(Утративший силу) Строительные нормы и правила СНиП 2.01.15-90"Инженерная защита...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу
┌────────────────────┬────────────────┬─────────────┬───────────────────┐
│ │Сложность инже-│ Пригородные │Сложные и уникаль-│
│ │нерно-геологи- │ и зеленые │ные сооружения│
│Стадии │ческих условий │ зоны │(мосты, метро, про-│
│ │ │ │мышленные объекты,│
│ │ │ │подземные сооруже-│
│ │ │ │ния и др.) │
├──────────────┬─────┼────────────────┼─────────────┴───────────────────┤
│Районная пла-│ с │ │ │
│нировка за- │ х │ сложные │ Основы ГСИЗ │
│стройки терри-│ е │ │ 1: 200 000 │
│тории │ м ├────────────────┼─────────────────────────────────┤
│ │ а │ средней │ │
│ │(ТЭО)│ сложности │ Основы ГСИЗ 1: 500 000 │
│ ├─────┼────────────────┼─────────────────────────────────┤
│ │ п │ сложные │ ГСИЗ 1:100 000 (с врезками │
│ │ р │ │ 1:25 000 - 1:10 000 для типовых│
│ │ о │ │ участков) │
│ │ е ├────────────────┼─────────────────────────────────┤
│ │ к │ средней │ ГСИЗ 1: 200 000 (с врезками │
│ │ т │ сложности │ 1: 25 000 - 1:10 000 для │
│ │ │ │ меньшего числа типовых │
│ │ │ │ участков) │
├──────────────┼─────┼────────────────┼─────────────┬───────────────────┤
│Генеральный │ с │ сложные │ │ │
│план планиров-│ х │ │ ГСИЗ │ ДСИЗ │
│ки и застройки│ е ├────────────────┤ 1: 50 000 │ 1: 5 000 │
│города │ м │ средней │ │ │
│ │ а │ сложности │ │ │
│ │(ТЭО)│ │ │ │
│ ├─────┼────────────────┼─────────────┼───────────────────┤
│ │ п │ сложные │ │ ТЭО инженер- │
│ │ р │ │ ГСИЗ │ ной защиты │
│ │ о │ │ 1: 10 000 │ 1: 2000 - │
│ │ е │ │ │ 1: 1000 │
│ │ к │ │ │ │
│ │ т ├────────────────┼─────────────┼───────────────────┤
│ │ │ средней │ - │ ТЭО инженерной │
│ │ │ сложности │ │защиты 1: 5000 │
├──────────────┴─────┼────────────────┼─────────────┼───────────────────┤
│Проект детальной │ сложные │ - │ Проект сооружений │
│планировки (ПДП) │ │ │инженерной защиты │
│части территории │ │ │1: 1000 - │
│города │ │ │1: 2000 │
│ ├────────────────┼─────────────┼───────────────────┤
│ │ средней │ - │ Проект сооружений │
│ │ сложности │ │инженерной защиты │
│ │ │ │1: 2000 - │
│ │ │ │1: 5000 │
│ │
│Примечания: │
│1. Генеральные схемы инженерной защиты (ГСИЗ) разрабатывают│
│от совместного воздействия ОГП на территории и сооружения с учетом│
│техногенных факторов. В основах ГСИЗ определяют основные направления│
│инженерной защиты от ОГП (с учетом техногенных факторов) территорий и│
│сооружений. │
│ДСИЗ - детальная схема инженерной защиты. │
│2. Специальные схемы инженерной защиты составляют для обоснования│
│неотложных мероприятий при катастрофических или аварийных ситуациях, а│
│также при необходимости срочной локализации негативных последствий от│
│внезапно возникшего процесса (паводка, шторма, лавины, селевого потока│
│и т.д.). │
│3. Для автономных республик, экономических районов, краев и крупных│
│областей разрабатывают территориальные комплексные схемы охраны природы│
│(ТерКСОП), предназначенные для схем развития и резмещения│
│производительных сил регионов. В ТерКСОП, наряду с│
│социально-экологическими, экономическими и другими разделами, должны│
│быть проработки по принципиальным направлениям инженерной защиты от ОГП│
│с материалами по инженерно-геологическому, климато-гидрологическому и│
│гидрогеологическому обоснованиям в виде соответствующих карт в│
│масштабах 1: 800 000 - 1: 1 000 000 и иные данные в зависимости от│
│сложности условий. ТерСКОП следует рассматривать как исходные материалы│
│при разработке районных планировок застройки и инженерной защиты│
│территории. │
│4. Инженерно-геологические разрезы к картам составляют в более крупных│
│масштабах в зависимости от сложности условий, характера техногенных│
│факторов и т.п. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
──────────────────────────────
* Сложность инженерно-геологических условий принята по СНиП 1.02.07-87.
