(Действующий) Указ Президента РФ от 17 января 1997 г. N 11"О Федеральной целевой...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
В условиях ухудшения геополитической и экономической ситуации, ослабления морской компоненты ее геополитического положения, появления новых морских границ и обострения конкуренции между странами за право использования океанических ресурсов и пространств масштабность, сложность и важность для России проблем, связанных с деятельностью в Мировом океане, требуют для их решения программно-целевого подхода. В соответствии с международным правом и законодательной практикой Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в отношении основных видов деятельности на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Обоснованный выбор эффективных направлений укрепления морской мощи Российской Федерации должен обеспечить гармоничное устойчивое развитие страны и способствовать укреплению национальной безопасности.

III. Цель ФЦП "Мировой океан"

Целью ФЦП "Мировой океан" является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования Мирового океана в интересах экономического развития и обеспечения безопасности страны.
На политику России в этой области непосредственное воздействие оказывают уровень социально-экономического развития страны, определяющий хозяйственную приоритетность развития различных видов морской деятельности, и международная обстановка, влияющая на выбор стратегии реализации и защиты национальных интересов в Мировом океане.
ФЦП "Мировой океан" должна стать инструментом согласования федеральных и региональных программ по решению отдельных проблем Мирового океана и ориентации этих программ на достижение единых целей политики государства в области повышения эффективности экономики, обеспечения национальных и геополитических интересов страны.
Реализация ФЦП "Мировой океан" должна также способствовать:
активизации деятельности России в Мировом океане в соответствии с целями и задачами развития страны;
ориентации деятельности России в Мировом океане на получение конкретных практических результатов в ближайшей перспективе;
обеспечению максимальной координации и повышению эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Мировом океане с учетом фактически имеющихся возможностей их материального и иного обеспечения.
В процессе разработки ФЦП "Мировой океан" необходимо определить основные направления деятельности России в Мировом океане, которые создадут основу для:
обеспечения реализации и защиты национальных и геополитических интересов России;
социально-экономического развития прибрежных регионов;
стабилизации морехозяйственного комплекса;
повышения уровня безопасности различных видов деятельности на море;
сохранения и последующего развития научно-технического потенциала, связанного с проблемами океана.

IV. Основные направления и ожидаемые результаты реализации ФЦП "Мировой океан"

Формирование в рамках ФЦП "Мировой океан" единой скоординированной государственной политики, нацеленной на консолидацию внутригосударственных и международных подходов России к изучению и использованию Мирового океана и интеграцию ведомственных усилий по развитию морской деятельности, должно осуществляться на каждом из этапов реализации ФЦП "Мировой океан" на основе выбора приоритетных направлений и концентрации на них выделяемых средств. Это потребует налаживания процесса постоянного и эффективного согласования конкретных интересов, мер и шагов в отношениях между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, государственными и негосударственными субъектами хозяйственной деятельности, гражданскими и военными структурами. В настоящее время в стране практически отсутствуют единые механизмы такого согласования и взаимодействия.
Создание указанных механизмов в рамках ФЦП "Мировой океан" станет одним из важнейших условий способности России обеспечивать соблюдение своих национальных интересов в Мировом океане.
Ограниченность ресурсов и возможностей России требует их концентрации на важнейших, с точки зрения решения проблем внутреннего развития страны, направлениях деятельности в Мировом океане. При этом на каждом этапе реализации программы следует предусмотреть проведение научных исследований Мирового океана, включая фундаментальные, создающие заделы для выполнения последующих этапов.
Учитывая многообразие и сложность проблем, подлежащих решению в рамках ФЦП "Мировой океан", представляется целесообразным весь период реализации ФЦП "Мировой океан" разбить на ряд этапов и соответственно распределить стоящие задачи.
На начальном этапе в рамках направлений "Международно-правовые вопросы, их политический аспект, тактика отстаивания интересов", "Военно-стратегические интересы России в Мировом океане", "Использование биологических ресурсов Мирового океана", "Транспортные коммуникации России в Мировом океане" основное внимание должно быть сосредоточено на следующих проблемах:
обеспечение реализации прав Российской Федерации в Мировом океане путем создания соответствующей правовой базы;
урегулирование с сопредельными странами спорных вопросов по морским границам;
укрепление национальной, региональной и глобальной безопасности;
формирование научных основ создания техники и технологии для проведения первоочередных морских работ;
выход на обоснованные уровни снабжения рыбой и другими морепродуктами населения страны и необходимые объемы грузопассажирских перевозок.
На дальнейшем этапе ФЦП "Мировой океан" реализуется по направлениям "Исследования природы Мирового океана", "Минеральные ресурсы Мирового океана, Арктики и Антарктики", "Гуманитарные вопросы", "Освоение и использование Арктики, изучение и исследование Антарктики" и должна быть нацелена на:
получение минерального сырья в промышленных масштабах;
самодостаточное энергообеспечение прибрежных регионов страны;
комплексное управление прибрежными зонами Российской Федерации;
наблюдение за погодно-климатическими условиями и их прогнозирование.
Завершающий этап программы содержит направления "Торговые отношения, обеспечение равных возможностей на мировом рынке товаров и технологий", "Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового океана", "Создание единой общегосударственной системы информации об обстановке в Мировом океане" и должен предусматривать:
укрепление экономических позиций России на мировых рынках товаров и услуг за счет активизации ее деятельности в Мировом океане;
расширение пространственного и функционального потенциала государства за счет использования подводных территорий Мирового океана и океанических процессов на основе применения принципиально новых технологий;
сбалансированное функционирование природных систем на территории России;
обеспечение стабилизации экономических, экологических и социальных процессов в стране, основанное на взаимодействии и взаимозависимости природных и антропогенных процессов в Мировом океане.
Для реализации ФЦП "Мировой океан" необходимо осуществить комплекс мероприятий по следующим направлениям.

