(Действующий) Указ Президента РФ от 17 января 1997 г. N 11"О Федеральной целевой...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
разработке механизма координации и реализации программ управления прибрежными зонами, а также контроля за состоянием окружающей среды, ресурсов и за антропогенными изменениями в прибрежных зонах, в том числе с участием субъектов Российской Федерации;
решению ряда эколого-экономических вопросов, связанных с исключением использования дополнительного земельного фонда для строительства горнорудных и металлургических предприятий, извлечением из недр значительной массы горных пород, вовлечением в переработку взамен сульфидных медно-никелевых руд железомарганцевых образований, практически лишенных такой вредной примеси, как сера;
решению политических и правовых вопросов, касающихся использования минеральных ресурсов морского дна за пределами национальной юрисдикции России в соответствии с международным правом.

6. Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового океана

Освоение ресурсов Мирового океана является задачей, сравнимой по своим масштабам и материальным затратам, ожидаемым научно-техническим и экономическим результатам с освоением космического пространства. Более того, любое направление в современной науке об океане (изучение геолого-геофизических процессов и закономерностей распределения минеральных ресурсов, исследование экосистем и биоресурсов или изучение влияния Мирового океана на климат планеты) также представляет собой крупную самостоятельную проблему. Для успешного решения проблем Мирового океана принципиально важным и необходимым условием является наличие современных технических средств, адекватных поставленным задачам. Создание в России перспективных средств, учитывающих специфические требования, предъявляемые к океанологической технике, возможно на основе использования современных конверсионных технологий и должно быть нацелено на решение следующих важнейших задач:
обеспечение технических и технологических возможностей проведения глубоководного бурения, создание технологий глубоководных, шельфовых и придонных работ и материалов для работы в экстремальных условиях на границе гидросфера-литосфера;
развитие методов и создание средств обработки геофизической информации в реальном масштабе времени;
уточнение существующих карт с использованием современных приборов и методов изучения Мирового океана для проведения исследовательских, прикладных и хозяйственных работ;
разработка методов и средств дистанционного измерения основных параметров океана, в том числе со спутников и космических станций;
создание современного навигационно-гидрографического и гидрометеорологического оборудования для обеспечения безопасности морской деятельности;
создание системы метрологического и нормативного обеспечения работ по освоению Мирового океана;
формирование системы уменьшения последствий стихийных бедствий типа цунами, штормовых нагонов, моретрясений, извержений подводных вулканов и других.
ФЦП "Мировой океан" должна быть нацелена на защиту и сохранение морской среды, поддержание и развитие существующей научно-производственной базы, осуществление комплекса мероприятий по модернизации и обновлению российского океанологического флота, призванного обеспечить значительный объем исследований по проблемам Мирового океана, а также на создание основ для промышленного производства средств долговременного мониторинга морских живых ресурсов в совокупности с мониторингом загрязняющих веществ и других последствий деятельности человека в океане.
Реализация ФЦП "Мировой океан" должна предусматривать:
создание техники и технологий проведения глубоководных, шельфовых и придонных работ, в том числе глубоководного бурения;
создание новых материалов для работы в экстремальных условиях на границе гидросфера-литосфера;
усиление контроля за состоянием морской среды в районах захоронения радиоактивных отходов, местонахождения затонувших кораблей с атомными установками и ядерным оружием;
координацию направленных на предотвращение радиоактивного загрязнения морей мероприятий, которые включены в специальные программы;
разработку предложений по защите деятельности человека в Мировом океане от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера, создание банка данных потенциально опасных подводных объектов;
формирование межведомственных специализированных отрядов для работы на опасных подводных объектах;
наличие специально оборудованных научно-исследовательских судов для ведения подводных работ.