Приложение 3
Рекомендуемое

Эффективность инженерной защиты территорий и сооружений от опасных геологических процессов

1. Для выбора оптимального варианта инженерной защиты технические и технологические решения и мероприятия должны быть обоснованы и содержать оценки экономического, социального и экологического эффектов при осуществлении варианта или отказе от него.
2. Обоснованию и оценке подлежат варианты технических решений и мероприятий, их очередность, сроки осуществления, а также регламенты обслуживания создаваемых систем и защитных комплексов.
Расчеты, связанные с соответствующими обоснованиями, должны основываться на исходных материалах одинаковой точности, детальности и достоверности, на единой нормативной базе, одинаковой степени проработки вариантов, идентичном круге учитываемых затрат и результатов. Сравнение вариантов при различии в результатах их осуществления должно учитывать затраты, необходимые для приведения вариантов к сопоставимому виду.
3. При определении экономического эффекта инженерной защиты в размер ущерба должны быть включены потери от воздействия опасных геологических процессов и затраты на компенсацию последствий от этих воздействий. Потери для отдельных объектов определяются по стоимости основных фондов в среднегодовом исчислении, а для территорий - на основе удельных потерь и площади угрожаемой территории, с учетом длительности периода биологического восстановления и срока осуществления инженерной защиты.
Предотвращенный ущерб должен быть суммирован по всем территориям и сооружениям независимо от границ административно-территориального деления.
4. В состав затрат должны быть включены капитальные вложения и текущие эксплуатационные расходы с учетом изменения их значимости во времени. Подлежат учету как затраты из бюджета, так и из личных средств населения, а также потери, сопровождающие осуществление инженерной защиты.
5. В состав капитальных вложений входят средства на создание новых и реконструкцию существующих сооружений инженерной защиты, предотвращающих воздействие опасных геологических процессов, осуществление мероприятий, не создающих основных фондов. В состав эксплуатационных затрат входят текущие расходы на содержание и обслуживание сооружений и устройств инженерной защиты, в том числе относимые на основную деятельность и осуществляемые за счет дополнительных ассигнований, а также оплата услуг, связанных с инженерной защитой.
6. При оценке затрат на инженерную защиту должны быть учтены изменения природной среды по мере осуществления инженерной защиты, увеличения степени освоения территории, ускорения научно-технического прогресса, уменьшения антропогенного воздействия на природную среду, изменения продуктивности сельскохозяйственных и лесных угодий.
7. Все стоимостные показатели должны быть приведены к единому моменту времени, в качестве начала которого следует принять срок начала осуществления инженерной защиты.
8. Экологический эффект инженерной защиты следует оценивать изменением природного потенциала защищаемой территории, ее репродуктивной способности, устойчивости к антропогенным воздействиям, а также сохранением флоры и фауны.
9. При оценке социального эффекта должно быть учтено улучшение условий жизни населения в результате использования по возможности более благоприятных мест и условий проживания и работы, сокращения заболеваемости и увеличения периода активной деятельности и продолжительности жизни в целом, сохранения эстетической ценности природных ландшафтов.
10. Надежность сооружений и мероприятий инженерной защиты следует определять с учетом класса или категории защищаемого объекта. При необходимости следует предусматривать дублирование отдельных элементов сооружений инженерной защиты, а также соответствующую систему их обслуживания, включая мониторинг.
11. Проектирование и расчет конструкционной надежности отдельных сооружений инженерной защиты следует выполнять в соответствии с требованиями строительных норм на проектирование защищаемых объектов и методиками определения коэффициентов надежности по нагрузкам и воздействиям.
12. В расчетах затухания (стабилизации) опасного геологического процесса при вводе инженерной защиты опасный геологический процесс рассматривается как работа сложной геотехнической системы, подверженной воздействию потоков "отказов" и "восстановлений". За "отказ" принимается факт свершившегося действия (оползания, сплыва, обвала, размыва и т.п.). Соответственно этому "отказавший" элемент системы - расчетный объем оползающего блока грунта, обвала и т.п., а "восстанавливаемый" - фактически задерживаемая его часть.
Расчет сроков стабилизации и надежности инженерной защиты ведется с использованием системы уравнений Колмогорова:
;
253 × 49 пикс.     Открыть в новом окне
;
381 × 49 пикс.     Открыть в новом окне
; (1)
;
,
где k - число циклов склоновых процессов;
j - порядковый номер цикла;
- отношение надежности расчетного значения объема задерживаемой части грунта в цикле к расчетному значению уменьшения этой величины;
- вероятность i-го расчетного события, корректируемая по данным наблюдений с первого по i-й годы.
Здесь
237 × 59 пикс.     Открыть в новом окне
. (2)
Вероятный срок установления стабилизации T определяется по формуле
, (3)
где - расчетное отношение неравномерности процесса.
