(Действующий) Указ Президента РФ от 17 января 1997 г. N 11"О Федеральной целевой...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
В этих условиях ФЦП "Мировой океан" должна быть ориентирована на:
повышение эффективности использования сырьевых биологических ресурсов;
модернизацию основных фондов рыбопромыслового и поискового флота и береговых предприятий;
обновление флота за счет строительства судов, в том числе с привлечением финансового лизинга.

8. Транспортные коммуникации России в Мировом океане

В последние годы для России сложилась совершенно новая транспортно-коммуникационная ситуация. Она характеризуется тем, что:
сведены к минимуму выходы России к Балтийскому и Черному морям и тем самым затруднен ее доступ к основным торговым морским путям;
концевые магистрали системы сухопутных коммуникаций в Европе и Средней Азии оказались в других странах, в частности в Украине, Казахстане, прибалтийских государствах. В результате Россия была существенно отодвинута в глубь Евразии в северо-восточном направлении;
по западному периметру постсоветского пространства располагаются страны, которые, по существу, стремятся использовать свое геополитическое положение для получения политических и иных выгод;
внутренние и зарубежные пути, связывающие Россию с внешним миром, в особенности на юге и западе, частично оказались в зоне конфликтов (Закавказье, Таджикистан) либо в зонах как потенциальной, так и реальной нестабильности.
Около половины российских экспортно-импортных грузов перевозится морем, при этом подавляющая часть этого грузопотока проходит через балтийские и черноморские порты.
У России осталось лишь два (вместо прежних семи) порта на Балтике - Калининград и Санкт-Петербург, причем Калининград отрезан от России территорией Литвы, а акватория Санкт-Петербурга замерзает в холодное время года.
На Черном море Россия сохранила за собой из наиболее важных портов только Новороссийск и Туапсе, возможности которых ограничены. Одесса, Ильичевск и другие порты, всегда игравшие значительную роль в морской торговле страны, остались за пределами России. Порты Рени и Измаил, которые раньше обеспечивали России доступ к Дунаю, а следовательно и к важному водному пути в Центральную Европу по каналу Дунай-Майн-Рейн, также оказались потерянными. Оставшиеся у России морские порты могут обеспечить не более 60 процентов перевалочной портовой работы. Положение усугубляется и линией Турции на введение ограничений свободы судоходства через черноморские проливы, особенно в отношении крупнотоннажных танкеров.
В результате Россия вынуждена прибегать к транзитным перевозкам через порты прибалтийских государств и Украины. Стоимость транзита, решение связанных с ним организационных и других вопросов в значительной мере зависят от позиции этих государств.
Северные рубежи России из-за суровых природных условий и по другим причинам не могут компенсировать потери транспортно-коммуникационных возможностей на западе и на юге (хотя и нуждаются в серьезном развитии).
Таким образом, перед Россией встала задача предотвратить оттеснение ее от мировых транспортных путей и перекрытие ряда ее важнейших коммуникаций.
Радикальные геополитические изменения привели к установлению очень жестких пределов любых возможных усилий со стороны России по использованию западного, южного и северного направлений мореходства.
В этих условиях для России особое значение приобретает дальневосточное направление, сохранение свободного выхода на пространства Тихого океана.
Россия, как никогда, заинтересована в более рациональной эксплуатации своих богатств и территорий. Территория российского Дальнего Востока превышает 6 млн. кв. километров. Береговая линия Японского и Охотского морей, принадлежащая России, превышает 4 тыс. километров. Наличие большого количества бухт позволяет обеспечить дальнейшее развитие портового хозяйства. Восточные земли России, тяготеющие к Тихому океану, чрезвычайно богаты в природном отношении, но мало населены и недостаточно освоены.
Быстрое экономическое развитие Азиатско-Тихоокеанского региона делает его перспективным для сотрудничества. Связи со странами этого региона становятся все более интенсивными, что не исключает необходимости серьезной работы и на других направлениях - Балтика, Черное море, Каспий, Северный Ледовитый океан.
В целях устранения угрозы транспортной (а следовательно и экономической) изоляции России ФЦП "Мировой океан" должна быть направлена на:
экономически обоснованное и экологически допустимое развитие новых портовых систем на Балтийском и Черном морях и Кольском полуострове;
обеспечение свободы судоходства в черноморских проливах;
решение вопроса о создании интегрированного транспортного центра на Тихом океане.