7. Использование биологических ресурсов Мирового океана

Россия - одно из ведущих рыбопромышленных государств, определяющих стратегию мирового рыболовства. Рыбное хозяйство Российской Федерации играет значительную роль в продовольственном комплексе страны. В ряде регионов (в первую очередь прибрежных - Приморском крае, Камчатской, Сахалинской, Калининградской и Мурманской областях) рыбное хозяйство является градообразующей отраслью, основным источником занятости населения.
В ближайшей перспективе, как и в настоящее время, основную часть российской сырьевой базы будут составлять биологические ресурсы исключительной экономической зоны. Однако чрезмерная эксплуатация внутренних ресурсов может резко сократить собственные рыбные запасы. Наибольшей опасности перелова подвергаются высокорентабельные виды биоресурсов, пользующиеся спросом на внешнем рынке, - крабы, креветки, треска, минтай. Это требует введения более строгих мер по регулированию и контролю промысла в традиционных районах лова в Японском, Охотском, Баренцевом и Беринговом морях с учетом действующих норм международного права.
К числу первоочередных задач отечественного рыболовства в рамках ФЦП "Мировой океан" относятся:
рациональное освоение биоресурсов в водах исключительной экономической зоны Российской Федерации, в открытом океане, конвенционных районах, исключительных экономических зонах иностранных государств с целью выхода на обоснованный уровень снабжения населения нашей страны рыбой и другими морепродуктами;
развитие марикультурных хозяйств в районах с благоприятными условиями для искусственного выращивания ценных морских гидробионтов и доведение выпуска их продукции до промышленного уровня.
Падение интереса к промыслу в иностранных зонах, связанное с недостаточной экономической выгодой, вынужденное снижение участия России в международных научно-исследовательских работах (проведение на своих судах учетных съемок, мониторинг состояния запасов рыбы и морепродуктов) чреваты дальнейшим вытеснением российского рыболовства из зон других прибрежных государств.
В последнее время в мировой рыбохозяйственной политике происходят нежелательные изменения. Вслед за США и некоторыми другими развитыми государствами многие страны Африки и Латинской Америки начинают проводить политику, направленную на полное вытеснение иностранного рыбопромыслового флота из своих зон.
В этих условиях необходимо закрепить российский приоритет в выявлении и освоении биоресурсов открытой части Мирового океана, а также сохранить и развивать связи в области рыболовства с другими прибрежными государствами, воды исключительных экономических зон которых богаты рыбой.
Большая часть традиционных промысловых районов попала под юрисдикцию прибрежных государств, при этом промысел стал регулироваться региональными международными рыболовными организациями. Отсюда вытекает необходимость заключения двусторонних соглашений о сотрудничестве в области рыболовства с максимальным числом стран, у побережья которых традиционно вели промысел российские суда.
Стратегия России в международных рыбохозяйственных организациях и в многостороннем рыбохозяйственном сотрудничестве в целом должна строиться исходя из необходимости решения вопроса о членстве Российской Федерации в Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), а также активизации участия России в международных рыбохозяйственных организациях для защиты интересов отечественного рыболовства.
В этих условиях ФЦП "Мировой океан" должна быть ориентирована на:
повышение эффективности использования сырьевых биологических ресурсов;
модернизацию основных фондов рыбопромыслового и поискового флота и береговых предприятий;
обновление флота за счет строительства судов, в том числе с привлечением финансового лизинга.

8. Транспортные коммуникации России в Мировом океане

В последние годы для России сложилась совершенно новая транспортно-коммуникационная ситуация. Она характеризуется тем, что:
сведены к минимуму выходы России к Балтийскому и Черному морям и тем самым затруднен ее доступ к основным торговым морским путям;
концевые магистрали системы сухопутных коммуникаций в Европе и Средней Азии оказались в других странах, в частности в Украине, Казахстане, прибалтийских государствах. В результате Россия была существенно отодвинута в глубь Евразии в северо-восточном направлении;
по западному периметру постсоветского пространства располагаются страны, которые, по существу, стремятся использовать свое геополитическое положение для получения политических и иных выгод;
внутренние и зарубежные пути, связывающие Россию с внешним миром, в особенности на юге и западе, частично оказались в зоне конфликтов (Закавказье, Таджикистан) либо в зонах как потенциальной, так и реальной нестабильности.
Около половины российских экспортно-импортных грузов перевозится морем, при этом подавляющая часть этого грузопотока проходит через балтийские и черноморские порты.
У России осталось лишь два (вместо прежних семи) порта на Балтике - Калининград и Санкт-Петербург, причем Калининград отрезан от России территорией Литвы, а акватория Санкт-Петербурга замерзает в холодное время года.
На Черном море Россия сохранила за собой из наиболее важных портов только Новороссийск и Туапсе, возможности которых ограничены. Одесса, Ильичевск и другие порты, всегда игравшие значительную роль в морской торговле страны, остались за пределами России. Порты Рени и Измаил, которые раньше обеспечивали России доступ к Дунаю, а следовательно и к важному водному пути в Центральную Европу по каналу Дунай-Майн-Рейн, также оказались потерянными. Оставшиеся у России морские порты могут обеспечить не более 60 процентов перевалочной портовой работы. Положение усугубляется и линией Турции на введение ограничений свободы судоходства через черноморские проливы, особенно в отношении крупнотоннажных танкеров.
В результате Россия вынуждена прибегать к транзитным перевозкам через порты прибалтийских государств и Украины. Стоимость транзита, решение связанных с ним организационных и других вопросов в значительной мере зависят от позиции этих государств.
Северные рубежи России из-за суровых природных условий и по другим причинам не могут компенсировать потери транспортно-коммуникационных возможностей на западе и на юге (хотя и нуждаются в серьезном развитии).
Таким образом, перед Россией встала задача предотвратить оттеснение ее от мировых транспортных путей и перекрытие ряда ее важнейших коммуникаций.
Радикальные геополитические изменения привели к установлению очень жестких пределов любых возможных усилий со стороны России по использованию западного, южного и северного направлений мореходства.
В этих условиях для России особое значение приобретает дальневосточное направление, сохранение свободного выхода на пространства Тихого океана.