с помощью устройства контроля изоляции (или вольтметра), должно быть не ниже двукратного по отношению к указанным выше минимальным значениям.
2.10.21. При замыкании на землю (или снижении сопротивления изоляции до срабатывания устройства контроля) в сети оперативного тока следует немедленно принять меры к его устранению.
Производство работ под напряжением в сети оперативного тока, если в этой сети имеется замыкание на землю, не допускается, за исключением работ по поиску места замыкания.
2.10.22. Обслуживание аккумуляторных установок должно быть возложено на специалиста, обученного правилам эксплуатации аккумуляторных батарей.
На каждой аккумуляторной установке должен быть журнал аккумуляторной батареи для записи результатов осмотров и объемов выполненных работ.
2.10.23. Анализ электролита работающей кислотной аккумуляторной батареи должен производиться ежегодно по пробам, взятым из контрольных элементов. Количество контрольных элементов устанавливает ответственный за электрохозяйство Потребителя в зависимости от состояния аккумуляторной батареи, но не менее 10% количества элементов в батарее. Для использования в качестве контрольных каждый год должны назначаться разные элементы.
При контрольном разряде пробы электролита отбираются в конце разряда.
Для доливки аккумуляторов должна применяться дистиллированная вода, проверенная на отсутствие хлора и железа.
2.10.24. В батарее может быть не более 5% отстающих элементов. Напряжение отстающих элементов в конце разряда должно отличаться от среднего напряжения остальных элементов не более чем на 1,5%.
2.10.25. Осмотр аккумуляторных батарей должен проводиться по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство Потребителя, с учетом следующей периодичности осмотров:
дежурным персоналом - 1 раз в сутки;
специально выделенным работником - 2 раза в месяц;
ответственным за электрохозяйство - 1 раз в месяц.
2.10.26. Во время текущего осмотра проверяется:
напряжение, плотность и температура электролита в контрольных элементах (напряжение и плотность электролита во всех и температура электролита в контрольных элементах должны проверяться не реже 1 раза в месяц);
напряжение и ток подзаряда основных и добавочных аккумуляторов;
уровень электролита;
правильность положения покровных стекол или фильтр-пробок;
целостность аккумуляторов, чистота в помещении;
вентиляция и отопление;
наличие небольшого выделения пузырьков газа из аккумуляторов;
уровень и цвет шлама в аккумуляторах с прозрачными баками.
2.10.27. Персонал, обслуживающий аккумуляторную установку, должен быть обеспечен:
технической документацией;
приборами для контроля напряжения отдельных элементов батареи, плотности и температуры электролита;
специальной одеждой;
специальным инвентарем и запасными частями.
2.10.28. Обслуживание и ремонт выпрямительных установок и двигатель-генераторов, входящих в установки постоянного тока с аккумуляторной батареей, должны осуществляться в порядке, установленном для данного вида оборудования.
2.10.29. Для проведения капитального ремонта батареи (замена большого числа аккумуляторов, пластин, сепараторов, разборка всей батареи или значительной ее части) целесообразно приглашать специализированные ремонтные организации.
Необходимость капитального ремонта батареи устанавливает ответственный за электрохозяйство Потребителя.
Капитальный ремонт аккумуляторов типа СК должен производиться, как правило, не ранее чем через 15-20 лет эксплуатации.
Капитальный ремонт аккумуляторов типа СН не производится. Замена аккумуляторов этого типа должна производиться не ранее чем через 10 лет эксплуатации.

Глава 2.11. Средства контроля, измерений и учета

2.11.1. Настоящая глава распространяется на системы контроля технологических параметров оборудования, средства измерений режимов его работы (стационарные и переносные), а также на средства учета электрической энергии (счетчики активной и реактивной энергии).