Действующий
где М - расчетная масса поступившей в окружающее пространство горючей пыли, кг, М_вз - расчетная масса взвихрившейся пыли, кг; М_ав - расчетная масса пыли, поступившей в результате аварийной ситуации, кг.
где К_г - доля горючей пыли в общей массе отложений пыли; К_вз - доля отложенной вблизи аппарата пыли, способной перейти во взвешенное состояние в результате аварийной ситуации. В отсутствие экспериментальных данных о величине К_вз допускается принимать К_вз = 0,9; М_п - масса отложившейся вблизи аппарата пыли к моменту аварии, кг.
где М_ап - масса горючей пыли, выбрасываемой в окружающее пространство при разгерметизации технологического аппарата, кг; при отсутствии ограничивающих выброс пыли инженерных устройств следует полагать, что в момент расчетной аварии происходит аварийный выброс в окружающее пространство всей находившейся в аппарате пыли; q - производительность, с которой продолжается поступление пылевидных веществ в аварийный аппарат по трубопроводам до момента их отключения, кг х с(-1); Т - расчетное время отключения, с, определяемое в каждом конкретном случае, исходя из реальной обстановки. Следует принимать равным времени срабатывания системы автоматики, если вероятность ее отказа не превышает 0,000001 в год или обеспечено резервирование ее элементов (но не более 120 с); 120 с, если вероятность отказа системы автоматики превышает 0,000001 в год и не обеспечено резервирование ее элементов; 300 с при ручном отключении; К_п - коэффициент пыления, представляющий отношение массы взвешенной в воздухе пыли ко всей массе пыли, поступившей из аппарата. В отсутствие экспериментальных данных о величине К_п допускается принимать: 0,5 - для пылей с дисперсностью не менее 350 мкм; 1,0 - для пылей с дисперсностью менее 350 мкм.
где М - масса горючей пыли, поступившей в результате аварии в окружающее пространство, кг; Z - коэффициент участия пыли в горении, значение которого допускается принимать равным 0,1. В отдельных обоснованных случаях величина Z может быть снижена, но не менее чем до 0,02; Н_т - теплота сгорания пыли, Дж х кг(-1); Н_то - константа, принимаемая равной 4,6 х 106 Дж х кг(-1);
где r - расстояние от центра пылевоздушного облака, м. Допускается отсчитывать величину r от геометрического центра технологической установки; P_0 - атмосферное давление, кПа.
"огненный шар" - крупномасштабное диффузионное горение, реализуемое при разрыве резервуара с горючей жидкостью или газом под давлением с воспламенением содержимого резервуара.
Если возможна реализация обоих случаев, то при оценке значений критерия пожарной опасности учитывается наибольшая из двух величин интенсивности теплового излучения.
где E_f - среднеповерхностная плотность теплового излучения пламени, кВт х м(-2); F_q - угловой коэффициент облученности; тау - коэффициент пропускания атмосферы.
Значение E_f принимается на основе имеющихся экспериментальных данных. Для некоторых жидких углеводородных топлив указанные данные приведены в табл.8.
При отсутствии данных допускается принимать величину E_f равной: 100 кВт х м(-2) для СУГ, 40 кВт х м(-2) для нефтепродуктов, 40 кВт х м(-2) для твердых материалов.
Среднеповерхностная плотность теплового излучения пламени в зависимости от диаметра очага и удельная массовая скорость выгорания для некоторых жидких углеводородных топлив
┌───────────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────┬─────────────┐
│ Топливо │ E_f, кВт х м(-2) │ M, │
│ ├─────────────┬────────────┬─────────────┬─────────────┬─────────────┤кг х м(-2) х │
│ │ d = 10 м │ d = 20 м │ d = 30 м │ d = 40 м │ d = 50 м │ c(-1) │
├───────────────┼─────────────┼────────────┼─────────────┼─────────────┼─────────────┼─────────────┤
│СПГ (Метан) │ 220 │ 180 │ 150 │ 130 │ 120 │ 0,08 │
├───────────────┼─────────────┼────────────┼─────────────┼─────────────┼─────────────┼─────────────┤
│СУГ │ 80 │ 63 │ 50 │ 43 │ 40 │ 0,10 │
│(Пропанбутан) │ │ │ │ │ │ │
├───────────────┼─────────────┼────────────┼─────────────┼─────────────┼─────────────┼─────────────┤
│Бензин │ 60 │ 47 │ 35 │ 28 │ 25 │ 0,06 │
├───────────────┼─────────────┼────────────┼─────────────┼─────────────┼─────────────┼─────────────┤
│Дизельное │ 40 │ 32 │ 25 │ 21 │ 18 │ 0,04 │
│топливо │ │ │ │ │ │ │
├───────────────┼─────────────┼────────────┼─────────────┼─────────────┼─────────────┼─────────────┤
│Нефть │ 25 │ 19 │ 15 │ 12 │ 10 │ 0,04 │
└───────────────┴─────────────┴────────────┴─────────────┴─────────────┴─────────────┴─────────────┘