, (4)
где - среднеквадратичные отклонения объема грунта в цикле;
W - средний объем грунта в цикле.
Приложение 4
Справочное

Зарегистрированные проявления наиболее вероятных опасных геологических процессов на территории СССР (в городах и поселках)

┌──────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐
│ │ Зарегистрированные проявления опасных │
│ │ геологических процессов │
│Территория * ├───────┬──────┬───────┬───────┬─────┬───────┬───────┤
│ │оползни│обвалы│селевые│лавины │карст│подтоп-│перера-│
│ │ │ │потоки │снежные│ │ление │ботка │
│ │ │ │ │ │ │ │берегов│
├──────────────────┼───────┴──────┴───────┴───────┴─────┴───────┴───────┤
│РСФСР │ │
│ │ │
│Башкирская АССР │ + + + │
│ │ │
│Бурятская АССР │ + + + │
│ │ │
│Дагестанская АССР │ + + + │
│ │ │
│Кабардино- │ + + + │
│Балкарская АССР │ │
│ │ │
│Калмыцкая АССР │ + + │
│ │ │
│Коми АССР │ + + │
│ │ │
│Марийская АССР │ + + + + │
│ │ │
│Мордовская АССР │ + + │
│ │ │
│Северо- │ + + + + + │
│Осетинская АССР │ │
│ │ │
│Татарстан │ + + + + │
│ │ │
│Тувинская АССР │ + │
│ │ │
│Удмуртская АССР │ + + │
│ │ │
│Чечено- │ + │
│Ингушская АССР │ │
│ │ │
│Чувашская АССР │ + + + │
│ │ │
│Якутская АССР │ + + │
│ │ │
│Алтайский край │ + + + │
│ │ │
│Краснодарский │ + + + + + + + │
│край │ │
│ │ │
│Красноярский │ + + │
│край │ │
│ │ │
│Приморский край │ + + + + │
│ │ │
│Ставропольский │ + + + + + + │
│край │ │
│ │ │
│Хабаровский край │ + + + │
│ │ │
│Архангельская обл.│ + + + │
│ │ │
│Астраханская обл. │ + + │
│ │ │
│Белгородская обл. │ + + + + + │
│ │ │
│Брянская обл. │ + │
│ │ │
│Владимирская обл. │ + + + + │
│ │ │
│Вологодская обл. │ + │
│ │ │
│Волгоградская обл.│ + + + │
│ │ │
│Воронежская обл. │ + │
│ │ │
│Ивановская обл. │ + + + │
│ │ │
│Иркутская обл. │ + + │
│ │ │
│Калининградская │ + + + + │
│обл. │ │
│ │ │
│Калужская обл. │ + + │
│ │ │
│Камчатская обл. │ + + + + │
│ │ │
│Кемеровская обл. │ + + + + + │
│ │ │
│Кировская обл. │ + + │
│ │ │
│Курганская обл. │ + + + │
│ │ │
│Костромская обл. │ + │
│ │ │
│Курская обл. │ + + │
│ │ │
│Ленинградская обл.│ + + + │
│ │ │
│Липецкая обл. │ + │
│ │ │
│Магаданская обл. │ + + + + + + │
│ │ │
│Мурманская обл. │ + │
│ │ │
│Нижегородская обл.│ + + + + + │
│ │ │
│Новгородская обл. │ + + + │
│ │ │
│Новосибирская обл.│ + + + + │
│ │ │
│Омская обл. │ + + │
│ │ │
│Оренбургская обл. │ + + │
│ │ │
│Орловская обл. │ + + + │
│ │ │
│Пензенская обл. │ + + + │
│ │ │
│Пермская обл. │ + + + + + │
│ │ │
│Ростовская обл. │ + + + + │
│ │ │
│Самарская обл. │ + + + │
│ │ │
│Саратовская обл. │ + + + │
│ │ │
│Сахалинская обл. │ + + + + + + │
│ │ │
│Свердловская обл. │ + + + + + + │
│ │ │
│Тверская обл. │ + │
│ │ │
│Томская обл. │ + + + │
│ │ │
│Тульская обл. │ + + + + + │
│ │ │
│Тюменская обл. │ + + + │
│ │ │
│Ульяновская обл. │ + + + │
│ │ │
│Челябинская обл. │ + + + + + │
│ │ │
│Читинская обл. │ │
│ │ │
│Украинская ССР │ │
│ │ │
│ │ │
│Винницкая обл. │ + + │
│ │ │
│Волынская обл. │ + │
│ │ │
│Днепропетровская │ + + │
│обл. │ │
│ │ │
│Донецкая обл. │ + + + │
│ │ │
│Житомирская обл. │ + │
│ │ │
│Закарпатская обл. │ + + │
│ │ │
