Утративший силу
Термин | Номер термина |
Безотказность | 1.2 |
Вероятность безотказной работы | 6.8 |
Вероятность восстановления | 6.19 |
Вероятность успешного перехода на резерв | 7.19 |
Восстановление | 5.2 |
Время восстановления | 4.4 |
Время восстановления гамма-процентное | 6.20 |
Время восстановления среднее | 6.21 |
Дефект | 3.1 |
Долговечность | 1.3 |
Дублирование | 7.7 |
Интенсивность восстановления | 6.22 |
Интенсивность отказов | 6.12 |
Исправность | 2.1 |
Испытания на надежность | 10.1 |
Испытания на надежность контрольные | 10.3 |
Испытания на надежность лабораторные | 10.4 |
Испытания на надежность нормальные | 10.6 |
Испытания на надежность определительные | 10.2 |
Испытания на надежность ускоренные | 10.7 |
Испытания на надежность эксплуатационные | 10.5 |
Контроль надежности | 9.3 |
Коэффициент готовности | 6.26 |
Коэффициент оперативной готовности | 6.27 |
Коэффициент сохранения эффективности | 6.29 |
Коэффициент технического использования | 6.28 |
Кратность резерва | 7.6 |
Критерий предельного состояния | 2.6 |
Критерий отказа | 3.4 |
Критичность отказа | 3.7 |
Метод определения надежности расчетный | 9.4 |
Метод определения надежности расчетно-экспериментальный | 9.5 |
Метод определения надежности экспериментальный | 9.6 |
Надежность | 1.1 |
Наработка | 4.1 |
Наработка до отказа | 4.2 |
Наработка до отказа гамма-процентная | 6.9 |
Наработка до отказа средняя | 6.10 |
Наработка между отказами | 4.3 |
Наработка на отказ | 6.11 |
Наработка на отказ средняя | 6.11 |
Неисправность | 2.2 |
Неработоспособность | 2.4 |
Нормирование надежности | 8.1 |
Обслуживание техническое | 5.1 |
Объект восстанавливаемый | 5.6 |
Объект невосстанавливаемый | 5.7 |
Объект необслуживаемый | 5.5 |
Объект неремонтируемый | 5.9 |
Объект обслуживаемый | 5.4 |
Объект ремонтируемый | 5.8 |
Объект испытаний на надежность | 10.9 |
Определение надежности | 9.2 |
Отказ | 3.3 |
Отказ внезапный | 3.11 |
Отказ деградационный | 3.20 |
Отказ зависимый | 3.10 |
Отказ конструктивный | 3.17 |
Отказ независимый | 3.9 |
Отказ постепенный | 3.12 |
Отказ перемежающийся | 3.14 |
Отказ производственный | 3.18 |
Отказ ресурсный | 3.8 |
Отказ скрытый | 3.16 |
Отказ эксплуатационный | 3.19 |
Отказ явный | 3.15 |
Параметр потока отказов | 6.13 |
Параметр потока отказов осредненный | 6.14 |
План испытаний на надежность | 10.8 |
Повреждение | 3.2 |
Показатель надежности | 6.1 |
Показатель надежности единичный | 6.2 |
Показатель надежности комплексный | 6.3 |
Показатель надежности нормируемый | 8.2 |
Показатель надежности расчетный | 6.4 |
Показатель надежности экспериментальный | 6.5 |
Показатель надежности эксплуатационный | 6.6 |
Показатель надежности экстраполированный | 6.7 |
Последствия отказа | 3.6 |
Причина отказа | 3.5 |
Программа обеспечения надежности | 9.1 |
Работоспособность | 2.3 |
Резерв | 7.2 |
Резерв нагруженный | 7.8 |
Резерв ненагруженный | 7.10 |
Резерв облегченный | 7.9 |
Резервирование | 7.1 |
Резервирование замещением | 7.14 |
Резервирование без восстановления | 7.18 |
Резервирование общее | 7.11 |
Резервирование постоянное | 7.13 |
Резервирование раздельное | 7.12 |
Резервирование с восстановлением | 7.17 |
Резервирование скользящее | 7.15 |
Резервирование смешанное | 7.16 |
Ремонт | 5.3 |
Ремонтопригодность | 1.4 |
Ресурс | 4.5 |
Ресурс гамма-процентный | 6.15 |
Ресурс назначенный | 4.9 |
Ресурс остаточный | 4.8 |
Ресурс средний | 6.16 |
Сбой | 3.13 |
Состояние исправное | 2.1 |
Состояние неисправное | 2.2 |
Состояние неработоспособное | 2.4 |
Состояние предельное | 2.5 |
Состояние работоспособное | 2.3 |
Сохраняемость | 1.5 |
Срок службы | 4.6 |
Срок службы гамма-процентный | 6.17 |
Срок службы назначенный | 4.10 |
Срок службы средний | 6.18 |
Срок сохраняемости | 4.7 |
Срок сохраняемости гамма-процентный | 6.24 |
Срок сохраняемости средний | 6.25 |
Срок хранения назначенный | 4.11 |