1. Международно-правовые вопросы, их политический аспект, тактика отстаивания интересов

Вопросы разграничения морских пространств и, следовательно, юрисдикции в отношении различного рода ресурсной, природоохранной и других видов деятельности занимают существенное место в межгосударственных отношениях, в значительной мере определяют характер этих отношений, поскольку затрагивают экономические, политические и стратегические интересы сторон.
Россия является признанной морской державой, традиционно играющей существенную роль в изучении и освоении пространств и ресурсов Мирового океана. Ее деятельность в этой области была и остается сферой сотрудничества и противоборства с другими государствами.
В последнее время проблема отстаивания российских интересов в Мировом океане, включая прибрежную зону, серьезно осложнилась. После образования на территории бывшего СССР ряда независимых государств часть морских границ России сохраняет статус, установленный в соответствии с ранее заключенными международными соглашениями. Вместе с тем с приобретением независимости Украиной, Грузией и Прибалтийскими государствами возникли новые морские границы, которые пока не закреплены международными договорами с Россией и при этом обладают разной степенью защищенности и взрывоопасности. Не завершен процесс разграничения морских пространств с Норвегией, США и Японией. Особые проблемы возникают в отношениях с Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном в связи с неурегулированностью правового статуса Каспийского моря, не являющегося в правовом отношении частью Мирового океана и не имеющего сегодня морских границ.
Изменение правового режима морских пространств у побережья России и использование их в новых условиях, динамика геополитических процессов требуют от России адекватного реагирования на сложившуюся ситуацию в отношении Мирового океана.
Приоритетными направлениями обеспечения международных интересов России в Мировом океане как в настоящее время, так и на длительную перспективу являются:
поддержание мира и безопасности;
защита суверенитета, прав и интересов России в соответствующих морских пространствах, включая их разграничение;
защита и сохранение морской среды с учетом международных обязательств;
развитие экономического, экологического, правового и научно-технического сотрудничества с другими странами и международными организациями по проблемам Мирового океана.
Первостепенное значение в становлении международного правового режима морских пространств имеет вступление в силу 16 ноября 1994 г. Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которую Российская Федерация подписала, но еще не ратифицировала.
Конвенция закрепляет свободу судоходства в открытом море, право прохода через проливы, используемые для международного судоходства, свободу рыболовства в открытом море и специальные права прибрежных государств в области использования живых и неживых ресурсов моря, защиты и сохранения морской среды. В соответствии с Конвенцией за Россией закреплен участок морского дна в Тихом океане, содержащий запасы ряда стратегических металлов. Во исполнение положений Конвенции создан и начал работать международный орган по морскому дну.