(Действующий) Указ Президента РФ от 17 января 1997 г. N 11"О Федеральной целевой...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
задачи развития транспортно-технологической системы Северного морского пути;
б) определить:
меры по развитию и совершенствованию международного сотрудничества в районе Северного морского пути с учетом возрастающего интереса к его использованию со стороны зарубежных государств, в первую очередь для осуществления транзитных перевозок грузов между европейскими и азиатскими портами, а также меры по защите морской среды Арктики от загрязнения в процессе судоходства с учетом особой уязвимости природы Крайнего Севера;
меры по сохранению существующего статуса Антарктики, закрепленного в Договоре об Антарктике 1959 года, и обеспечению долгосрочных интересов дальнейшего присутствия и практической деятельности России в этом регионе.

10. Создание единой общегосударственной системы информации об обстановке в Мировом океане

В настоящее время информация по проблемам Мирового океана, являющаяся основой решения научно-технических, экономических, политических и военных задач, разбросана по различным ведомствам, результаты решения этих задач совместно не анализируются, взаимный обмен данными на регулярной основе не осуществляется.
В этих условиях целесообразно рассмотреть вопрос о создании в рамках ФЦП "Мировой океан" единой общегосударственной системы информации об обстановке в Мировом океане. Она должна быть основана на существующих системах информации Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства связи Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, Государственного комитета Российской Федерации по науке и технологиям, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Российской академии наук, Российского космического агентства с использованием современных информационных технологий.
Указанная система должна обеспечивать:
повышение эффективности управления деятельностью по изучению и использованию ресурсов Мирового океана и контроля за его состоянием;
предоставление оперативной информации пользователям для принятия решений и непосредственного осуществления того или иного рода деятельности;
создание банка данных нормативной документации и средств метрологического обеспечения;
развитие различных видов мониторинга в целях обеспечения освоения Мирового океана и осуществления морской деятельности;
предоставление обобщенной или специальной информации для решения разнообразных проблем, не требующих режима работы с данными в реальном масштабе времени;
обмен информацией между аналогичными системами в рамках международного сотрудничества.
Основными функциями указанной системы должны стать:
сбор, обработка, накопление и распространение данных и информации о Мировом океане;
долговременное гарантированное хранение информации и создание специализированных баз данных;
производство информационной продукции и обеспечение ею заинтересованных потребителей;
информационное сопровождение программ и проектов исследования и практического использования океанов и морей;
реализация функций центров данных в международных программах.
Единая общегосударственная система информации об обстановке в Мировом океане должна не подменять существующие информационные системы отраслей, связанных с проблемами Мирового океана, а обеспечивать их полноценное и эффективное использование, взаимодействие, доступ к информационным фондам с учетом соответствующего разграничения полномочий.