9. Освоение и использование Арктики, изучение и исследование Антарктики

Арктика - это единая сложная региональная система, где переплетаются интересы России и других государств.
Интерес к Арктике обусловливается возможностью использования данного региона в транспортных целях; наличием запасов нефти, газа, других природных ресурсов, многие виды которых могут быть освоены уже в настоящее время; необходимостью проведения научных исследований природы региона, влияющей на состояние погоды и климата земного шара; обострением проблемы сохранения экологического равновесия.
Северный морской путь является важнейшей частью инфраструктуры экономического комплекса Крайнего Севера и связующим звеном между российским Дальним Востоком и западными районами страны, при этом он объединяет в единую транспортную сеть крупнейшие речные артерии Сибири. Для некоторых районов арктической зоны (Чукотка, острова арктических морей и ряд населенных пунктов побережья Красноярского края и Тюменской области) морской транспорт является единственным средством обеспечения массовых перевозок грузов.
Запасы минерального сырья на шельфе Севера России весьма значительны и сконцентрированы в уникальных по своим масштабам месторождениях. Такие ресурсы, как углеводороды, благородные, цветные и редкие металлы, ценные минералы и лес являются определяющими в народно-хозяйственном балансе России. В современных условиях экономика страны не может обойтись без ряда полезных ископаемых, добываемых в районах Севера и его арктической зоны. Освоение природных ресурсов и развитие производительных сил в районах Севера (включая арктическую зону) является важной частью экономической стратегии государства на длительный период.
Международные интересы России в Арктике заключаются в обеспечении благоприятных внешних условий для осуществления политических, экономических, социальных и других преобразований внутри страны. При этом необходимо подчеркнуть важность международного сотрудничества в решении экономических и юридических проблем в рамках создаваемого Арктического Совета, а также Совета Баренцева моря и его рабочей группы по Северному морскому пути, Арктической инициативы, Стратегии защиты окружающей среды Арктики.
Антарктика, имеющая определяющее значение для формирования климатических процессов на Земле, является наименее изученным регионом. В настоящее время отсутствует оценка ее хозяйственного потенциала и последствий масштабного освоения. Следует при этом иметь в виду, что добыча минеральных ресурсов на материке и шельфе в настоящее время запрещена Протоколом об охране окружающей среды от 1991 года к Договору об Антарктике 1959 года. В связи с этим выбор путей экологически безопасного развития разрешенной рыбопромысловой, научной и туристской деятельности в регионе зачастую приходится делать в условиях отсутствия достоверной информации и, соответственно, достаточно большой неопределенности.
В отношении Антарктики, где в настоящее время работают национальные экспедиции многих государств (и их список будет расширяться впредь), не решены территориальные проблемы. Территориальные претензии государств в настоящее время заморожены. Нельзя, однако, исключать, что выявление значительных ресурсов в этом регионе и появление средств их экономически эффективного извлечения могут вызвать в будущем серьезные конфликты.
Учитывая народно-хозяйственное, политическое, международное, экологическое и социальное значение освоения Арктики и Антарктики Россией, а также военное значение Арктики, в ФЦП "Мировой океан" необходимо:
а) сформулировать:
принципы единой государственной политики в отношении Арктики как особого региона, имеющего долговременные, жизненно важные национальные интересы для России, затрагивающие многие стороны ее жизни;
требования к развитию энергетической базы для надежного обеспечения социального и экономического развития районов Арктики, включая расширение использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
задачи развития транспортно-технологической системы Северного морского пути;
б) определить:
меры по развитию и совершенствованию международного сотрудничества в районе Северного морского пути с учетом возрастающего интереса к его использованию со стороны зарубежных государств, в первую очередь для осуществления транзитных перевозок грузов между европейскими и азиатскими портами, а также меры по защите морской среды Арктики от загрязнения в процессе судоходства с учетом особой уязвимости природы Крайнего Севера;
меры по сохранению существующего статуса Антарктики, закрепленного в Договоре об Антарктике 1959 года, и обеспечению долгосрочных интересов дальнейшего присутствия и практической деятельности России в этом регионе.

10. Создание единой общегосударственной системы информации об обстановке в Мировом океане

В настоящее время информация по проблемам Мирового океана, являющаяся основой решения научно-технических, экономических, политических и военных задач, разбросана по различным ведомствам, результаты решения этих задач совместно не анализируются, взаимный обмен данными на регулярной основе не осуществляется.
В этих условиях целесообразно рассмотреть вопрос о создании в рамках ФЦП "Мировой океан" единой общегосударственной системы информации об обстановке в Мировом океане. Она должна быть основана на существующих системах информации Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства связи Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, Государственного комитета Российской Федерации по науке и технологиям, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Российской академии наук, Российского космического агентства с использованием современных информационных технологий.
Указанная система должна обеспечивать:
повышение эффективности управления деятельностью по изучению и использованию ресурсов Мирового океана и контроля за его состоянием;
предоставление оперативной информации пользователям для принятия решений и непосредственного осуществления того или иного рода деятельности;
создание банка данных нормативной документации и средств метрологического обеспечения;
развитие различных видов мониторинга в целях обеспечения освоения Мирового океана и осуществления морской деятельности;
предоставление обобщенной или специальной информации для решения разнообразных проблем, не требующих режима работы с данными в реальном масштабе времени;
обмен информацией между аналогичными системами в рамках международного сотрудничества.