(Действующий) ГОСТ Р ИСО 14001-2007 "Системы экологического менеджмента. Требования...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Управление и влияние на экологические аспекты продукции, поставляемой организации, могут значительно меняться в зависимости от ситуации на рынке, с которой сталкивается организация, и ее поставщиков. Организация, которая отвечает за проектирование своей продукции, может воздействовать на такие аспекты в значительной степени, например заменив отдельный исходный материал, однако, если организация должна поставлять продукцию в соответствии с техническими условиями, заданными извне, такие возможности весьма ограничены.
В отношении продукции, изготовляемой организацией, установлено, что организация может иметь ограниченный контроль над использованием и утилизацией своей продукции, например пользователями, но она может, если это целесообразно, рассмотреть возможность сообщения пользователям о соответствующих механизмах обращения и утилизации продукции для повышения степени влияния на экологические аспекты.
Изменения в окружающей среде отрицательного или положительного характера, полностью или частично связанные с экологическими аспектами, называют воздействиями на окружающую среду. Связь между экологическими аспектами и воздействиями является причинно-следственной.
В некоторых регионах культурное наследие может быть важным элементом окружения, в котором функционирует организация, и поэтому должно быть учтено при оценке воздействий на окружающую среду.
Поскольку организация может иметь множество экологических аспектов и связанных с ними воздействий, она должна определить критерии и метод(ы) определения значимых из них. Единого подхода к определению значимых экологических аспектов не существует. Однако используемый метод должен приносить согласующиеся результаты и предусматривать разработку и применение критериев оценки, например учитывающих взаимодействие с окружающей средой, вопросы законодательства, а также интересы внутренних и внешних заинтересованных сторон.
При подготовке информации, относящейся к значимым экологическим аспектам, организации следует определить необходимость сохранения этой информации, характеризующей как историю вопроса, так и способ использования этой информации при проектировании и внедрении системы экологического менеджмента.
В процессе идентификации и оценки экологических аспектов организации следует учитывать особенности территории, на которой осуществляется деятельность, затраты и время, требуемые для выполнения анализа, а также доступность надежных данных. Идентификация экологических аспектов не требует детальной оценки жизненного цикла продукции. Поэтому может быть использована уже имеющаяся информация, разработанная для исполнительных органов власти или иных целей.
Процесс идентификации и оценки экологических аспектов не предназначен для изменения или усиления правовых обязательств организации.
А.3.2 Законодательные и другие требования
Организации необходимо идентифицировать законодательные требования, применимые к ее экологическим аспектам, которые могут включать в себя:
a) требования национального законодательства и международных соглашений;
b) требования государственных, региональных, отраслевых нормативных актов;
c) правовые требования местных органов власти.
Примерами других требований, которые организация может взять обязательство выполнять, являются (если они применимы):
- соглашения с органами власти;
- соглашения с потребителями;
- указания рекомендательного характера;
- добровольные кодексы и принципы установившейся практики;
- добровольная экологическая маркировка или соглашения по сопровождению продукции;
- требования торговых ассоциаций;
- соглашения с общественными группами или неправительственными организациями;
- обязательства, публично принятые организацией или ее материнской компанией;
- корпоративные требования.
Определение того, насколько законодательные и другие требования применимы к экологическим аспектам организации, обычно выполняют в процессе идентификации этих требований. Поэтому обычно нет необходимости иметь отдельную или дополнительную процедуру для такого определения.
А.3.3 Цели, задачи и программы
Цели и задачи должны учитывать специфику организации и, если это практически осуществимо, быть измеряемыми. Они могут быть краткосрочными и долгосрочными.
При выборе вариантов технологии организации следует предпочесть использование лучших доступных технологий, если они экономически оправданы и эффективны.
Ссылка на финансовые требования организации не дает основания считать, что организация обязана использовать методологию экологических счетов.
Создание и использование одной или большего числа программ важно для успешного внедрения системы экологического менеджмента. В каждой программе следует описать, как организация будет достигать целей и выполнения задач, включая указания сроков, необходимых ресурсов и лиц, ответственных за реализацию программ(ы). Эта(и) программа(ы) может(гут) иметь подразделы по конкретным элементам деятельности организации.
В программу следует включать (если это необходимо и практически осуществимо) рассмотрение этапов планирования, проектирования, производства, маркетинга и утилизации, что может быть сделано как для текущих, так и для новых видов деятельности, продукции или услуг. Для продукции это может быть проектирование, выбор материалов, производство, использование и последующая утилизация. При внедрении нового оборудования или значительной модификации процессов программа может охватывать планирование, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, использование и вывод из эксплуатации в соответствующие сроки, определяемые организацией.