Трудоемкость восстановления средняя | 6.23 |
Элемент основной | 7.3 |
Элемент резервируемый | 7.4 |
Элемент резервный | 7.5 |
Термин | Номер термина |
Accelerated test | 10.7 |
Active reserve | 7.8 |
Ageing failure | 3.20 |
Analytical-experimental reliability assessment | 9.5 |
Analytical reliability assessment | 9.4 |
Assessed reliability measure | 6.5 |
Assigned lifetime | 4.10 |
Assigned operating time | 4.9 |
Assigned storage time | 4.11 |
Combined redundancy | 7.16 |
Compliance test | 10.3 |
Continuous redundancy | 7.13 |
Damage | 3.2 |
Defect | 3.1 |
Dependability | 1.1 |
Design failure | 3.17 |
Determination test | 10.2 |
Down state | 2.4 |
Duplication | 7.7 |
Durability | 1.3 |
Efficiency ratio | 6.29 |
Element under redundancy | 7.4 |
Experimental reliability assessment | 9.6 |
Explicit failure | 3.15 |
Extrapolated reliability measure | 6.7 |
Failure | 3.3 |
Failure cause | 3.5 |
Failure criterion | 3.4 |
Failure criticality | 3.7 |
Failure effect | 3.6 |
Failure intensity | 6.13 |
Failure rate | 6.12 |
Failure free operation | 1.2 |
Fault | 2.2 |
Faulty state | 2.2 |
Field test | 10.5 |
Gamma-percentile life | 6.15 |
Gamma-percentile lifetime | 6.17 |
Gamma-percentile operating time to failure | 6.9 |
Gamma-percentile restoration time | 6.20 |
Gamma-percentile storage time | 6.24 |
Good state | 2.1 |
Gradual failure | 3.12 |
(Instantaneous) availability function | 6.26 |
(Instantaneous) restoration rate | 6.22 |
Integrated reliability measure | 6.3 |
Intermittent failure | 3.14 |
Interruption | 3.13 |
Laboratory test | 10.4 |
Latent failure | 3.16 |
Life | 4.5 |
Lifetime | 4.6 |
Limiting state | 2.5 |
Limiting state criterion | 2.6 |
Loaded reserve | 7.8 |
Longevity | 1.3 |
Maintenance | 5.1 |
Maintainable item | 5.4 |
Maintainability | 1.4 |
Maintainability function | 6.19 |
Major element | 7.3 |
Manufacturing failure | 3.18 |
Marginal failure | 3.8 |
Mean failure intensity | 6.14 |
Mean life | 6.16 |
Mean lifetime | 6.18 |
Mean maintenance man-hours | 6.23 |
Mean restoration man-hours | 6.23 |
Mean operating time between failures | 6.11 |
Mean operating time to failure | 6.10 |
Mean storage time | 6.25 |
Mean restoration time | 6.21 |
Mean useful life | 6.16 |
Mishandling failure | 3.19 |
Misuse failure | 3.19 |
Nonmaintainable item | 5.5 |
Nonrepairable item | 5.9 |
Nonrestorable item | 5.7 |
Normal test | 10.6 |
Observed reliability measure | 6.6 |
Operating time | 4.1 |
Operating time between failures | 4.3 |
Operating time to failure | 4.2 |
Operational availability function | 6.27 |
Predicted reliability measure | 6.4 |
Primary failure | 3.9 |
Probability of successful redundancy | 7.19 |
Probability of restoration | 6.19 |
Recovery | 5.2 |
Reduced reserve | 7.9 |
Redundancy | 7.1 |
Redundancy ratio | 7.6 |
Redundancy without restoration | 7.18 |
Redundancy with restoration | 7.17 |
Redundant element | 7.5 |
Reliability | 1.1, 1.2 |
Reliability assessment | 9.2 |
Reliability function | 6.8 |
Reliability measure | 6.1 |
Reliability specification | 8.1 |
Reliability support programme | 9.1 |
Reliability test | 10.1 |
Reliability test programme | 10.8 |
Reliability verification | 9.3 |
Repair | 5.3 |
Repairable item | 5.8 |
Reserve | 7.2 |
Residual life | 4.8 |
Restoration | 5.2 |
Restorable item | 5.6 |
Restoration time | 4.4 |
Scope of reliability test | 10.9 |
Secondary failure | 3.10 |
Segregated redundancy | 7.12 |
Shelf life | 4.7 |
Simple reliability measure | 6.2 |
Sliding redundancy | 7.15 |
Specified reliability measure | 8.2 |
Standby redundancy | 7.14 |
Standby reserve | 7.10 |
Steady state availability factor | 6.28 |
Storability | 1.5 |
Storability time | 4.7 |
Sudden failure | 3.11 |
Survival function | 6.8 |
Unloaded reserve | 7.10 |
Up state | 2.3 |
Useful life | 4.5 |
Useful lifetime | 4.6 |
Wear-out failure | 3.20 |
Whole system redundancy | 7.11 |
