(Действующий) Указ Президента РФ от 17 января 1997 г. N 11"О Федеральной целевой...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
морехозяйственный комплекс, включающий в себя промышленное рыболовство, торговое судоходство, добычу с морского дна полезных ископаемых и другие виды хозяйственного использования океана;
научно-технический комплекс по исследованию океанов и морей, обладающий мощным научным потенциалом и высококвалифицированными кадрами;
Военно-Морской Флот, Федеральная пограничная служба Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечивающие защиту национальных интересов в Мировом океане;
население, проживающее на побережье арктических и тихоокеанских морей, включая коренные малочисленные народы, для которых прилегающие моря являются основным источником жизнеобеспечения.
Условиями успешного развития каждого вида морской деятельности, сохранения окружающей среды и биологического разнообразия являются объединение усилий отдельных граждан, общества и государства в этой сфере, а также создание механизма межотраслевой и межрегиональной координации при выполнении морских работ. В последние годы в условиях резкого изменения геополитической ситуации, возрастания внутриотраслевых и региональных диспропорций координация усилий субъектов морской деятельности Российской Федерации была нарушена.
Анализ структурных особенностей и масштабов естественных ресурсов Мирового океана, внутренних морей и приграничных (сопредельных) территорий позволяет сделать следующие выводы:
произошло ухудшение в обеспечении экономики России природными ресурсами, некоторые виды полезных ископаемых стали дефицитными;
возникла угроза утраты ведущего положения страны в изучении, освоении и рациональном использовании ресурсов Мирового океана, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;
использование традиционных и сравнительно новых источников природных ресурсов (минерально-сырьевых, энергетических и биологических) должно стать условием обеспечения устойчивого сбалансированного развития экономики России;
конкуренция за право использования природных ресурсов, неравномерно распределенных в акватории и прибрежной зоне Мирового океана, приводит к возникновению различных форм межотраслевых, межрегиональных и межгосударственных противоречий, способных трансформировать потенциальные вызовы в угрозы и конфликты, существенно влиять на состояние безопасности России. Некоторые уникальные месторождения располагаются вблизи морских границ Российской Федерации, естественные границы областей их локализации не совпадают с границами государств, а внутри нашей страны - с границами территорий субъектов Российской Федерации.
В условиях ухудшения геополитической и экономической ситуации, ослабления морской компоненты ее геополитического положения, появления новых морских границ и обострения конкуренции между странами за право использования океанических ресурсов и пространств масштабность, сложность и важность для России проблем, связанных с деятельностью в Мировом океане, требуют для их решения программно-целевого подхода. В соответствии с международным правом и законодательной практикой Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в отношении основных видов деятельности на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Обоснованный выбор эффективных направлений укрепления морской мощи Российской Федерации должен обеспечить гармоничное устойчивое развитие страны и способствовать укреплению национальной безопасности.

III. Цель ФЦП "Мировой океан"

Целью ФЦП "Мировой океан" является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования Мирового океана в интересах экономического развития и обеспечения безопасности страны.
На политику России в этой области непосредственное воздействие оказывают уровень социально-экономического развития страны, определяющий хозяйственную приоритетность развития различных видов морской деятельности, и международная обстановка, влияющая на выбор стратегии реализации и защиты национальных интересов в Мировом океане.
ФЦП "Мировой океан" должна стать инструментом согласования федеральных и региональных программ по решению отдельных проблем Мирового океана и ориентации этих программ на достижение единых целей политики государства в области повышения эффективности экономики, обеспечения национальных и геополитических интересов страны.
Реализация ФЦП "Мировой океан" должна также способствовать:
активизации деятельности России в Мировом океане в соответствии с целями и задачами развития страны;
ориентации деятельности России в Мировом океане на получение конкретных практических результатов в ближайшей перспективе;
обеспечению максимальной координации и повышению эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Мировом океане с учетом фактически имеющихся возможностей их материального и иного обеспечения.
В процессе разработки ФЦП "Мировой океан" необходимо определить основные направления деятельности России в Мировом океане, которые создадут основу для:
обеспечения реализации и защиты национальных и геополитических интересов России;
социально-экономического развития прибрежных регионов;
стабилизации морехозяйственного комплекса;
повышения уровня безопасности различных видов деятельности на море;
сохранения и последующего развития научно-технического потенциала, связанного с проблемами океана.