А.4 Внедрение и функционирование

А.4.1 Ресурсы, функциональные обязанности, ответственность и полномочия
Успешное внедрение системы экологического менеджмента требует ответственного отношения к ней всех лиц, работающих для организации или по ее поручению. Поэтому распределение ролей и ответственности в рамках системы не следует рассматривать только для функций экологического менеджмента, они должны затрагивать и другие области организации, такие как операционный менеджмент или выполнение персоналом других, не экологических функций.
В первую очередь к этой деятельности должно быть привлечено высшее руководство. Именно высшему руководству следует сформулировать экологическую политику и обеспечить внедрение системы экологического менеджмента. Для этого высшее руководство должно назначить специального представителя(ей) руководства, наделив его(их) определенными полномочиями и ответственностью за внедрение системы экологического менеджмента. В крупных или сложных по структуре организациях эти функции могут быть возложены на нескольких представителей руководства. В малых или средних по размерам организациях такая ответственность может быть возложена на одного человека. Руководству следует также гарантировать, что соответствующие ресурсы, такие как инфраструктура организации, предоставлены для обеспечения разработки, внедрения и поддерживания функционирования системы. Примерами элементов инфраструктуры организации являются здания, линии связи, подземные хранилища, системы канализации и т.п.
Также важно, чтобы ключевые функциональные обязанности и ответственность в системе экологического менеджмента были четко определены и доведены до сведения всех лиц, работающих для организации или по ее поручению.
А.4.2 Компетентность, подготовка и осведомленность
Организации следует идентифицировать необходимый уровень осведомленности, знаний, понимания и навыков для любого лица, несущего ответственность и наделенного полномочиями для выполнения заданий по ее поручению. Необходимо, чтобы:
- лица, работа которых связана со значимыми воздействиями на окружающую среду, обладали компетенцией, достаточной для выполнения порученных им заданий;
- были идентифицированы потребности в профессиональной подготовке и предприняты действия для проведения такой подготовки;
- все лица, выполняющие задания по поручению организации, были осведомлены об экологической политике организации, системе экологического менеджмента, а также об экологических аспектах деятельности организации, продукции и услуг, на которые может повлиять их деятельность.
Осведомленность, знания, понимание и компетентность можно обеспечить или повысить посредством профессиональной подготовки, обучения или приобретения опыта работы.
Организации следует требовать, чтобы субподрядчики, работающие по ее поручению, могли продемонстрировать, что их сотрудники обладают необходимой компетентностью и/или прошли соответствующую подготовку.
Руководству организации следует определить уровень опыта, компетентности и профессиональной подготовки, необходимый для работы персонала, особенно лиц, деятельность которых связана с выполнением конкретных функций по экологическому менеджменту.
А.4.3 Обмен информацией
Внутренний обмен информацией важен для результативного внедрения системы экологического менеджмента. Методы внутреннего обмена информацией могут включать в себя регулярные заседания рабочих групп, выпуск информационных бюллетеней, оформление информационных стендов, работу во внутренней сети.
Организациям следует внедрить процедуру получения, документирования и представления ответов на сообщения, поступающие от заинтересованных сторон. Эта процедура может включать в себя диалог с заинтересованными сторонами, а также рассмотрение их жалоб и предложений. В ряде случаев ответы заинтересованным сторонам могут содержать информацию об экологических аспектах и воздействиях на окружающую среду, связанных с деятельностью организации. В таких процедурах также следует учитывать необходимый обмен информацией с органами государственной власти относительно планирования противоаварийных мероприятий и других соответствующих вопросов.
Организация может планировать обмен информацией с учетом решений, принятых по отдельным целевым группам (группам интересов), соответствующим сообщениям и областям, выбору необходимых для этого средств.
Если рассматривают внешний обмен информацией об экологических аспектах, то организациям следует учитывать точки зрения и информационные потребности всех заинтересованных сторон. Если организация приняла решение о передаче вовне информации об экологических аспектах, то она может разработать соответствующую процедуру. Такая процедура может изменяться в зависимости от ряда факторов, таких как вид передаваемой информации, целевая группа и индивидуальные обстоятельства деятельности организации. К методам внешнего обмена информацией могут быть отнесены ежегодные отчеты, информационные бюллетени, веб-сайты и встречи с общественностью.
А4.4 Документация
Уровень детализации документации должен быть достаточным для описания системы экологического менеджмента и взаимодействия ее частей, В описании должно быть указано направление, в котором следует искать более детальную информацию о функционировании отдельных частей системы экологического менеджмента. Такая документация может быть объединена с документацией на другие системы, используемые организацией. Документация не обязательно должна иметь форму руководства.