Терминология по надежности в технике распространяется на любые технические объекты - изделия, сооружения и системы, а также их подсистемы, рассматриваемые с точки зрения надежности на этапах проектирования, производства, испытаний, эксплуатации и ремонта. В качестве подсистем могут рассматриваться сборочные единицы, детали, компоненты или элементы. При необходимости в понятие "объект" могут быть включены информация и ее носители, а также человеческий фактор (например при рассмотрении надежности системы "машина-оператор"). Понятие "эксплуатация" включает в себя, помимо применения по назначению, техническое обслуживание, ремонт, хранение и транспортирование.
Термин "объект" может относиться к конкретному объекту, и к одному из представителей, в частности, к наугад выбранному представителю из серии, партии или статистической выборки однотипных объектов. На стадии разработки термин "объект" применяется к наугад выбранному представителю из генеральной совокупности объектов.
Границ понятия "надежность" не изменяет следующее определение: надежность - свойство объекта сохранять во времени способность к выполнению требуемых функций в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.
Это определение применяют тогда, когда параметрическое описание нецелесообразно (например для простейших объектов, работоспособность которых характеризуется по типу "да - нет") или невозможно (например для систем "машина-оператор", т.е. таких систем, не все свойства которых могут быть характеризованы количественно).
К параметрам, характеризующим способность выполнять требуемые функции, относят кинематические и динамические параметры, показатели конструкционной прочности, показатели точности функционирования, производительности, скорости и т.п. С течением времени значения этих параметров могут изменяться.
Надежность - комплексное свойство, состоящее в общем случае из безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. Например для неремонтируемых объектов основным свойством может являться безотказность. Для ремонтируемых объектов одним из важнейших свойств, составляющих понятие надежности, может быть ремонтопригодность.
Для объектов, которые являются потенциальным источником опасности, важными понятиями являются "безопасность" и "живучесть". Безопасность - свойство объекта при изготовлении и эксплуатации и в случае нарушения работоспособного состояния не создавать угрозу для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды. Хотя безопасность не входит в общее понятие надежности, однако при определенных условиях тесно связана с этим понятием, например, если отказы могут привести к условиям, вредным для людей и окружающей среды сверх предельно допустимых норм.
Понятие "живучесть" занимает пограничное место между понятиями "надежность" и "безопасность". Под живучестью понимают свойство объекта, состоящее в его способности противостоять развитию критических отказов из дефектов и повреждений при установленной системе технического обслуживания и ремонта, или свойство объекта сохранять ограниченную работоспособность при воздействиях, не предусмотренных условиями эксплуатации, или свойство объекта сохранять ограниченную работоспособность при наличии дефектов или повреждений определенного вида, а также при отказе некоторых компонентов. Примером служит сохранение несущей способности элементами конструкции при возникновении в них усталостных трещин, размеры которых не превышают заданных значений.
Термин "живучесть" соответствует международному термину fail-safe concept [6]. Для характеристики отказоустойчивости по отношению к человеческим ошибкам в последнее время начали употреблять термин fool-proof concept. В международных документах ИСО, МЭК и ЕОКК [4 - 6] сочетание свойств безотказности и ремонтопригодности с учетом системы технического обслуживания и ремонта называют готовностью объекта (availability).