IV. Основные направления и ожидаемые результаты реализации ФЦП "Мировой океан"

Формирование в рамках ФЦП "Мировой океан" единой скоординированной государственной политики, нацеленной на консолидацию внутригосударственных и международных подходов России к изучению и использованию Мирового океана и интеграцию ведомственных усилий по развитию морской деятельности, должно осуществляться на каждом из этапов реализации ФЦП "Мировой океан" на основе выбора приоритетных направлений и концентрации на них выделяемых средств. Это потребует налаживания процесса постоянного и эффективного согласования конкретных интересов, мер и шагов в отношениях между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, государственными и негосударственными субъектами хозяйственной деятельности, гражданскими и военными структурами. В настоящее время в стране практически отсутствуют единые механизмы такого согласования и взаимодействия.
Создание указанных механизмов в рамках ФЦП "Мировой океан" станет одним из важнейших условий способности России обеспечивать соблюдение своих национальных интересов в Мировом океане.
Ограниченность ресурсов и возможностей России требует их концентрации на важнейших, с точки зрения решения проблем внутреннего развития страны, направлениях деятельности в Мировом океане. При этом на каждом этапе реализации программы следует предусмотреть проведение научных исследований Мирового океана, включая фундаментальные, создающие заделы для выполнения последующих этапов.
Учитывая многообразие и сложность проблем, подлежащих решению в рамках ФЦП "Мировой океан", представляется целесообразным весь период реализации ФЦП "Мировой океан" разбить на ряд этапов и соответственно распределить стоящие задачи.
На начальном этапе в рамках направлений "Международно-правовые вопросы, их политический аспект, тактика отстаивания интересов", "Военно-стратегические интересы России в Мировом океане", "Использование биологических ресурсов Мирового океана", "Транспортные коммуникации России в Мировом океане" основное внимание должно быть сосредоточено на следующих проблемах:
обеспечение реализации прав Российской Федерации в Мировом океане путем создания соответствующей правовой базы;
урегулирование с сопредельными странами спорных вопросов по морским границам;
укрепление национальной, региональной и глобальной безопасности;
формирование научных основ создания техники и технологии для проведения первоочередных морских работ;
выход на обоснованные уровни снабжения рыбой и другими морепродуктами населения страны и необходимые объемы грузопассажирских перевозок.
На дальнейшем этапе ФЦП "Мировой океан" реализуется по направлениям "Исследования природы Мирового океана", "Минеральные ресурсы Мирового океана, Арктики и Антарктики", "Гуманитарные вопросы", "Освоение и использование Арктики, изучение и исследование Антарктики" и должна быть нацелена на:
получение минерального сырья в промышленных масштабах;
самодостаточное энергообеспечение прибрежных регионов страны;
комплексное управление прибрежными зонами Российской Федерации;
наблюдение за погодно-климатическими условиями и их прогнозирование.
Завершающий этап программы содержит направления "Торговые отношения, обеспечение равных возможностей на мировом рынке товаров и технологий", "Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового океана", "Создание единой общегосударственной системы информации об обстановке в Мировом океане" и должен предусматривать:
укрепление экономических позиций России на мировых рынках товаров и услуг за счет активизации ее деятельности в Мировом океане;
расширение пространственного и функционального потенциала государства за счет использования подводных территорий Мирового океана и океанических процессов на основе применения принципиально новых технологий;
сбалансированное функционирование природных систем на территории России;
обеспечение стабилизации экономических, экологических и социальных процессов в стране, основанное на взаимодействии и взаимозависимости природных и антропогенных процессов в Мировом океане.
Для реализации ФЦП "Мировой океан" необходимо осуществить комплекс мероприятий по следующим направлениям.

1. Международно-правовые вопросы, их политический аспект, тактика отстаивания интересов

Вопросы разграничения морских пространств и, следовательно, юрисдикции в отношении различного рода ресурсной, природоохранной и других видов деятельности занимают существенное место в межгосударственных отношениях, в значительной мере определяют характер этих отношений, поскольку затрагивают экономические, политические и стратегические интересы сторон.