│Запорожская обл. │ + + │
│ │ │
│Ивано-Франковская │ + │
│обл. │ │
│ │ │
│Киевская обл. │ + + │
│ │ │
│Кировоградская │ + + + │
│обл. │ │
│ │ │
│Крымская обл. │ + + + + │
│ │ │
│Луганская обл. │ + + │
│ │ │
│Львовская обл. │ + + │
│ │ │
│Николаевская обл. │ + + + │
│ │ │
│Одесская обл. │ + + + │
│ │ │
│Полтавская обл. │ + + │
│ │ │
│Сумская обл. │ + + │
│ │ │
│Тернопольская обл.│ + │
│ │ │
│Харьковская обл. │ + + │
│ │ │
│Херсонская обл. │ + + │
│ │ │
│Хмельницкая обл. │ + + │
│ │ │
│Черниговская обл. │ + │
│ │ │
│Черкасская обл. │ + + │
│ │ │
│Черновицкая обл. │ + + │
│ │ │
│Республика │ │
│Беларусь │ │
│ │ │
│ │ │
│Брестская обл. │ + │
│ │ │
│Витебская обл. │ + │
│ │ │
│Гомельская обл. │ + + │
│ │ │
│Гродненская обл. │ + │
│ │ │
│Минская обл. │ + + │
│ │ │
│Могилевская обл. │ + │
│ │ │
│Казахская ССР │ │
│ │ │
│ │ │
│Актюбинская обл. │ + │
│ │ │
│Алма-Атинская │ + + + + │
│обл. │ │
│ │ │
│Восточно- │ + + │
│Казахстанская обл.│ │
│ │ │
│Гурьевская обл. │ + + + │
│ │ │
│Джамбульская обл. │ + + + │
│ │ │
│Джезказганская │ + + │
│обл. │ │
│ │ │
│Карагандинская │ + │
│обл. │ │
│ │ │
│Кзыл-Ординская │ + + │
│обл. │ │
│ │ │
│Кустанайская обл. │ + + │
│ │ │
│Мангышлакская обл.│ + + │
│ │ │
│Павлодарская обл. │ + + │
│ │ │
│Северо- │ + + │
│Казахстанская обл.│ │
│ │ │
│Семипалатинская │ + + │
│обл. │ │
│ │ │
│Талды-Курганская │ + + + + │
│обл. │ │
│ │ │
│Тургайская обл. │ + + │
│ │ │
│Уральская обл. │ + + │
│ │ │
│Целиноградская │ + │
│обл. │ │
│ │ │
│Чимкентская обл. │ + + + │
│ │ + + │
│ │ │
│Республика │ │
│Узбекистан │ │
│ │ │
│ │ │
│Андижанская обл. │ + │
│ │ │
│Бухарская обл. │ + │
│ │ │
│Джизакская обл. │ + + + │
│ │ │
│Кашкадарьинская │ + + + + + │
│обл. │ │
│ │ │
│Навоийская обл. │ + + │
│ │ │
│Наманганская обл. │ + │
│ │ │
│Самаркандская обл.│ + + + │
│ │ │
│Сурхандарьинская │ + + + + + │
│обл. │ │
│ │ │
│Сырдарьинская обл.│ + │
│ │ │
│Ташкентская обл. │ + + + + + │
│ │ │
│Ферганская обл. │ + + + + + │
│ │ │
│Хорезмская обл. │ + │
│ │ │
│Каракалпакская │ + │
│АССР │ │
│ │ │
│Азербайджанская │ + + + + + + │
│республика │ │
│ │ │
│Таджикская ССР │ + + + + + + │
│ │ │
│Республика │ + + + + │
│Кыргызстан │ │
│ │ │
│Туркменская ССР │ │
│ │ │
│Ашхабадская обл. │ + + + + │
│ │ │
│Красноводская обл.│ + + + │
│ │ │
│Марыйская обл. │ + + + │
│ │ │
│Чарджоусская обл. │ + + + │
│ │ │
│Ташаузская обл. │ + │
│ │ │
│Республика Грузия │ + + + + + + + │
│ │ │
│Республика │ + + + + + │
│Армения │ │
│ │ │
│Республика │ + + + + + + │
│Молдова │ │
└──────────────────┴────────────────────────────────────────────────────┘
──────────────────────────────
* По состоянию на 01.07.1991.
2892 × 1785 пикс.     Открыть в новом окне
Приложение 5
Справочное

Оценка состояния скальных склонов (откосов)

Оценку состояния обвальных скальных склонов (откосов) высотой до 30 - 40 м следует производить в зависимости от их морфометрических и инженерно-геологических характеристик по табл. 1. Оценка в баллах по морфологическим характеристикам склонов (откосов) приведена в табл. 2, по инженерно-геологическим характеристикам - в табл. 3.
Таблица 1