Безотказность в той или иной степени свойственна объекту в любом из возможных режимов его существования. В основном безотказность рассматривается применительно к его использованию по назначению, но во многих случаях необходима оценка безотказности при хранении и транспортировании объекта.
Необходимо подчеркнуть, что показатели безотказности (пп. 6.8 - 6.14) вводятся либо по отношению ко всем возможным отказам объекта, либо по отношению к какому-либо одному типу (типам) отказа с указанием на критерии отказа (отказов).
Объект может перейти в предельное состояние, оставаясь работоспособным, если, например, его дальнейшее применение по назначению станет недопустимым по требованиям безопасности, экономичности и эффективности.
Термин "ремонтопригодность" традиционно трактуется в широком смысле. Этот термин эквивалентен международному термину "приспособленность к поддержанию работоспособного состояния" или, короче, "поддерживаемость" (maintainability). Помимо ремонтопригодности в узком смысле это понятие включает в себя "обслуживаемость", т.е. приспособленность объекта к техническому обслуживанию, "контролепригодность" и приспособленность к предупреждению и обнаружению отказов и повреждений, а также причин их вызывающих. Более общее понятие "поддерживаемость", "эксплуатационная технологичность" (maintenance support, supportability) включает в себя ряд технико-экономических и организационных факторов, например качество подготовки обслуживающего персонала.
Допускается дополнительно к термину "ремонтопригодность" (в узком смысле) применять термины "обслуживаемость", "контролепригодность", "приспособленность к диагностированию", "эксплуатационная технологичность" и др.
В процессе хранения и транспортирования объекты подвергаются неблагоприятным воздействиям, например колебаниям температуры, действию влажного воздуха, вибрациям и т.п. В результате после хранения и (или) транспортирования объект может оказаться в неработоспособном и даже в предельном состоянии. Сохраняемость объекта характеризуется его способностью противостоять отрицательному влиянию условий и продолжительности его хранения и транспортирования.
В зависимости от условий и режимов применения объекта требования сохраняемости ставят по-разному. Для некоторых классов объектов может быть поставлено требование, чтобы после хранения объект находился в таком же состоянии, что и к моменту начала хранения. В этом случае объект будет удовлетворять требованиям безотказности, долговечности и ремонтопригодности, предъявляемым к объекту к моменту начала хранения. В реальных условиях происходит ухудшение параметров, характеризующих работоспособность объекта, а также снижается его остаточный ресурс. В одних случаях достаточно потребовать, чтобы после хранения и (или) транспортирования объект оставался в работоспособном состоянии. В большинстве других случаев требуется, чтобы объект сохранял достаточный запас работоспособности, т.е. обладал достаточной безотказностью после хранения и (или) транспортирования. В тех случаях, когда предусмотрена специальная подготовка объекта к применению по назначению после хранения и (или) транспортирования, требование о сохранении работоспособности заменяется требованием, чтобы технические параметры объекта, определяющие его безотказность и долговечность, сохранялись в заданных пределах. Очевидно, что все эти случаи охватываются приведенным в стандарте определением понятия сохраняемости.
Требования к показателям безотказности, долговечности и ремонтопригодности для объекта, подвергнутого длительному хранению, должны указываться в техническом задании и в отдельных случаях могут быть снижены относительно уровня требований на новый объект, не находившийся на хранении.
Следует различать сохраняемость объекта до ввода в эксплуатацию и сохраняемость объекта в период эксплуатации (при перерывах в работе). Во втором случае срок сохраняемости входит составной частью в срок службы.
В зависимости от особенностей и назначения объектов срок сохраняемости до ввода объекта в эксплуатацию может включать в себя срок сохраняемости в упаковке и (или) законсервированном виде, срок монтажа и (или) срок хранения на другом упакованном и (или) законсервированном более сложном объекте.
К терминам "Исправное состояние", "Неисправное состояние", "Работоспособное состояние", "Неработоспособное состояние" (пп. 2.1; 2.2; 2.3; 2.4)
Данные понятия охватывают основные технические состояния объекта. Каждое из них характеризуется совокупностью значений параметров, описывающих состояние объекта, а также качественных признаков, для которых не применяют количественные оценки. Номенклатуру этих параметров и признаков, а также пределы допустимых их изменений устанавливают в нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Работоспособный объект в отличие от исправного должен удовлетворять лишь тем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации, выполнение которых обеспечивает нормальное применение объекта по назначению. Работоспособный объект может быть неисправным, например, если он не удовлетворяет эстетическим требованиям, причем ухудшение внешнего вида объекта не препятствует его применению по назначению.