11. Гуманитарные вопросы

Масштабная реализация различных видов деятельности в Мировом океане создает ряд проблем, связанных с трудом и бытом как в океане, так и в прибрежных северных и восточных районах. Работа в океане связана с пребыванием в длительных плаваниях, долговременных экспедициях в малообитаемых, высокоширотных и отдаленных районах, на морских платформах, длительной изоляцией от привычного образа жизни и повышенным профессиональным риском.
В этих условиях ФЦП "Мировой океан" должна предусматривать:
решение задач охраны труда, здравоохранения и социальной защиты работников, связанных с морской деятельностью;
повышение престижа морских профессий;
создание условий для сокращения оттока рабочей силы из приморских регионов Севера и Дальнего Востока, а также привлечение специалистов из континентальных районов России и русскоязычного населения из стран, образовавшихся на территории бывшего СССР, определение оптимального уровня миграции рабочей силы, в том числе иностранной.
Учитывая первостепенное значение задачи обеспечения квалифицированными кадрами всех видов морской деятельности, включая научные исследования, ФЦП "Мировой океан" должна быть направлена на:
сохранение и восстановление кадрового потенциала, изменение структуры образования с ориентацией на подготовку кадров для приоритетных видов морской деятельности по исследованию и использованию ресурсов и пространств Мирового океана;
разработку мер по совершенствованию системы финансирования образовательных учреждений, которая должна сочетать использование бюджетных и внебюджетных средств, а также средств, получаемых от коммерческой деятельности этих учреждений;
укрепление материально-технической базы, развитие производственной и социальной инфраструктуры морских и других образовательных учреждений.
Российский Север и тихоокеанское побережье - это обширные территории, обладающие уникальной флорой и фауной, многие виды которых имеются только в этих регионах. Здесь находятся ценнейшие исторические памятники духовной культуры различных народов, являющиеся свидетелями освоения этих регионов.
Вопросы сохранения и изучения историко-культурного наследия и природной среды, побережья и островов Северного Ледовитого океана, а также тихоокеанского побережья должны стать составной частью ФЦП "Мировой океан".
Для решения этих задач в ФЦП "Мировой океан" необходимо предусмотреть:
создание системы наблюдения за состоянием культурного и природного наследия районов Севера;
меры, обеспечивающие сохранность природы и культурных ценностей Севера.
Коренные малочисленные народы, проживающие на побережье арктических и тихоокеанских морей, из-за нерационального хозяйственного освоения земных и водных территорий, ухудшения экономической обстановки, отсутствия возможности использовать ресурсы Мирового океана, поставлены в ряде случаев в тяжелое положение.
В ФЦП "Мировой океан" необходимо определить такие конкретные меры решения проблем коренных малочисленных народов Севера, как:
защита их жизни и здоровья от разрушительного воздействия хозяйственной деятельности по освоению Мирового океана на основе минимизации уровня воздействия промышленного освоения океана на коренное население прибрежных регионов;
создание условий для сохранения этнических признаков малых народов с учетом специфики их жизнеобеспечения.
Учитывая мировой опыт в ФЦП "Мировой океан" необходимо предусмотреть меры по развитию туризма в необжитых районах с девственной природой в северном и дальневосточном регионах страны. В этих целях:
разработать принципы формирования туристско-рекреационных зон в приморских регионах;
определить рекреационный потенциал районов и морей прибрежных регионов страны в целях развития внутреннего и международного туризма;
оценить допустимую экологическую нагрузку на эти регионы;
определить оптимальный уровень использования туристскорекреационного потенциала северных территорий и морей.

V. Способы решения поставленных задач

Деятельность Российской Федерации, связанная с Мировым океаном, в настоящее время требует принятия мер по реализации ее национальных интересов в этой области. Реальное состояние экономики и хозяйственных реформ в стране позволяет осуществить лишь эволюционное развитие процессов обеспечения национальных и геополитических интересов России в Мировом океане.
Государственная поддержка и рациональное использование научно-технического потенциала России в условиях рыночной экономики, концентрация материальных и финансовых средств на приоритетных направлениях морской деятельности позволят в рамках ФЦП "Мировой океан" проводить на качественно новом уровне работы по освоению, изучению и использованию Мирового океана.
В настоящее время по проблемам, прямо или косвенно связанным с Мировым океаном, находится в стадии разработки, разработано и принято к исполнению более 20 федеральных целевых программ. В подпрограммы ФЦП "Мировой океан" наряду с проектами, разработанными непосредственно в ее рамках, могут также включаться наиболее важные проекты из уже реализуемых федеральных целевых программ. На первоначальном этапе реализации ФЦП "Мировой океан" целесообразно выделить из упомянутых программ на конкурсной основе наиболее эффективные и, по возможности, быстрореализуемые проекты, которые непосредственно связаны с морской деятельностью и направлены на достижение конкретных целей в ближайшей перспективе.
В рамках каждой из подпрограмм определяются цели, достижение которых через систему специально разработанных мероприятий дает реальные результаты в конкретные сроки.