Утративший силу
Крановый путь принял в эксплуатацию
___________________________________
(организация, должность,
фамилия, подпись)
Приложение 13

Нормы браковки канатов грузоподъемных кранов

1. Браковка канатов грузоподъемных кранов, находящихся в эксплуатации, должна проводиться в соответствии с руководством по эксплуатации крана. При отсутствии в руководстве по эксплуатации соответствующего раздела браковка производится согласно рекомендациям, приведенным в настоящем приложении.
Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:
а) характер и число обрывов проволок (рис. 1-3), в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
1246 × 321 пикс.     Открыть в новом окне
1343 × 631 пикс.     Открыть в новом окне
1231 × 625 пикс.     Открыть в новом окне
б) разрыв пряди;
в) поверхностный и внутренний износ;
г) поверхностная и внутренняя коррозия;
д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;
з) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.
2. Браковка канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, должна проводиться по числу обрывов проволок в соответствии с табл. 1 и рис. 4.
Канаты кранов, предназначенных для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.
3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. 5) или коррозии (рис. 6) на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника - внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п. (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 7).
Таблица 1

Число обрывов проволок, при наличии которых канаты двойной свивки, работающие со стальными и чугунными блоками, бракуются

Число несущих проволок в наружных прядях
Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам
Тип свивки
ГОСТ на канат
Группа классификации (режима) механизма
M1, М2, М3 и М4
М5, М6, М7 и М8
крестовая свивка
односторонняя свивка
крестовая свивка
односторонняя свивка
на участке длиной
6d
30d
6d
30d
6d
30d
6d
30d
n <= 506х7(6/1)
2
4
1
2
4
8
2
4
6х7(1+6)+1х7(1+6)
ЛК-О
3066-80
6х7(1+6)+1о.с.
ЛК-О
3069-80
8х6(0+6)+9о.с.
ЛК-О
3097-80
51 <= n <= 756х19(9/9/1)*
3
6
2
3
6
12
3
6
6х19(1+9+9)+1 о.с.
ЛК-О
3077-80
6х19(1+9+9)+7х7(1+6)*
ЛК-О
3081-80
76 <= n <= 10018х7(1+6)+1о.с.
ЛК-О
7681-80
4
8
2
4
8
16
4
8
101 <= n <= 1208x19(9/9/1)*
5
10
2
5
10
19
5
10
6х19(12/6/1)
6х19(12/6+6/F1)
6х25FS(12/12/1)*
6x19(1+6+6/6)+7x7(1+6)
ЛК-Р
14954-80
6x19(1+6+6/6)+1o.c.
ЛК-Р
2688-80
6х25(1+6; 6+12)+1o.c.
ЛК-З
7665-80
6х25(1+6; 6+12)+7x7(1+6)
ЛК-З
121 <= n <= 1408х16(0+5+11)+9o.c.
ТК
3097-80
6
11
3
6
11
22
6
11
141 <= n <= 1608х19(12/6+6F/1)
6
13
3
6
13
26
6
13
8x19(1+6+6/6)+1o.c.
ЛК-Р
7670-80
161 <= n <= 1806х36(14/7+7/7/1)*
7
14
4
7
14
29
7
14
6x30(0+15+15)+7o.c.
ЛК-O
3083-80
6x36(1+7+7/7+14)+1o.c.*
ЛК-РО
6x36(1+7+7/7+14)+ +7x7(1+6)*
ЛК-РО
181 <= n <= 2006x31(1+6+6/6+12)+1o.c.
8
16
4
8
16
32
8
16
6x31(1+6+6/6+12)+7x7(1+6)
6x37(1+6+15+15)+1o.c.
ТЛК-О
3079-80
201 <= n <= 2206х41(16/8+8/8/1)*
9
18
4
9
18
38
9
18
221 <= n <= 2406х37(18/12/6/1)
10
19
5
10
19
38
10
19
18х19(1+6+6/6)+1о.с.
ЛК-Р
3088-80
241 <= n <= 260
10
21
5
10
21
42
10
21
261 <= n <= 280
11
22
6
11
22
45
11
22
281 <= n <= 300
12
24
6
12
24
48
12
24
300 <= n
0,04n
0,08n
0,02n
0,04n
0,08n
0,16n
0,04n
0,08n
Примечания:
1. n - число несущих проволок в наружных прядях каната; d - диаметр каната, мм.
2. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается.
3. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых может быть в 2 раза больше.
4. Для канатов конструкции с диаметром наружных проволок во внешних прядях, превышающим диаметр проволок нижележащих слоев, класс конструкции понижен и отмечен звездочкой.
5. При работе каната полностью или частично с блоками из синтетического материала или из металла с синтетической футеровкой отмечается появление значительного числа обрывов проволок внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволок или интенсивного износа на наружной поверхности каната. Такие канаты отбраковываются с учетом потери внутреннего сечения.
6. Незаполненные строки в графе "Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам" означают отсутствие конструкций канатов с соответствующим числом проволок. При появлении таких конструкций канатов, а также для канатов с общим числом проволок более 300 число обрывов проволок, при которых канат бракуется, определяется по формулам, приведенным в нижней строке таблицы, причем полученное значение округляется до целого в большую сторону.
1339 × 1032 пикс.     Открыть в новом окне
При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.
При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (см. рис. 5, д) или коррозии (см. рис. 6, д) на 40% и более канат бракуется.
Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента. обеспечивающего аналогичную точность.
При меньшем, чем указано в табл. 1, числе обрывов проволок, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров и смены каната по достижении степени износа, указанной в табл. 2.
Таблица 2

Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии

Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, %
Количество обрывов проволок, % от норм, указанных в табл. 1
10
85
15
75
20
70
25
60
30 и более
50
Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного, каната.
4. Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. 8), канат необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине. При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5% и более, канат бракуется.
5. При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.
6. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. 9). При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Н_в и свивки каната Н_к канат бракуется при d_в >= 1,08 d_к, где d_в - диаметр спирали волнистости, d_к - номинальный диаметр каната.
721 × 1664 пикс.     Открыть в новом окне
676 × 1466 пикс.     Открыть в новом окне
933 × 233 пикс.     Открыть в новом окне
970 × 628 пикс.     Открыть в новом окне
951 × 395 пикс.     Открыть в новом окне