Для сложных объектов возможны частично неработоспособные состояния, при которых объект способен выполнять требуемые функции с пониженными показателями или способен выполнять лишь часть требуемых функций.
Для некоторых объектов признаками неработоспособного состояния, кроме того, могут быть отклонения показателей качества изготавливаемой ими продукции. Например, для некоторых технологических систем к неработоспособному состоянию может быть отнесено такое, при котором значение хотя бы одного параметра качества изготавливаемой продукция не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) и технологической документации.
Переход объекта из одного состояния в другое обычно происходит вследствие повреждения или отказа. Переход объекта из исправного состояния в неисправное работоспособное состояние происходит из-за повреждений.
В международных документах ИСО, МЭК и ЕОКК [5, 6] введена более детальная классификация состояний. Так, в работоспособном состоянии различают "рабочее состояние" (operating state) и "нерабочее состояние" (nonoperating state), при котором объект не применяется по назначению. "Нерабочее состояние" подразделяют в свою очередь, на состояние дежурства (standby state) и состояние планового простоя (idle, free state). Кроме того, различают "внутренне" неработоспособное состояние (internal disabled state), обусловленное отказом или незавершенностью планового технического обслуживания (ремонта), и "внешне" неработоспособное состояние (external disabled state), обусловленное организационными причинами. В отраслевой документации допускается использование более детальной классификации состояний, не противоречащей приведенной в настоящем стандарте.
Переход объекта в предельное состояние влечет за собой временное или окончательное прекращение эксплуатации объекта. При достижении предельного состояния объект должен быть снят с эксплуатации, направлен в средний или капитальный ремонт, списан, уничтожен или передан для применения не по назначению. Если критерий предельного состояния установлен из соображений безопасности хранения и (или) транспортирования объекта, то при наступлении предельного состояния хранение и (или) транспортирование объекта должно быть прекращено. В других случаях при наступлении предельного состояния должно быть прекращено применение объекта по назначению.
Для неремонтируемых объектов имеет место предельное состояние двух видов. Первый вид совпадает с неработоспособным состоянием. Второй вид предельного состояния обусловлен тем обстоятельством, что начиная с некоторого момента времени дальнейшая эксплуатация еще работоспособного объекта оказывается недопустимой в связи с опасностью или вредностью эксплуатации. Переход неремонтируемого объекта в предельное состояние второго вида происходит до потери объектом работоспособности.
Для ремонтируемых объектов выделяют два или более видов предельных состояний. Например для двух видов предельных состояний требуется отправка объекта в средний или капитальный ремонт, т.е. временное прекращение применения объекта по назначению. Третий вид предельного состояния предполагает окончательное прекращение применения объекта по назначению. Критерии предельного состояния каждого вида устанавливаются нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) и (или) эксплуатационной документацией.
Если работоспособность объекта характеризуют совокупностью значений некоторых технических параметров, то признаком возникновения отказа является выход значений любого из этих параметров за пределы допусков. Кроме того, в критерии отказов могут входить также качественные признаки, указывающие на нарушение нормальной работы объекта.
Критерии отказов следует отличать от критериев повреждений. Под критериями повреждений понимают признаки или совокупность признаков неисправного, но работоспособного состояния объекта.
Понятие критичности отказа введено для того, чтобы проводить классификацию отказов по их последствиям. Подобная классификация содержится в международных документах ИСО, МЭК и ЕОКК, а также в некоторых отраслевых отечественных документах, например в нормативно-технической документации на объекты сельскохозяйственного машиностроения. Критерием для классификации могут служить прямые и косвенные потери, вызванные отказами, затраты труда и времени на устранение последствий отказов, возможность и целесообразность ремонта силами потребителя или необходимость ремонта изготовителем или третьей стороной, продолжительность простоев из-за возникновения отказов, степень снижения производительности при отказе, приводящем к частично неработоспособному состоянию и т.п. Классификация отказов по последствиям устанавливается по согласованию между заказчиком и разработчиком (изготовителем). Для простых объектов эта классификация не используется.
При классификации отказов по последствиям могут быть введены две, три и большее число категории отказов. В международных документах ИСО, МЭК, ЕОКК различают критические (critica) и некритические (non-critical). Последние подразделяют на существенные (major) и несущественные (minor) отказы. Границы между категориями отказов достаточно условны.